Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

02.08.2011 | Олег Громов

Турецкая фронда

В субботу 30 июля в отставку подали видные турецкие генералы – руководители Вооруженных сил страны: глава Генштаба Ышык Кошанер, а также главы сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил. Наблюдатели связывают эти шаги с длящимся восемь лет противостоянием военных и политиков-исламистов, которое в прошлом году привело к аресту ряда видных офицеров по обвинению в попытке государственного переворота. Еще раньше жандармерия раскрыла подпольную организацию отставных военных и депутатов действующего парламента, которые хотели осуществить переворот и вывести страну из НАТО.

Турецких военных – оплот светской власти и установившегося с 1923 года «кемализма» - не устраивает курс президента Абдуллы Гюля и премьер-министра, лидера правящей умеренно-исламистской Партии справедливости и развития (ПСР) Реджепа Тайипа Эрдогана на мягкую исламизацию общества: повышение статуса мусульманского духовенства и более частого обращения к традиционным ценностям в общественной жизни.

До недавнего времени компромисс гражданской и военной элиты относительно движения страны в Евросоюз смягчал противоречия во внутренней и внешней политике. К тому же, талантливое экономическое администрирование Эрдогана, спасшее страну от последствий мирового финансово-экономического кризиса в 2008-2009 годах (до сих пор по темпам роста экономики Турция уступает лишь Китаю), дает большие внутриполитические бонусы премьеру и его команде. В то время как военные отчасти ассоциируются с периодом изоляции страны после военного переворота 1980 года.

Однако раскол между двумя ключевыми внутриполитическими игроками – генералитетом и гражданской администрацией, представленной ПСР – привел к открытому фрондированию. В итоге впервые за последние полвека реальная власть в Турции сосредотачивается вокруг гражданских политиков.Военные Турции традиционно ориентируются во внешней политике и военном строительстве на руководство НАТО. Это до недавнего времени было обусловлено общими с США интересами в отношении «проблемы курдов», геополитической расстановки сил на Черном море и в Закавказье.

Однако Эрдоган и ПСР имеют свое видение военной и геополитической роли Турции в регионе. С приходом к власти в 2003 году Эрдоган создал ряд проблем для американцев. Во-первых, в 2003 году в начале операции против Ирака запретил им размещать свои базы в Турции. Во-вторых, во время войны в Осетии в 2008 году несколько решающих дней Турция не позволяла американским кораблям входить в Черное море.

Противостояние достигло одного из своих пиков в 2007 году, когда правительство накрыло подпольную организацию «Эргенекон», которой руководили отставные генералы и депутаты парламента, ставившие своей целью свергнуть режим Эрдогана. Часть наблюдателей связывала «Эргенекон» с американской и российской разведками. Члены «Эргенекона», в частности, выступали за выход страны из НАТО. По мере успехов в борьбе с военными Эрдоган реформировал политическую систему страны. Так, в 2007 году были приняты поправки, позволяющие выбирать президента всенародно, сокращающие срок его полномочий с 7 до 5 лет и разрешающие ему избираться на второй срок. В итоге, выборы президента должны стать более публичными, что ослабит влияние военных на принятие ключевых решений в государстве.

Однако до сих пор часть военной элиты (политическая полиция (жандармерия) и разведка) остаются суперпривилегированными слоями общества. Так, разведчиков и жандармов не могут арестовать без разрешения самого премьер-министра, им можно останавливать любого на улице, если его заподозрят в терроризме и т.д.

Однако с этой элитой Эрдоган, кажется, достиг некоего компромисса, так как ни жандармы, ни разведка не вмешиваются в борьбу правительства и Генштаба. Некоторые эксперты связывают это с удовлетворенностью ПСР работой разведки, которая возможно, замешана в арабских революциях весны 2011-го и, в частности, в волнениях в соседней Сирии – давнем оппоненте Турции в регионе.

Несмотря на смещение «центра принятия решений» из Генштаба в правительство и охлаждение турецко-американских отношений у Турции по-прежнему остаются притязания на лидера всех тюрок. Нельзя забывать о растущем влиянии Турции в молдавской Гагаузии, украинском Крыму, а также на российском Северном Кавказе, не говоря уже о влиянии в Закавказье, в частности на Абхазию и Азербайджан. Кроме того, турки пытаются влиять на политику во всем Ближнем Востоке.

Кажется, Турция перестала испытывать еврооптимизм и начала более внимательно присматриваться к перспективе интеграционных объединений на Ближнем Востоке. Хотя именно Эрдоган добился официального начала переговоров с ЕС о вступлении в эту организацию (в 2005 году), теперь обоснованность вступления в ЕС и еврозону – под большим вопросом: должна ли Турция с ее укрепившейся недавно валютой входить в экономически нестабильную организацию и брать на себя часть расходов по поддержанию чужих экономик?

С учетом политической реформы в Турции и поиска этой страной новых направлений своей внешней политики у России открываются перспективы наладить с ней особый диалог. Турция играет значительную роль в закавказской политике, в частности оказывает влияние на нагорно-карабахское урегулирование и положение в Армении. Попытки примирить армян и азербайджанцев при помощи Москвы пока стагнируют. Поэтому возникает вопрос – стоит ли расширить формат переговоров, чтобы добиться положительных результатов?

Направление американского крейсера ПРО в Черноморские воды в июне этого года на совместные с украинцами учения вызвало большую обеспокоенность у Москвы и чуть было не поставило Россию и Украину на грань дипломатической войны. Турция играет ключевую роль в регулировании режима в Черноморских проливах. Поэтому – данный сегмент весьма перспективен в плане переговоров.Нельзя забывать и о «черкесской проблеме». После признания парламентом Грузии в мае этого года «геноцида черкесского народа» властями Российской империи в XIX веке, следующее слово за Турцией (в ней проживает до 4 млн. потомков депортированных в XIX веке черкесов).

Для Европы более существенный «исламский поворот» в турецкой политике, который будет проходить постепенно, означает такую же постепенную потерю своих позиций на Ближнем Востоке и утрату надежды на построение прочного межцивилизационного диалога, что подорвет Европу изнутри (мусульманские мигранты – неотъемлемая часть европейской экономики и жизни в целом).

Укрепление независимых от США позиций Турции в регионе может привести к новому дележу сфер влияния между Турцией, Ираном и Саудовской Аравией.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net