Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

16 декабря прошли повторные выборы губернатора Приморского края. Результаты прошедших в сентябре двух туров выборов губернатора Приморья краевой избирком признал недействительными из-за многочисленных нарушений. В итоговый список кандидатов на пост главы региона вошло четыре человека: Андрей Андрейченко (ЛДПР), врио губернатора Олег Кожемяко (самовыдвиженец), Алексей Тимченко («Партия Роста») и Роза Чемерис («За женщин России»). По результатам выборов новым губернатором Приморья стал Кожемяко с 61% голосов. Андрейченко получил 26%, остальные кандидаты в сумме набрали 9%.

Бизнес, несмотря ни на что

1 января секретарь Ассоциации иранских авиалиний Максуд Самани рассказал иранскому агентству Ilma о возникших проблемах с поставкой гражданских самолетов Sukhoi SuperJet 100: поставка в Иран гражданских самолетов пока невозможна из-за отсутствия разрешения со стороны Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC). Сделка требует одобрения американских властей, поскольку более 10% деталей российского лайнера производятся в США.

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Главное

24.01.2005 | Татьяна Становая

БИЗНЕСМЕНЫ НА ДЕМАРШЕ

20 января прошло заседание Совета по конкурентоспособности и предпринимательству под председательством премьер-министра РФ Михаила Фрадкова. На нем ряд предпринимателей впервые за последние годы открыто потребовали от власти пересмотра экономического курса и возврата доверия бизнеса к власти.

Совет по конкурентоспособности и предпринимательству был создан после президентских выборов и формирования правительства. Раньше аналогичный орган носил название Совета по предпринимательству и являлся площадкой для доведения до правительства мнения бизнесменов по наиболее важным для них вопросам. Часто это использовалась и в целях лоббирования. Трансформация Совета показала, что на первое место поставлена проблема конкурентоспособности, в то время как интересы предпринимательства должны были приобрести второстепенный характер. По сути, власть предложила бизнесу обсуждать не их интересы в контексте макроэкономической и промышленной политики, а интересы государства, исходя из возможностей бизнеса и в рамках новых принципов социальной ответственности в самом широком смысле этого понятия.

На этот раз темой заседания Совета было обсуждение среднесрочной программы развития России на 2005-2008 годы. Однако в итоге заседание вылилось в более концептуальные споры об отношениях власти и бизнеса, и даже прозвучали слова о "деле ЮКОСа".

Михаил Фрадков не раз говорил о том, что бизнес должен использовать свои ресурсы для того, чтобы помочь государству выполнить поставленные перед ним стратегические задачи. В этот раз премьер-министр заявил о том, что необходимо двигаться к задаче удвоения ВВП, созданию благоприятного делового климата, для чего предложил министру экономического развития и торговли РФ Герману Грефу интегрировать в среднесрочную программу отраслевые стратегии с их индикаторами.

После выступления Михаила Фрадкова, слово получил сам Герман Греф, что и послужило началом дискуссии с бизнесменами. По словам Германа Грефа, "главный вектор этого документа - снижение вмешательства государства в эффективные бизнес-процессы". Греф отметил, что главное в программе - это институциональные реформы, а не удвоение ВВП. По его мнению, рост как раз и "тормозится замедлением реформ, а также недоверием между бизнесом и властью". В целом же выступление Грефа было похоже на презентацию его программы перед бизнесменами. "Это программа экономической свободы", - заявил министр.

Такой оптимизм Германа Грефа вызвал раздражение у предпринимателей. Первым из них выступил председатель наблюдательного совета инвестиционной компании "Ренессанс Капитал" и Координационного совета предпринимательских организаций Александр Шохин. Он раскритиковал программу за ее разделение на отраслевую и институциональную части. По мнению Александра Шохина, чиновники смогут выбирать между ними. Например, в отраслевой части программы есть "газовый раздел", в котором говорится о разработке новых месторождений, но ни слова - о реформе "Газпрома".

Кроме того, Шохин отметил, что институциональная часть страдает от необеспеченности ресурсами, и привел в пример больную для правительства тему социального протеста против монетизации льгот. В результате, по его мнению, в программе имеются "институциональные ловушки" и "приходится переходить минное поле без миноискателя". В итоге Шохин поднял вопрос о доверии между бизнесом и властью, о необходимости проведения судебной реформы и реформирования налогового администрирования: "Налоговые законы в России - либеральные, в отличие от действий налоговиков. Тут никакой деприватизации не понадобится". Тем самым Шохин дал понять, что деприватизации де-факто происходит с использованием действий налоговиков.

Александра Шохина поддержал и председатель правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс. "К кому из присутствующих есть налоговые претензии, скажем, за 2001 год? - спросил Чубайс.- Не надо, не поднимайте руки, я и так знаю, что у трети!" "А потом, - продолжил он, - появится, как к ЮКОСу, претензии и за 2002-й, и 2003-й, и 2004-й годы". В ответ на это Михаил Фрадков заявил, что тоже "хотел бы иметь дело только с честным бизнесом".

Тему отношений власти и бизнеса продолжил также глава "Северстали" Алексей Мордашов. Он выступил с идеей переписать программу, усилив ее судебной реформой (об этом давно говорил сам Герман Греф). Кроме того, Мордашов заявил о необходимости обязать все суды уже с февраля 2005 года публиковать все свои решения, а также провести аттестацию судей, не останавливаясь перед увольнениями проштрафившихся. Наконец, глава "Северстали" поддержал своих коллег в вопросах кардинального улучшения налогового администрирования и снятия административного давления с бизнеса. В заключение заседания Совета прозвучало предложение Юрия Карапачинского, главы "Агромашхолдинга": "Давайте объявим две амнистии - одну налоговую, а другую приватизационную!".

Столь откровенной дискуссии с властью бизнес открыто не устраивал уже давно. "Дело ЮКОСа" считалось запретной темой, а презумпция виновности по налоговым нарушениям возведена в ранг одного из главных правил отношений власти и бизнеса. Предполагалось, что бизнес уже усвоил это, и Кремль всячески препятствовал обсуждению этой проблематики, всячески сужая площадки для диалога между властью и бизнесом. Однако в этот раз в пользу открытого выступления бизнеса сыграло два фактора: во-первых, Михаил Фрадков не принимает политических решений и играет в правительстве больше техническую роль, так что бизнесменов сложнее было упрекнуть в нелояльности. Во-вторых, Совет проходил на фоне массовых акций протеста против монетизации льгот, что доказывало низкую эффективность правительства и создавало больше поводов для критики. В-третьих, бизнес реагирует на разногласия внутри исполнительной власти и фактически поддерживает правительственных либералов (даже критикуемые членами Совета положения грефовского документа являются, скорее, дирижистскими заимствованиями, инициированными "нелиберальными" членами правительства). В любом случае, очевидно, что позиция бизнеса, по его природе, не может соответствовать нынешним политическим требованиям Кремля, а долгое "молчание" на тему ЮКОСа и политического контекста налоговых проверок носило конъюнктурный характер.

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Победа на президентских выборах в Бразилии крайне правого политика Жаира Болсонару вызвала резко негативную реакцию ведущих мировых СМИ. Избранного президента страны (он должен приступить к своим обязанностям 1 января 2019 года) иногда называют «бразильским Трампом», но тот по сравнению с Болсонару выглядит умеренным политиком. Болсонару имеет репутацию жесткого противника либерализма, социал-демократии, коммунизма, а также христианского фундаменталиста (он католик, но политически близок к бразильским протестантам-евангелистам) и гомофоба.

Владимир Путин и Синдзо Абэ на встрече в Сингапуре 14 ноября договорились ускорить переговорный процесс на основе Советско-японской совместной декларации 1956 года, предполагающей возможность передачи Токио после заключения мирного договора острова Шикотан и группы островов Хабомаи. На встрече Абэ выразил надежду, что Россия и Япония решат территориальный спор и заключат мирный договор. А Путин подтвердил, что переговоры об островах начались именно на основе декларации 1956 года.

Предсказывать исход и даже интригу президентских выборов в США, когда до них еще более двух лет, ни один уважающий себя эксперт не решится. Но о некоторых параметрах президентской гонки 2020 года можно рассуждать уже сейчас. Смысл этой статьи – показать, за чем и за кем следить, потому что американская политика, как внутренняя, так и внешняя, во все большей степени будет определяться «прицелом» на эти выборы.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net