Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

12.05.2010 | Сергей Слободчук

Победа Блэра над содержанием

Главная «фишка» парламентских выборов в Великобритании – это полная и безоговорочная победа шоумании, под знаком которой на этот раз и разворачивалось политическое соревнование. Поэтому проведение теледебатов с участием Гордона Брауна, Джеймса Кэмерона и Ника Клегга - впервые в политической истории острова - стало не случайностью, а логичным ингредиентом кампании.

Show must go on…

Выборы 2010-го года – это в первую очередь борьба имиджей, картинок, удачных афоризмов, но совсем не свежих идей или смелых инициатив. В общем, выигрыш формы по сравнению с содержанием.

Неожиданные для политической практики Великобритании результаты показали, что именно шоу было для избирателей на первом плане. И здесь наивысший балл себе в зачетку может поставить №1 Консервативной партии Дэвид Кэмерон. Что касается либерал-демократа Ника Клегга - бесспорного победителя теледебатов - такую же отметку он сможет поставить себе только через два шага. Во-первых, когда добьется возможности влиять на правительственный курс – через правительство меньшинства или коалицию с тори. А самое главное – если сможет добиться изменения мажоритарной системы выборов на пропорциональную. Иначе во время следующего раунда его усилия снова будут сведены на нет, что и продемонстрировал всего 51 полученный мандат при 27% поддержки в целом по стране.

В то же время, отвергнуть антикризисные усилия кабинета Гордона Брауна означало бы вообще забыть про здравый смысл. Пусть Браун и отвратительный актер, и антикоммуникабельный политик, да и вообще человек, который, видимо, внутренне не принимает правила игры на публику, чего требуют законы жанра, но именно благодаря ему Британия стал примером антикризисных мер для многих стран мира. Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что экономисты называли Брауна и в списке виновников кризиса – как в мировом масштабе, так и непосредственно в стране.

В итоге, английский избиратель завис где-то посередине – причем не между лейбористами или консерваторами, а между всеми тремя фаворитами. Что и продемонстрировали предфинальные социологические исследования, дававшие лейбористам и либдемам 28 и 27 соответственно, а консерваторам – 37%.

Новый Блэр против старого Брауна

Расстановка сил сильно напоминала ситуацию тринадцатилетней давности – парламентские выборы 1997-го года. Только с точностью до наоборот. Тогда необаятельному традиционалисту Джону Мейджору противостоял «новый лейборист» Тони Блэр, реформатор партии и специалист по внешним эффектам и PR. Но в 2007-м Блэра заменил Браун, и герои поменялись ролями. Опытному бюрократу и мрачному профессионалу Гордону Брауну пришлось сражаться с «Тони Блэром от консерваторов» - демонстративно обаятельным «человеком-картинкой» Дэвидом Кэмероном.

С первого же дня на посту лидера лейбористов и премьер-министра Гордон Браун стал мишенью для массированной атаки со стороны конкурентов. Расчет был верным: учитывая, что большинство британцев не видят особой разницы между двумя партиями-тяжеловесами, делать ставку на программные расхождения по поводу, скажем, образования – дело трудное и неблагодарное. Поэтому Кэмерон и его команда с первых же дней попытались сместить акцент в наиболее выигрышную для себя плоскость именно имиджевого противостояния между лидерами двух партий.

Справедливости ради нужно отметить, что тори пытались наступать и в содержательном плане – Кэмерон активно критиковал экономический курс Брауна как до наступления кризиса, так и антикризисные шаги кабинета. Но такая линия оказалась неудачной: со временем количество нападок перешло в качество. В итоге Кэмерон добился своего – избиратели обратили на него внимание как на альтернативный вариант. И вот именно здесь обнаружился серьезный прокол – в багаже главного консерватора на сегодняшний день нет никаких достижений в экономике. Более того, нет опыта государственного управления вообще. Выяснилось, что такая линия играет против самого Кэмерона, поэтому консерваторы вернулись к привычной схватке политических образов. Но здесь и тори, и лейбористов ожидал другой неприятный сюрприз.

Что касается самого Брауна, то его главными врагами оказались тяжеловесная манера поведения, имидж консерватора и репутация скучного политика. А за 3 прошедших года образ главы правительства «обогатился» такими чертами как грубость и несдержанность. В этой связи, например, можно вспомнить скандал, когда Брауна обвинили в хамском обращении с сотрудниками его офиса. Или хотя бы последний случай с пожилой избирательницей, когда попрощавшись и решив, что он уже не в прямом эфире, лейборист №1 не стал себя сдерживать и высказал все, что он думает про эту англичанку. В результате, слова «фанатичка» и «кто привел ко мне эту женщину?» услышали несколько миллионов радиослушателей.

Меж трех огней

Предполагалось, что избирательная кампания пройдет в плоскости «консерваторы против лейбористов» - то есть, победителем гарантированно станет один из двух игроков, определенных на старте. Но впервые проводившиеся в Великобритании теледебаты неожиданно изменили привычный формат. По итогам первого раунда на первые позиции прорвался лидер либеральных демократов Ник Клегг. И Брауну, и Кэмерону пришлось оперативно перенацеливать стрелы своей критики, то есть, сражаться на два фронта.

Хуже всего пришлось Брауну: в имиджевой плоскости он оказался между двух (а с учетом Ника Клегга – вообще трех) огней. С одной стороны, сами лейбористы сравнивали каждый его шаг с Тони Блэром. И такое сравнение часто было не в его пользу. Недаром за прошедшие 3 года Лейбористскую партию постоянно сотрясали скандалы – то одна, то другая внутрипартийная группа требовала, чтобы Браун ушел со своего поста. Причины, по которым разгорался скандал, могли быть разными – недовольство решениями кабинета в экономике, жесточайшее поражение на местных выборах в 2009-м, обвинения премьера в некорректном поведении и т.д., но лейтмотив сохранялся один – неверие в то, что с Гордоном Брауном партия сможет выиграть выборы. С другой стороны – на протяжении трех лет Брауна снова сравнивали с Тони Блэром, только теперь «нового Блэра» звали Дэвид Кэмерон.

И проигрыш выборов 6-го мая 2010-го года стал не ситуативной случайностью, а логическим завершением именно этого трехлетнего противоборства.

Сергей Слободчук - политолог

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net