Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

24.01.2005 | Татьяна Становая

БИЗНЕСМЕНЫ НА ДЕМАРШЕ

20 января прошло заседание Совета по конкурентоспособности и предпринимательству под председательством премьер-министра РФ Михаила Фрадкова. На нем ряд предпринимателей впервые за последние годы открыто потребовали от власти пересмотра экономического курса и возврата доверия бизнеса к власти.

Совет по конкурентоспособности и предпринимательству был создан после президентских выборов и формирования правительства. Раньше аналогичный орган носил название Совета по предпринимательству и являлся площадкой для доведения до правительства мнения бизнесменов по наиболее важным для них вопросам. Часто это использовалась и в целях лоббирования. Трансформация Совета показала, что на первое место поставлена проблема конкурентоспособности, в то время как интересы предпринимательства должны были приобрести второстепенный характер. По сути, власть предложила бизнесу обсуждать не их интересы в контексте макроэкономической и промышленной политики, а интересы государства, исходя из возможностей бизнеса и в рамках новых принципов социальной ответственности в самом широком смысле этого понятия.

На этот раз темой заседания Совета было обсуждение среднесрочной программы развития России на 2005-2008 годы. Однако в итоге заседание вылилось в более концептуальные споры об отношениях власти и бизнеса, и даже прозвучали слова о "деле ЮКОСа".

Михаил Фрадков не раз говорил о том, что бизнес должен использовать свои ресурсы для того, чтобы помочь государству выполнить поставленные перед ним стратегические задачи. В этот раз премьер-министр заявил о том, что необходимо двигаться к задаче удвоения ВВП, созданию благоприятного делового климата, для чего предложил министру экономического развития и торговли РФ Герману Грефу интегрировать в среднесрочную программу отраслевые стратегии с их индикаторами.

После выступления Михаила Фрадкова, слово получил сам Герман Греф, что и послужило началом дискуссии с бизнесменами. По словам Германа Грефа, "главный вектор этого документа - снижение вмешательства государства в эффективные бизнес-процессы". Греф отметил, что главное в программе - это институциональные реформы, а не удвоение ВВП. По его мнению, рост как раз и "тормозится замедлением реформ, а также недоверием между бизнесом и властью". В целом же выступление Грефа было похоже на презентацию его программы перед бизнесменами. "Это программа экономической свободы", - заявил министр.

Такой оптимизм Германа Грефа вызвал раздражение у предпринимателей. Первым из них выступил председатель наблюдательного совета инвестиционной компании "Ренессанс Капитал" и Координационного совета предпринимательских организаций Александр Шохин. Он раскритиковал программу за ее разделение на отраслевую и институциональную части. По мнению Александра Шохина, чиновники смогут выбирать между ними. Например, в отраслевой части программы есть "газовый раздел", в котором говорится о разработке новых месторождений, но ни слова - о реформе "Газпрома".

Кроме того, Шохин отметил, что институциональная часть страдает от необеспеченности ресурсами, и привел в пример больную для правительства тему социального протеста против монетизации льгот. В результате, по его мнению, в программе имеются "институциональные ловушки" и "приходится переходить минное поле без миноискателя". В итоге Шохин поднял вопрос о доверии между бизнесом и властью, о необходимости проведения судебной реформы и реформирования налогового администрирования: "Налоговые законы в России - либеральные, в отличие от действий налоговиков. Тут никакой деприватизации не понадобится". Тем самым Шохин дал понять, что деприватизации де-факто происходит с использованием действий налоговиков.

Александра Шохина поддержал и председатель правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс. "К кому из присутствующих есть налоговые претензии, скажем, за 2001 год? - спросил Чубайс.- Не надо, не поднимайте руки, я и так знаю, что у трети!" "А потом, - продолжил он, - появится, как к ЮКОСу, претензии и за 2002-й, и 2003-й, и 2004-й годы". В ответ на это Михаил Фрадков заявил, что тоже "хотел бы иметь дело только с честным бизнесом".

Тему отношений власти и бизнеса продолжил также глава "Северстали" Алексей Мордашов. Он выступил с идеей переписать программу, усилив ее судебной реформой (об этом давно говорил сам Герман Греф). Кроме того, Мордашов заявил о необходимости обязать все суды уже с февраля 2005 года публиковать все свои решения, а также провести аттестацию судей, не останавливаясь перед увольнениями проштрафившихся. Наконец, глава "Северстали" поддержал своих коллег в вопросах кардинального улучшения налогового администрирования и снятия административного давления с бизнеса. В заключение заседания Совета прозвучало предложение Юрия Карапачинского, главы "Агромашхолдинга": "Давайте объявим две амнистии - одну налоговую, а другую приватизационную!".

Столь откровенной дискуссии с властью бизнес открыто не устраивал уже давно. "Дело ЮКОСа" считалось запретной темой, а презумпция виновности по налоговым нарушениям возведена в ранг одного из главных правил отношений власти и бизнеса. Предполагалось, что бизнес уже усвоил это, и Кремль всячески препятствовал обсуждению этой проблематики, всячески сужая площадки для диалога между властью и бизнесом. Однако в этот раз в пользу открытого выступления бизнеса сыграло два фактора: во-первых, Михаил Фрадков не принимает политических решений и играет в правительстве больше техническую роль, так что бизнесменов сложнее было упрекнуть в нелояльности. Во-вторых, Совет проходил на фоне массовых акций протеста против монетизации льгот, что доказывало низкую эффективность правительства и создавало больше поводов для критики. В-третьих, бизнес реагирует на разногласия внутри исполнительной власти и фактически поддерживает правительственных либералов (даже критикуемые членами Совета положения грефовского документа являются, скорее, дирижистскими заимствованиями, инициированными "нелиберальными" членами правительства). В любом случае, очевидно, что позиция бизнеса, по его природе, не может соответствовать нынешним политическим требованиям Кремля, а долгое "молчание" на тему ЮКОСа и политического контекста налоговых проверок носило конъюнктурный характер.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В последнее время политическая обстановка в Перу отличатся фантастичной нестабильностью. На минувшей неделе однопалатный парламент - Конгресс республики, насчитывающий 130 депутатов, подавляющим большинством голосов отстранил от должности в виду моральной неспособности выполнять обязанности президента Мартина Вискарру.

18 октября 2020 года в Боливии прошли всеобщие выборы. Предстояло избрать президента, вице-президента, двухпалатную законодательную Ассамблею. Сенсации не произошло. По подсчетам 90 процентов голосов победу одержал Луис Арсе, заручившийся поддержкой 54, 51 % граждан, вышел вперед в 6 департаментах из 9, в том числе в 3 набрал свыше 60 %. За ним следовал центрист Карлос Месса, имевший 29, 21 % голосов.

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net