Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

До губернаторских выборов в ряде регионов России осталась неделя. Главный вопрос, захвативший повестку вокруг единого дня голосования, – вероятность второго тура. 27 августа РБК со ссылкой на источники, близкие к Кремлю, опубликовал данные закрытых социологических исследований, проведенных для администрации президента, по результатам которых рейтинги всех врио губернаторов, участвующих в предстоящих 8 сентября выборах, позволяют им победить в первом туре.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

31.05.2010 | Татьяна Становая

Правительство поддержало акцию протеста

19 мая нынешнего года российское правительство приняло решение о создании Федерального бюджетного фонда по строительству и ремонту автодорог. Об этом сообщил премьер-министр Владимир Путин по итогам совещания по вопросам строительства ремонта и содержания автодорог в России. «Принято решение о создании бюджетного фонда по строительству и ремонту дорог по типу Инвестиционного фонда», — сказал он. 28 мая вице-премьер правительства Сергей Иванов подтвердил, что транспортный налог может быть отменен с 2011 года.

По словам главы правительства, в данном фонде будут сконцентрированы «минимальные средства» для поддержания дорожной сети в России. Путин также добавил, что право создания аналогичных фондов будет предоставлено также и субъектам Российской федерации. «Возможно, будут и другие источники, которые увеличат доход бюджета и повысят возможности фонда», - заявил министр финансов Алексей Кудрин. По его словам, средства будут расходоваться не по мере поступления налогов и сборов, а могут быть использованы в полном объеме уже с начала года. Также, отметил министр, фонд получит право заключать долгосрочные контракты на срок до 3 лет и право переноса неиспользованных средств на следующий год.

Дорожный фонд уже существовал в России, но был упразднен, а финансирование автодорожного строительства началось напрямую из бюджета. Судя по всему, мотивы нового решения связаны с набором причин.

Во-первых, это рост социального недовольства политикой правительства. Федерация автовладельцев России (ФАР) постоянно проводит акции протеста против платных дорог и повышения транспортного налога. Автовладельцы призывали включить транспортный налог в стоимость топлива, отменить постановления о повышении таможенных пошлин на иномарки, разрешить использование в автомобилях ксеноновых ламп, а также реформировать ГИБДД. Проблема транспортного налога была одной из главных причин всплеска протестных настроений в Калининграде в начале этого года.

Под давлением «снизу» власть постоянно вынуждена уступать. Так, в ноябре прошлого года Минфин отказался от идеи повышения базовой ставки транспортного налога в два раза: таким образом планировалось компенсировать регионам потери на фоне перераспределения бюджетных поступлений в рамках антикризисной политики правительства. Предложение сразу же встретило резкое недовольство со стороны автолюбителей, которые по всей стране, особенно в крупных городах, начали проводить акции протеста, выдвигая комплекс требований: помимо протеста против повышения налога, это отмена пошлин на ввоз подержанных иномарок. В Москве 7 ноября были задержаны около 130 человек, участников несанкционированного автопробега. Кроме того, была предпринята попытка перекрытия МКАДа. Против принятия законопроекта выступили и все политические силы, кроме партии власти: ЛДПР, КПРФ, «СР» голосовали в Госдуме против законопроекта, а СФ России в лице спикера Сергея Миронова пообещал наложить на законопроект вето. Тем не менее, несмотря на протесты, законопроект успел пройти все три чтения в Госдуме.

В итоге решение было пересмотрено по решению администрации президента, которая рекомендовала не принимать законопроект в таком виде. Газета «МК» написала, что первый замглавы администрации президента Владислав Сурков назвал законопроект о транспортном налоге «феноменальной подставой Минфина». Правда, в итоге потом все же был принят другой вариант: новый закон сохранил базовую ставку, но позволил региональным властям повышать тариф в 10 раз, вместо 5. Таким образом, как и в случае с тарифами в сфере ЖКХ, федеральный центр попытался переложить ответственность за принятие непопулярных мер на региональные власти. В то же время поднятие налога в Калининграде привело к мощному протесту, в ходе которого резкой критике подверглась не только областная, но и федеральная власть, в том числе и лично Владимир Путин. После январского 10-тысячного митинга в городе власть пошла на ряд уступок в налоговой сфере. На прошедшей неделе Верховный суд признал законным решение Калининградского областного суда об отмене закона о новом транспортном налоге в регионе. Таким образом, ставки транспортного налога в Калининградской области остались на уровне 2008 года.Транспортный налог крайне важен для региональных властей, которые в рамках федерального законодательства могут устанавливать разные уровни налогообложения и пополнять бюджеты. В кризис во многих регионах власти были вынуждены пойти на пересмотр ставок, что создавало социальную напряженность.

Минтранс выступил с предложением увеличить ставки акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла и ввести новое перераспределение зачисленных акцизных сборов. Свои предложения Минтранс уже представил в правительство. Половину доходов от увеличения акцизов планируется перечислять федеральной части дорожного фонда. По подсчетам Минтранса, в год возможно аккумулировать в фонде до 475 миллиардов рублей. Этих денег как раз должно хватить на содержание и ремонт бесплатных федеральных дорог.

На прошедшей неделе Госдума в первом чтении отклонила законопроект, который предусматривал включение транспортного налога в цену бензина. Один из аргументов - ветераны войны, инвалиды и другие льготники потеряют свое право на «скидку», которая предусмотрена для транспортного налога. Для целевого использования денег на дороги необходимо внести изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы.

Против законопроекта уже высказался депутат Госдумы Валерий Язев. «В России не нужно создавать дорожных фондов. Их создание негативно скажется на финансировании ремонта дорог, Гораздо перспективнее финансировать ремонт дорог за счет бюджетных средств, одновременно добиваясь увеличения доходов казны. Если финансировать через фонды, тогда на каждую задачу нужно фонд создавать. Нефтегазовый комплекс дает 40% бюджета. Что для него, фонд создавать? Есть дорожное агентство, которое вносит свои «хотелки» в правительство», - резюмировал депутат Госдумы. Однако в данном случае речь, похоже, идет о позиции конкретного депутата, а не Думы, которая в законотворческом процессе полностью лояльна правительству.

Заметим, что во главе Росавтодора с нынешнего года стоит Анатолий Чабунин, который считается креатурой министра транспорта Александра Левитина. Левитин как куратор агентства заинтересован в максимизации ресурсов для решения проблем состояния федеральных дорог, и создание дорожного фонда – его идея. Понятно, что в этом случае именно Росавтодор получит право определять, куда и сколько средств будет направлено из этого фонда. При этом если транспортный налог был чисто региональным налогом, то новая налогооблагаемая база будет распределяться между региональными и федеральным бюджетом, что, видимо, позволило Левитину получить в союзники Минфин. Окончательным элементом успеха стала возможность снизить социальную напряженность, недовольство политикой правительства в этой сфере, что позволило заручиться политической поддержкой. Возникает только одна, но очень серьезная проблема – регионы лишаются гибкого инструмента пополнения своих бюджетов, и это может стать одной из серьезных проблем в посткризисный период.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net