Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

18.07.2011 | Константин Емельянов

Политизация НПЗ

13 июля министр энергетики РФ Сергей Шматко заявил, что в ближайшее время будет подписано последнее соглашение с нефтяной компанией «ТАИФ» о модернизации НПЗ. Остальные компании соглашения с надзорными ведомствами уже подписали.

Шматко пояснил, что речь идет о соглашениях с ФАС, Ростехнадзором, Росстандартом об исполнении программ по модернизации. Не недавнем совещании в Киришах премьер-министр Владимир Путин заявил представителям бизнеса, что большинство нефтяных компаний не выполнили своих обязательств по модернизации НПЗ и увеличению глубины переработки, получив со стороны государства льготы на эти цели. Так, по его словам, только за прошлый год основными компаниями выплачено порядка 8 млрд долларов дивидендов, а при этом недофинансирование обязательств этих компаний по модернизации вторичной переработки составило за 2008-2010 годы около 2 млрд долларов.

В то же время, отметил тогда Путин, российские нефтекомпании резко увеличили экспорт мазута и некондиционного дизтоплива для их последующей переработки за рубежом. «По сути, речь идет о создании своеобразного технологического оффшора», - подчеркнул он. Глава Ростехнадзора Николай Кутьин заявил, что нефтяные компании проводили модернизацию НПЗ без существенного обновления технологического парка, заменяя лишь отдельные узлы и детали. «Также имеет место подмена понятий, то есть вновь вводимые мощности на самом деле новыми мощностями не являются», - отметил Кутьин. В результате, как подчеркнул глава Ростехнадзора, в России складывается тенденция не по увеличению глубины переработки нефти, а по расширению мощностей по первичной переработке нефти.

Тема модернизации НПЗ становится политической: перед властью стоит проблема, во-первых, выбора оптимальной налоговой политики стимулирования переработки, во-вторых, регулирования глубины переработки и степени модернизационной активности компаний. По сути, власть должна ответить на «вечный» вопрос о выборе между «сырьевой моделью» и модернизационной. Проблема заключается в том, что нефтяное лобби за последние два года сильно изменилось с момента, как куратором ТЭКа стал Игорь Сечин, возглавлявший до последнего времени и совет директоров «Роснефти».

С тех пор, не утихают споры между Минфином и Сечиным, например, об отмене льгот для месторождений Восточной Сибири, прежде всего, Ванкурского месторождения, которое осваивается «Роснефтью». Льготы были даны в связи с кризисом и падением мировых цен на нефть, однако после стабилизации ситуации и нового витка роста цен на энергоносители, льготы отменить оказалось не так просто. Кроме того, в конце прошлого года Минэнерго выступило с особой позицией по поводу реформы налогообложения нефтяной отрасли. Особая позиция министерства состояла в том, что Минэнерго предлагает налоговое бремя переместить с нефтедобычи на переработку сырья, тогда как правительство ставит целью повысить степень переработки экспортируемой продукции. Как писали тогда «Ведомости», существующую налоговую и таможенную политику государства в нефтянке Минэнерго характеризует как «льготное обложение нефтепереработки» в ущерб добыче. Экспортные пошлины на нефтепродукты значительно ниже, чем на нефть: 70,7% от нефтяной пошлины на светлые и 38,1% - на темные нефтепродукты. Внутри страны нефтепродукты торгуются с премией к экспортным поставкам, считает Минэнерго, ведь из-за высоких пошлин на нефть внутрироссийские цены на сырье ниже. Минэнерго предлагает снизить экспортную пошлину на нефть, уменьшив ее максимальную ставку с 65 до 55%. В результате увеличится прибыль от экспорта сырой нефти и ее стоимость на внутреннем рынке, что уменьшит маржу переработки. Для новых месторождений предлагается другое решение: уйти от уравнительного налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и ввести «налог на сверхприбыль» от каждого проекта в размере 27%.

Эти предложения изначально не были поддержаны на уровне правительства. Однако 8 июля премьер заявил: «в затянувшейся дискуссии о выравнивании пошлин на сырую нефть и темные нефтепродукты нужно ставить точку. Я предлагаю начать постепенное сближение уровня пошлин. В течение двух недель прошу обеспечить внесение в правительство проекта соответствующих решений». Это свидетельство продолжающихся в правительстве дискуссий о том, что важнее – стимулировать экспорт нефти или создавать условия для переработки и модернизации более сложных производств.

В январе президент уже обрушивался на госкомпании за нежелание вкладывать в модернизацию, и в числе «провинившихся» была названа «Роснефть». «Основная проблема заключается в том, что руководство корпораций, да и профильные министерства в Правительстве, до сих пор не воспринимают эту задачу как самую приоритетную», - сказал президент, указав на то, что в госкомпаниях даже нет ответственных лиц на высшем уровне, отвечающих за инновационное направление развития. «Я сейчас не буду называть компании, в которых ситуация выглядит лучше, но назову те компании, в которых очень незначительные расходы на НИОКР. Прошу обратить внимание, что это не всё. Я просто назову те, в которых ситуация выглядит, мягко говоря, не блестяще. Это «Роснефть», это МРСК, «Совкомфлот», «Аэрофлот». Через несколько часов помощник президента Аркадий Дворкович заявил, что «у президента России Дмитрия Медведева нет претензий к тому, как «Роснефть» выделяет средства на НИОКР. «Роснефть входит в число наиболее продвинутых компаний по разработке программ инновационного развития. Оценка президента касалась периода до прихода нынешнего руководства компании, которое продвинулось в правильном направлении», – заявил помощник президента Аркадий Дворкович «Газете.Ru». Получается, что президент либо изначально ошибся, назвав «Роснефть», либо был вынужден исправляться после спланированной критики в адрес нефтяной компании.

Однако на прошедшей неделе министр энергетики Сергей Шматко признал, что «Роснефть» испытывает серьезные проблемы с модернизацией своих НПЗ. Говоря о проблемах отрасли, министр в частности указал, что в России невозможно приобрести необходимое оборудование, его приходится закупать за рубежом. Вместе с тем глава Минэнерго не считает необходимым введение новых санкций для нефтяных компаний. Шматко отметил, что все необходимые санкции прописаны в требованиях соответствующих ведомств.

С одной стороны Медведев и Путин заинтересованы сегодня в том, чтобы не стимулировать слишком значительный отток сырой нефти из страны и в ее более глубокой переработке, хотя мотивы у обоих совсем разные. Для Путина прежде всего важна политическая составляющая: высокие цены на нефть провоцируют сокращение переработки внутри России и подорожание бензина (и даже его дефицит), что опасно в предвыборный период. Для Медведева это более стратегическая проблема выбора приоритетов развития страны: сохранения сырьевой модели или модернизации. Наконец, есть позиция нефтяников, для которых этот выбор является не альтернативным, а совместимым: именно стимулирование экспорта нефти и может способствовать модернизации страны за счет притока нефтедолларов и более «правильного» распределения средств. Все это выливается в концептуальный спор, который все меньше выглядит тактическим, и становится спором о стратегии развития страны.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net