Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Предвыборная гонка в Украине, за которой внимательно следили и в России, подошла к концу. 21 апреля во втором туре встретились действующий президент Украины Петр Порошенко и актер Владимир Зеленский, известный главной ролью в популярном телевизионном сериале «Слуга народа». Первое место со значительным отрывом занял Владимир Зеленский – по предварительным данным, он получил около 73% голосов. Петр Порошенко набрал около 25 голосов избирателей.

Бизнес

Арест зампреда правления Пенсионного фонда России Алексея Иванова связан с историей крушения бизнеса братьев Алексея и Дмитрия Ананьевых. Иванов ранее был топ-менеджером компании «Техносерв», основанной Ананьевыми – в ней прошел обыск в связи с делом Иванова.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

22.11.2011 | Алексей Макаркин

Испания: кризисная смена власти

На парламентских выборах в Испании победила правоцентристская Народная партия, лидер которой Мариано Рахой сформирует новое правительство. Находившаяся у власти с 2004 года левоцентристская Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) перешла в оппозицию. В свою очередь, "народники" ранее уже находились у власти, причем также два срока подряд – в 1996-2004 годах.

Поражение ИСРП, в первую очередь, обусловлено кризисом, охватившим страны Южной Европы. Разумеется, партия, находящаяся у власти в Европе в течение двух сроков, не может не испытывать некоторого морального износа, часто связанного с усталостью от личности лидера.

Часто подобная проблема решается путем замены "лица партии". Но в данном случае такая операция практически не имела шансов на успех. Несмотря на то, что премьер Хосе Луис Родригес Сапатеро отказался от участия в выборах и кандидатом социалистов стал Альфредо Перес Рубалькаба, занимавший в его кабинете пост главы МВД, испанское общество отказало в доверии правящей партии, возложив на нее – а не только на Сапатеро – ответственность за кризис.

Действительно, экономические показатели Испании (четвертой по объемам экономики еврозоны) выглядят угрожающими. Безработица составляет 22% (самый высокий уровень в еврозоне), причем среди молодежи ее уровень примерно в два раза выше. Дефицит бюджета превышает 9%. В минувший четверг недоверие инвесторов вынудило финансовые власти Мадрида разместить десятилетние облигации под 6,975%. Это самый высокий процент по испанским бондам с 1997 года.

На первый взгляд, кажется, что Сапатеро в полной мере разделил судьбу Георгиоса Папандреу и Сильвио Берлускони. Однако испанская политическая ситуация существенно отличается от греческой и итальянской, где под давлением Евросоюза без выборов были созданы правительства во главе с "неполитическими" премьерами.

В Испании само правительство инициировало проведение досрочных парламентских выборов за несколько месяцев до истечения срока своих полномочий – таким образом оно намеревалось провести избирательную кампанию в более удобное время, когда оппозиция еще полностью не подготовилась к выборам. Соответственно, переходное правительство востребовано не было.

В современной испанской истории не было опыта создания "технических кабинетов" или появления во главе правительства технократов, не имеющих собственных электоральных амбиций. Даже во время трудного переходного периода от франкизма к демократии во второй половине 70-х годов во главе правительства находился политик Адольфо Суарес, прошедший путь от высокопоставленного функционера франкистской партии до основателя партии Союз демократического центра.

Кстати, правая часть этой партии в 80-е годы влилась в ряды "народников", что означало завершение формирования в Испании политической системы, основанной на чередовании у власти двух партий.Испанский сценарий кризисной смены власти напоминает португальский, где беспартийные премьеры после свержения авторитарного режима в 1974 году действовали только в бурные 70-е годы, когда решающее влияние на политическую систему страны оказывали военные. Как только они уступили место политикам, чередование у руля лево- и правоцентристов утвердилось и в этой стране.

В нынешнем году в Португалии состоялись внеочередные парламентские выборы, на которых к власти пришла оппозиция. Правда, премьерское кресло в Лисабоне занял Педру Пасуш Коэлью, который ранее не занимал министерских постов и лишь недавно возглавил правоцентристскую Социал-демократическую партию.

А в Испании премьером станет Рахой, в прошлом последовательно министр общественной администрации, образования и внутренних дел в "народных" правительствах Хосе Мария Аснара. Свою партию он возглавляет с 2004 года, имеет опыт двух проигранных избирательных кампаний. После поражения на выборах 2008 года "народники" обсуждали вопрос о замене лидера, но Рахой смог удержать свои позиции, проявив качества политического бойца.

Позиции Народной партии по многим острым общественно-политическим вопросам существенно отличаются от приоритетов социалистов. Так, "народники", которых можно считать либералами в экономике и консерваторами в политике, были против легализации однополых браков (соответствующий закон провели социалисты, находясь у власти), их позиция ближе к точке зрения католической церкви. Они являются сторонниками более жесткой борьбы с террором, проводимым уже много десятилетий баскской организацией ЭТА.

Рахой не является противником принципа децентрализации Испании – по этому поводу в политическом классе страны существует консенсус, – но он негативно относится к дальнейшему расширению прав регионов в ущерб центральной власти, считая, что подобные действия могут привести к эрозии страны.

В нынешнем году социалисты намеревались принять решение о перезахоронении останков диктатора Франко, которые сейчас покоятся в Долине павших, но падение их популярности не позволило "раскрутить" эту спорную и до сих пор эмоционально воспринимаемую в Испании тему. "Народники" относятся к франкистскому периоду истории страны более лояльно, хотя, разумеется, его не идеализируют.

Однако сейчас наблюдатели прежде всего интересуются предстоящими действиями Рахоя по борьбе с кризисом. Прежде всего, он заявляет о необходимости выполнения Испанией обязательств, принятых перед Евросоюзом правительством Сапатеро. В первую очередь речь идет о доведении бюджетного дефицита до 4,4%, что потребует сократить расходы бюджета на 17,3 млрд евро.

Как и социалистам, Рахою придется проводить политику жесткой экономии. Однако макроэкономические решения, предлагаемые Рахоем, принципиально отличаются от социалистических. Он предлагает принять либеральные меры по упрощению процесса создания новых частных предприятий с предоставлением им льгот, провести реструктуризацию финансовой системы, ужесточить контроль над бюджетными расходами.Если социалисты проводили политику повышения налогов (и в ходе избирательной кампании предлагали увеличить их еще больше), то "народники" выступают за их снижение для малого и среднего бизнеса, а также для банковских доходов граждан.

Примечательно, что кризис, охвативший Европу с 2008 года, привел к усилению регулирующей роли государства в экономике и сделал популярной точку зрения о конце экономического либерализма. Пример Испании показывает, что это суждение является поспешным – скорее, можно говорить о том, что в борьбе с кризисом в различных странах применяются как консенсусные меры (например снижение расходов), так и связанные с конкретными политическими и социально-экономическими условиями.Если рост налогов приводит к падению деловой активности, то логично, что на выборах избиратели голосуют за сторонников развития частной инициативы. И в этих условиях у экономического либерализма появляется очередной шанс.

В то же время и для либералов есть свои ограничители в социальной сфере – например, Рахой перед выборами заверил, что ни при каких обстоятельствах он не пойдет на урезание пенсий, и пообещал оставить на прежнем уровне пособие по безработице. Впрочем, если экономический кризис будет нарастать, то придется принимать и те болезненные меры, которые сейчас выглядят запредельно политически рискованными.

Материал опубликован на сайте «Голос России» 21.11.2011

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Год назад в Армении произошла «бархатная революция». К власти пришло новое правительство, после чего политический ландшафт республики значительно изменился. Досрочные выборы Национального собрания, городского парламента Еревана (Совета старейшин), реформы судебной системы, появление новых объединений и реконфигурация (если угодно ребрэндинг) старых — вот далеко не полный перечень тех перемен, которые сопровождали страну в течение последнего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net