Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

До губернаторских выборов в ряде регионов России осталась неделя. Главный вопрос, захвативший повестку вокруг единого дня голосования, – вероятность второго тура. 27 августа РБК со ссылкой на источники, близкие к Кремлю, опубликовал данные закрытых социологических исследований, проведенных для администрации президента, по результатам которых рейтинги всех врио губернаторов, участвующих в предстоящих 8 сентября выборах, позволяют им победить в первом туре.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

24.01.2005 | Татьяна Становая

БИЗНЕСМЕНЫ НА ДЕМАРШЕ

20 января прошло заседание Совета по конкурентоспособности и предпринимательству под председательством премьер-министра РФ Михаила Фрадкова. На нем ряд предпринимателей впервые за последние годы открыто потребовали от власти пересмотра экономического курса и возврата доверия бизнеса к власти.

Совет по конкурентоспособности и предпринимательству был создан после президентских выборов и формирования правительства. Раньше аналогичный орган носил название Совета по предпринимательству и являлся площадкой для доведения до правительства мнения бизнесменов по наиболее важным для них вопросам. Часто это использовалась и в целях лоббирования. Трансформация Совета показала, что на первое место поставлена проблема конкурентоспособности, в то время как интересы предпринимательства должны были приобрести второстепенный характер. По сути, власть предложила бизнесу обсуждать не их интересы в контексте макроэкономической и промышленной политики, а интересы государства, исходя из возможностей бизнеса и в рамках новых принципов социальной ответственности в самом широком смысле этого понятия.

На этот раз темой заседания Совета было обсуждение среднесрочной программы развития России на 2005-2008 годы. Однако в итоге заседание вылилось в более концептуальные споры об отношениях власти и бизнеса, и даже прозвучали слова о "деле ЮКОСа".

Михаил Фрадков не раз говорил о том, что бизнес должен использовать свои ресурсы для того, чтобы помочь государству выполнить поставленные перед ним стратегические задачи. В этот раз премьер-министр заявил о том, что необходимо двигаться к задаче удвоения ВВП, созданию благоприятного делового климата, для чего предложил министру экономического развития и торговли РФ Герману Грефу интегрировать в среднесрочную программу отраслевые стратегии с их индикаторами.

После выступления Михаила Фрадкова, слово получил сам Герман Греф, что и послужило началом дискуссии с бизнесменами. По словам Германа Грефа, "главный вектор этого документа - снижение вмешательства государства в эффективные бизнес-процессы". Греф отметил, что главное в программе - это институциональные реформы, а не удвоение ВВП. По его мнению, рост как раз и "тормозится замедлением реформ, а также недоверием между бизнесом и властью". В целом же выступление Грефа было похоже на презентацию его программы перед бизнесменами. "Это программа экономической свободы", - заявил министр.

Такой оптимизм Германа Грефа вызвал раздражение у предпринимателей. Первым из них выступил председатель наблюдательного совета инвестиционной компании "Ренессанс Капитал" и Координационного совета предпринимательских организаций Александр Шохин. Он раскритиковал программу за ее разделение на отраслевую и институциональную части. По мнению Александра Шохина, чиновники смогут выбирать между ними. Например, в отраслевой части программы есть "газовый раздел", в котором говорится о разработке новых месторождений, но ни слова - о реформе "Газпрома".

Кроме того, Шохин отметил, что институциональная часть страдает от необеспеченности ресурсами, и привел в пример больную для правительства тему социального протеста против монетизации льгот. В результате, по его мнению, в программе имеются "институциональные ловушки" и "приходится переходить минное поле без миноискателя". В итоге Шохин поднял вопрос о доверии между бизнесом и властью, о необходимости проведения судебной реформы и реформирования налогового администрирования: "Налоговые законы в России - либеральные, в отличие от действий налоговиков. Тут никакой деприватизации не понадобится". Тем самым Шохин дал понять, что деприватизации де-факто происходит с использованием действий налоговиков.

Александра Шохина поддержал и председатель правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс. "К кому из присутствующих есть налоговые претензии, скажем, за 2001 год? - спросил Чубайс.- Не надо, не поднимайте руки, я и так знаю, что у трети!" "А потом, - продолжил он, - появится, как к ЮКОСу, претензии и за 2002-й, и 2003-й, и 2004-й годы". В ответ на это Михаил Фрадков заявил, что тоже "хотел бы иметь дело только с честным бизнесом".

Тему отношений власти и бизнеса продолжил также глава "Северстали" Алексей Мордашов. Он выступил с идеей переписать программу, усилив ее судебной реформой (об этом давно говорил сам Герман Греф). Кроме того, Мордашов заявил о необходимости обязать все суды уже с февраля 2005 года публиковать все свои решения, а также провести аттестацию судей, не останавливаясь перед увольнениями проштрафившихся. Наконец, глава "Северстали" поддержал своих коллег в вопросах кардинального улучшения налогового администрирования и снятия административного давления с бизнеса. В заключение заседания Совета прозвучало предложение Юрия Карапачинского, главы "Агромашхолдинга": "Давайте объявим две амнистии - одну налоговую, а другую приватизационную!".

Столь откровенной дискуссии с властью бизнес открыто не устраивал уже давно. "Дело ЮКОСа" считалось запретной темой, а презумпция виновности по налоговым нарушениям возведена в ранг одного из главных правил отношений власти и бизнеса. Предполагалось, что бизнес уже усвоил это, и Кремль всячески препятствовал обсуждению этой проблематики, всячески сужая площадки для диалога между властью и бизнесом. Однако в этот раз в пользу открытого выступления бизнеса сыграло два фактора: во-первых, Михаил Фрадков не принимает политических решений и играет в правительстве больше техническую роль, так что бизнесменов сложнее было упрекнуть в нелояльности. Во-вторых, Совет проходил на фоне массовых акций протеста против монетизации льгот, что доказывало низкую эффективность правительства и создавало больше поводов для критики. В-третьих, бизнес реагирует на разногласия внутри исполнительной власти и фактически поддерживает правительственных либералов (даже критикуемые членами Совета положения грефовского документа являются, скорее, дирижистскими заимствованиями, инициированными "нелиберальными" членами правительства). В любом случае, очевидно, что позиция бизнеса, по его природе, не может соответствовать нынешним политическим требованиям Кремля, а долгое "молчание" на тему ЮКОСа и политического контекста налоговых проверок носило конъюнктурный характер.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net