Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
01.07.2009 | Виталий Портников
«Батька» и конгрессмены
Президент Беларуси Александр Лукашенко встретился с представительной делегацией американских конгрессменов. Еще несколько месяцев назад такое свидание было трудно себе представить: в Вашингтоне Лукашенко считали «последним диктатором Европы» и активно поддерживали белорусскую оппозицию. В США продолжает действовать Акт о защите демократии в Беларуси, запрещающий американским государственным институциям оказывать Минску финансовую помощь и позволяющий блокировать такую помощь в международных организациях. Группе белорусских руководителей, в том числе и Александру Лукашенко въезд в Соединенные Штаты запрещен. А в прошлом году американские санкции были только усилены, под запрет попала продукция одного из важнейших белорусских предприятий – «Белнефтехима». Разгневанный Лукашенко отозвал из США собственного посла и выдворил американского с большой группой дипломатов. И вот теперь белорусский президент призывает американских гостей отказаться от стереотипов в двусторонних отношениях, а сами гости утверждают, что избрание президентом США Барака Обамы дает возможность нормализовать отношения. Гости, разумеется, говорят о необходимости демократизации и соблюдения прав человека, а Лукашенко – о необходимости отмены американского Акта. Но, впрочем, о необходимости демократизации говорят и европейцы. Демократизация еще не началась, а деньги уже выделяются.
Конечно, Александр Лукашенко не может не понимать, что хотя бы без видимости изменений рассчитывать на серьезную поддержку не придется. Для отмены Акта о защите демократии у американских конгрессменов должны быть серьезные основания. Но для белорусского президента американская поддержка необходима уже потому, что она позволит ему маневрировать не только между россиянами и европейцами. В том числе и в доступе к белорусским предприятиям. И это не преувеличение. Лукашенко призывал американских инвесторов прийти на белорусский рынок. И его энтузиазм позволяет вспомнить о той осторожности, с которой «батька» всегда относился к притязаниям российского бизнеса.
Осталось только понять, к каким конкретным шагам готов Лукашенко. Потеря власти ему все равно не угрожает – даже если в Беларуси начнется «гласность» советского образца, которую Запад будет только приветствовать. А вот появление на белорусском рынке европейских и американских инвесторов позволит Лукашенко куда свободнее вести себя с Россией. Более того, любой энергетический конфликт между Москвой и Минском Запад станет воспринимать уже не как следствие неплатежеспособности Беларуси или срыва конфиденциальных договоренностей между российским и белорусским президентом, а как попытку задушить нарождающуюся демократию.