Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

До губернаторских выборов в ряде регионов России осталась неделя. Главный вопрос, захвативший повестку вокруг единого дня голосования, – вероятность второго тура. 27 августа РБК со ссылкой на источники, близкие к Кремлю, опубликовал данные закрытых социологических исследований, проведенных для администрации президента, по результатам которых рейтинги всех врио губернаторов, участвующих в предстоящих 8 сентября выборах, позволяют им победить в первом туре.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

25.10.2010 | Татьяна Становая

Электоральное правительство

21 октября президент РФ Дмитрий Медведев назначил новым руководителем аппарата правительства России Вячеслава Володина. На этом посту он сменил Сергея Собянина, который в четверг был утвержден Мосгордумой в должности мэра Москвы. Назначение Володина стало неожиданностью – в числе фаворитов фигурировали близкие к Путину или Собянину кандидаты. Назначение Володина означает, что тандем пока ограничился минимальными кадровыми перестановками, что лишило Медведева возможности расширить поле своего неформального влияния в системе власти.

О том, что новым главой аппарата правительства может быть назначен Вячеслав Володин – сообщило информационное агентство «РИА Новости» поздно вечером 20 октября. До этого его фигура всерьез не рассматривалась. Предполагалось, что кадровое решение может быть принято в рамках нескольких возможных сценариев. Наиболее вероятным сценарием считалось назначение не менее влиятельного и при этом близкого к Путину функционера правительства: назывались имена вице-премьера Игоря Сечина или первого вице-премьера Игоря Шувалова. Однако против этого сценария тот факт, что обоих такое решение могла бы скорее означать сокращение возможностей и в некотором смысле даже «понижение». Более того, например, Сечин имеет непростые отношения с рядом членов правительства (например, с министром природных ресурсов Игорем Трутневым, вице-премьером и министром финансов Алексеем Кудриным и министром обороны Анатолием Сердюковым), а работа главой аппарата требует способности координировать работу всего кабинета министров, для чего нужны более или менее ровные отношения со всеми его членами. Проблема Шувалова состоит в том, что за ним закреплена привилегированная роль отношений с иностранными инвесторами, проблематика ВТО; также он является главным связующим звеном кабинета в отношениях с Кремлем. Разрушать эту сложившуюся систему было бы нерационально, тем более что и для самого Шувалова возвращение на пост главы аппарата правительства (который он покинул еще в 2003 году) было бы также понижением.

Существовал сценарий «пакетных» кадровых перестановок, при которых ротация затронула бы и администрацию президента, что дало бы Медведеву возможность расширить свое влияние на собственную администрацию. Предполагалось, что в рамках этого сценария главой аппарата может стать Сергей Нарышкин, а место руководителя администрации президента займет «медведевский» человек (например, Константин Чуйченко). Отказ от реализации этого сценария означает, что Медведеву не хватает ресурса для кадровой экспансии. Косвенно это также может свидетельствовать о том, что Путин при любом сценарии решения «проблемы-2012» хотел бы сохранить свободу маневра и максимум ресурсов, в том числе политических.

Наконец, третий сценарий был скорее техническим и маловероятным – приход на пост руководителя аппарата технического менеджера (Кирилл Андросов) или кого-либо из людей Собянина (Анастасия Ракова). В этом случае такой руководитель, скорее всего, утратил бы пост вице-премьера, однако Путину нужен был сильный аппаратчик, способный своим авторитетом принимать решения и влиять на «тяжеловесов» внутри кабинета министров и за его пределами. В рамках третьего сценария кандидатам явно не хватило политического капитала.

Вячеслав Володин родился в 1964 году в Саратовской области, где и начал свою политическую карьеру. Он избирался депутатом Саратовского городского и Саратовского областного Советов народных депутатов. С 1991 года он начал работать депутатом, заместителем председателя Саратовской областной Думы, с 1992 года - управляющим делами, заместителем главы администрации Саратова. В 1996 году вошел в правительство Саратовской области при губернаторе Дмитрии Аяцкове, с которым впоследствии оказался в состоянии длительного политического конфликта. На фоне политического кризиса 1998-1999 гг. Володин поднялся на федеральный уровень, став в итоге одним из лидеров в новом блоке ОВР, созданном при поддержке Юрия Лужкова и Евгения Примакова. В декабре 1999 года Володин был избран депутатом Госдумы, с 2001 года руководил одноименной фракцией. В январе 2003 года, при объединении «Единства» и ОВР, стал одним из лидеров новой партии «Единая Россия». Занял посты вице-спикера, первого заместителя руководителя фракции «ЕР». С апреля 2005 года – секретарь президиума генсовета партии.

Назначение Володина позволяет понять несколько важных моментов в работе как премьера, так и системе принятия решений в целом. Это углубление процессов интеграции правительства и партии власти. Процесс начался еще в 2004 году, когда был снят запрет на партийную принадлежность чиновников. Однако перелом произошел после того, как партию власти возглавил Владимир Путин. Если раньше «ЕР» могла дистанцироваться от кабинета министров, остро критиковать отдельных членов правительства, то сейчас ей это делать намного сложнее (хотя традиционные стычки с министром финансов время от времени имеют место), партия в большей степени вынуждена разделять ответственность за принимаемые решения.

До сих пор можно вспомнить лишь одно крупное кадровое решение, при котором функционер «ЕР» переходил из Госдумы в правительство – это назначение в 2004 году Александра Жукова заместителем главы правительства. Это было исключительным решением, так как партия власти и депутаты всегда находились на периферии реального кадрового резерва президента и структур исполнительной власти. Жуков был обязан новому взлету в своей карьере особой роли в бюджетном процессе – к 2004 году как глава бюджетного комитета в Госдуме он неплохо сработался с министром финансов Алексеем Кудриным, став «идеальным» техническим вице-премьером, отвечающим за бюджетный процесс и связи с парламентариями. Но в ситуации прихода в правительство Вячеслава Володина нельзя проводить аналогии даже с назначением Жукова.

Володин в этом контексте не просто высокопоставленный член партии, а партийный функционер и публичный политик. В «Единой России» он считался человеком первого заместителя главы президентской администрации Владислава Суркова, оказывающим ему поддержку в ключевых вопросах, например, во время конфликта вокруг Химкинского леса (тогда он дал жесткую политическую оценку оппонентам власти, назвав ее участников «погромщиками» и «провокаторами») – это заявление было крайне резко встречено правозащитниками и экологами.

В «ЕР» Володин выполнял роль оперативного топ-менеджера – он отвечал за избирательные кампании, согласование кандидатур губернаторов и сенаторов, выработку идеологических позиций, кадровые вопросы внутри партии. Согласно уставу, Секретарь генсовета руководит рабочими органами партии — генсоветом и президиумом, представляет партию в ее взаимоотношениях с властью, обществом, бизнесом, обладает правом первой подписи на финансовых документах, заверяет списки кандидатов в Госдуму. Его конкурентом был лидер Высшего совета Борис Грызлов и, несмотря на разницу статусов между ними, об однозначном преимуществе последнего можно говорить с большой осторожностью.

Косвенно назначение в аппарат правительства политика и одного из главных руководителей партии власти, отвечающего за выборы, можно расценивать и как некий знак, подтверждающий желание Владимира Путина вернуться на пост президента в 2012 году. На данный момент, возможно, решение пока не принято, что не мешает премьеру готовить для этого определенный плацдарм. Это подтверждают и источники «Коммерсанта», которые утверждают, что в правительство Володин «идет заниматься предвыборной кампанией Владимира Путина» (правда, неясно какой – президентской или парламентской, как в 2007 году). «Володин проявил себя как грамотный выборный управленец, он продемонстрировал свою эффективность и в последнюю региональную кампанию», - отметил источник. На новом посту он будет курировать в том числе и работу партии власти. Володин считается одним из самых эффективных политтехнологов, специалистов по избирательным кампаниям, он руководил избирательными штабами партии в 2003 и 2007 году, когда «ЕР» получила, соответственно, 37% и 64% (впрочем, в новых политических условиях, при сокращении числа участников избирательной кампании и превращении выборов в фактический плебисцит о поддержке Путина).

В то же время Медведев стремился «департизировать» назначение Володина, подчеркнув управленческий характер этого кадрового решения и совместимость нового главы правительственного аппарата с президентом. Он назначил Володина заместителем председателя президентской Комиссии по модернизации. «Я знаю, что вы человек современный и продолжите эту работу в должности зампреда правительства, и вошли в состав комиссии в качестве моего заместителя», - сказал Медведев на встрече с Володиным в четверг. «Это нужно для того, чтобы стыковать возможности правительства России и администрации президента», - пояснил Медведев. Более того, он указал, что в принятии данного кадрового решения партийная принадлежность не учитывалась.

В самой партии место Володина занял его первый заместитель и протеже Сергей Неверов, который отвечал за региональную политику и партстроительство. Грызлов предложил назначить его и главой центрального избирательного штаба. Как заявил сам Неверов «Коммерсанту», окончательное решение о том, кто будет секретарем президиума, будет принимать Борис Грызлов. Источник пояснил «Ведомостям», что это будет связано с итогами мартовских выборов.

Приход Володина в аппарат правительства может позволить начать оптимизацию инструментов и механизмов управления исполнительной властью и партией власти как единой системой. В то же время сохраняется свойственная правящей диархии система сдержек и противовесов в системе власти. Володин – протеже Суркова, но теперь их статусы уравнялись. На уровне правительства появился новый «куратор», имеющий, в отличие от Сергея Собянина, непосредственный опыт партийно-политической работы. В то же время в развитии ситуации сохраняется высокая доля неопределенности, так как многое будет зависеть от того, как своим новым статусом и положением воспользуется сам Володин, с учетом возможного противоречия между его ролью публичного политика и традиционно непубличным характером деятельности руководителя аппарата правительства.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net