Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
20.12.2005 | Георгий Ковалев
ЛУЖКОВ ЗАМЫКАЕТ МОСКВУ НА СЕБЯ
Страсти, разгоревшиеся в последние месяцы вокруг проведения массовых акций в центре столицы, получили сегодня неожиданное продолжение. Не дожидаясь принятия Мосгордумой законопроекта "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований", мэр Москвы Юрий Лужков подписал постановление, в соответствии с которым отныне он сам будет санкционировать проведение всех уличных мероприятий на территории ЦАО.
Как сообщил сегодня "Интерфакс", все письма с уведомлениями о проведении митингов, демонстраций, шествий и пикетов на территории ЦАО Москвы должны будут направляться лично столичному градоначальнику либо лицу, временно исполняющему его обязанности. Стоит напомнить, что ранее Мосгордума приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий новый порядок подачи уведомлений на проведение массовых акций, в которых участвуют более 5 тыс. человек, а также одноименных акций в разных районах Москвы. В соответствии с текстом законопроекта разрешения на проведение шествий и пикетов должны выдаваться не префектами административных округов столицы, как ранее, а столичным правительством.
Если же руководствоваться текстом постановления, подписанным сегодня мэром Москвы, то теперь в ведении московского правительства будет находиться не только разрешение/запрещение массовых мероприятий, планируемая численность участников которых превышает 5 тыс. человек, но даже и малочисленные пикеты. Разумеется, это не могло не вызвать раздражение в правозащитных кругах, представители которых усмотрели в постановлении Лужкова прямое нарушение ст. 31 Конституции, закрепляющей за гражданами "право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование". Учитывая то, что, по данным правозащитников, в Москве еженедельно проходит до 20 малочисленных акций протеста, наблюдателями делается вывод о том, что столь большое количество уведомлений московские власти просто не в состоянии будут просмотреть, а значит, люди будут вынуждены выражать свой протест неорганизованно и несанкционированно.
Иными словами, эта точка зрения на это постановление мэра Москвы читается вполне однозначно - это не более чем попытка "поставить под контроль улицу", а значит, и оппозицию. На подобные выводы действительно наталкивают меры московского правительства, предпринятые в канун выборов депутатов Мосгордумы. Так, временный запрет на проведение каких бы то ни было шествий по улицам Москвы действовал с 27 ноября по 6 декабря. По официальной версии, это объяснялось повышенной террористической опасностью в финале избирательной кампании. Впрочем, в подобных действиях столичного правительства усматривалась боязнь реализации мини-оранжевого сценария в Москве со стороны оппозиционных политических сил, недовольных результатами выборов. Примечательно, что уже после выборов высказывались предложения продлить действие этого запрета еще на некоторое время.
В попытке Юрия Лужкова поставить под более жесткий контроль проведение массовых мероприятий в центре столицы можно усмотреть еще две составляющие. Во-первых, вполне объективную, связанную с тем, что проведение пусть даже малочисленных (не говоря уже о многотысячных) акций протеста или просто выражения своего мнения могут обернуться беспорядками, что чревато осложнениями ситуации на дорогах столицы, пробками и т.п. Во-вторых, политический аспект. По сути, Лужков замыкает процесс принятия решений в отношении разрешения/запрещения проведения массовых акций в Москве исключительно на себя. И это касается не только акций, инициируемых оппозицией (нет большой разницы, кто именно будет запрещать проведение митинга, префект или лично Лужков - в этом смысле понимание ситуации едино у всех чиновников), но и массовых акций, устраиваемых провластными движениями. Столичные улицы и площади могут превратиться в своеобразный инструмент влияния, который находится в руках мэра Москвы. В этой связи инициатива префекта ЦАО
Сергея Байдакова, призвавшего Юрия Лужкова запретить проведения массовых мероприятий на Васильевском спуске, очень показательна. Если близ центральной площади столицы будут запрещены не только концерты, но и демонстрации, митинги и шествия, то дестабилизировать ситуацию в Москве будет проблематично. Впрочем, народный бунт на то и "бессмысленный и беспощадный", что для него нет никаких ограничений.