Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

12.02.2012 | Сюзанна Крайнева

Агитация перед выборами или «добрые против умных»

До дня проведения выборов президента России остается три недели, и все пять претендентов на этот пост должны успеть сделать все возможное, чтобы повлиять на их исход. Кому-то из кандидатов на сегодняшний день важнее мобилизовать свой традиционный электорат, другим – привлечь на свою сторону не определившихся или даже отвоевать голоса у соперников. На момент написания материала прошла всего неделя после официального начала агитационной кампании, но уже можно судить о ее первых результатах.

В соответствии с законодательством Российской Федерации участники выборов могут начать агитацию в СМИ за 28 дней до их проведения - в данном случае начиная с 4 февраля. Однако уже стало привычным явлением то, что агитационная деятельность многих кандидатов стартует раньше положенного срока. Не стали исключением и президентские выборы 2012 года. Еще в конце января вышел выпуск программы «К барьеру», в котором Михаил Прохоров и Геннадий Зюганов попытались убедить телезрителей в том, что только они могут вернуть России статус великой державы. Несмотря на то, что сам ведущий Владимир Соловьев в начале ток-шоу признал: «Старт президентской гонки еще не дан», массовых обвинений Прохорова и Зюганова в нарушении избирательного законодательства не последовало.

Кроме того, в «Известиях», «Независимой газете» и «Ведомостях» вышли статьи Владимира Путина, в которых автор указывает на то, что он сделал бы в случае своего избрания, что попадает под определение предвыборной программы. Но поскольку Путин остается председателем правительства, и его мнение имеет общественную значимость, ЦИК называет целью его программных публикаций информирование, а не агитацию. В связи с этим, возникает вопрос: не должен ли премьер покинуть свой пост? В рамках сложившегося правового поля председатель правительства и министры остаются вне понятия «государственный служащий», следовательно, формально никаких нарушений избирательного законодательства со стороны кандидата от «Единой России» не было. Тем не менее, фактом остается и то, что участники президентской гонки находятся в неравном положении. Что касается содержания статей, премьер эксплуатирует хорошо проверенные темы, которые уже были использованы им ранее и стали общим местом: всевластие крупного бизнеса, коррупция, сырьевой характер российской экономики, рост национализма.

Публикация программных статей представляет собой абсолютно логичный шаг со стороны Путина – будучи бывшим президентом и нынешним председателем правительства, он и так максимально использует телевидение, радио – то есть аудиовизуальные формы агитации. Его цель – не кричать о своем существовании, а побудить прийти на выборы своих сторонников, многие из которых считают, что он наберет достаточное количество голосов и без их участия.

Что касается остальных претендентов на пост президента, их приоритетные задачи: напомнить о себе (для Жириновского, Миронова, Зюганова) и повысить уровень своей «узнаваемости» (для Прохорова). В этих целях соперники Путина выпустили ряд видеороликов.

Из клипов, снятых вышеназванными кандидатами, неудачным можно считать только «творение» Жириновского, в котором лидер ЛДПР бьет вожжами символизирующего Россию осла, обещая превратить его в ездовую тройку. Для главного «либерал-демократа» уже стало традицией рассчитывать на скандал. Об успехе этой стратегии можно судить по результатам президентских выборов – обычно Жириновский выступает слабее других кандидатов. В данном случае на голоса членов «зеленых» организаций (две из которых уже готовят документы для подачи в суд) и просто любителей животных лидер ЛДПР может не надеяться. Кроме того, если осел это воплощение России, то он символизирует и ее граждан, которые сейчас более чем когда-либо демонстрируют свою усталость от «вожжей» и прочих авторитарных методов управления.

C этой точки зрения, полной противоположность представляется ролик Миронова, состоящий из интервью, в котором экс-председатель Совета Федерации рассуждает о необходимости реальной демократии и сменяемости власти в России. Первоочередная задача Миронова – оправдаться за поход в американское посольство членов «Справедливой России», особенно, Оксаны Дмитриевой, которой он обещал пост премьер-министра в случае своего избрания. Учитывая обстоятельства, политик пытается доказать то, что он разделяет лозунги участников «антипутиновских» митингов. Так, в частности, в интервью им был воспроизведено одно из главных требований митингующих, согласно которому один и тот же человек не может быть президентов более двух сроков. Учитывая тот факт, что протестные настроения в той или иной степени разделяют 43% населения России (по данным, опубликованным Левада-центром 6 февраля 2012 года), можно сказать, что Миронов рассчитывает на достаточно широкую аудиторию.

Тему свободы использует и Геннадий Зюганов, в клипе которого Сергей Удальцов, Роман Костомаров, Жорес Алефров, Юрий Назаров, Николай Губенко и Владимир Бортко декламируют стихотворение А.С. Пушкина «К Чаадаеву». Каждая строфа этих стихов говорит о политическом гнете, бесправии и бесчеловечности «роковой» власти, а их основной посыл – свержение самодержавия. Учитывая распространенные сегодня в обществе представления о Владимире Путине как об узурпаторе власти, в числе безусловных плюсов ролика следует отметить выбор злободневной темы. Ролик хорошо вписывается в общую стратегию, на основе которой председатель ЦК КПРФ строит каждую избирательную кампанию, а именно, на основе отсылок к исторической памяти и преемственности. Зюганов хочет показать избирателям, что ситуация, сложившаяся сегодня в России, не является чем-то беспрецедентным для нее и проводит параллель с эпохой Александра I, начало правления которого породило надежды, но они не оправдались. Также в числе сильных сторон видео необходимо упомянуть то, что оно получилось запоминающимся и продемонстрировало образ команды политика.

Не менее ярким оказались и ролики Михаила Прохорова, который как кандидат, ориентированный на повышения узнаваемости, выпустил достаточно эпатажные клипы. В одном из них он не может присутствовать на собственной свадьбе, поскольку занят государственными делами, но люди, пришедшие на нее, готовы его подменить. На втором учительница отмечает присутствующих в классе детей, фамилии которых схожи с фамилиями кандидатов на пост президента и только Прохорова не оказывается в кабинете, но все герои ролика готовы быть «за него». Последний видеоряд противоречит закону о выборах президента РФ, поскольку в нем задействованы лица, не достигшие совершеннолетия. И хотя члены предвыборного штаба бизнесмена утверждают, что ничего не знают об этих роликах, оба клипа сняты на профессиональном уровне, что позволяет предположить причастность штаба к их созданию. Ролики оказались интересными и достаточно оригинальными, но в них не задействованы основные козыри Прохорова («новое лицо – новые идеи», «эффективно управляю бизнесом, люди, работающие на моих предприятиях, получают достойную заработную плату – хочу и могу обеспечить такой же уровень жизни всему населению России»).

Главный претендент на народное избрание Владимир Путин не ограничился статьями и тоже выпустил свой видеоряд. Сам председатель правительства в клипах не появляется, и вместо него агитацию проводят его сторонники. По словам главы предвыборного штаба Владимира Владимировича - режиссера Говорухина, создание постановочных роликов – неправильный ход. «Гораздо важнее – не ангажированное мнение людей о Путине, мнение разных известных и неизвестных широким массам населения граждан нашей страны, мнение о том, почему они намерены поддержать его, и призывают сделать это других», – утверждает Говорухин. После массовых заявлений о нечестном проведении парламентских выборов вполне понятен упор лидера «Единой России» на объективность, беспристрастность и мнение о нем людей, далеких от политики. «Но здесь главный принцип, которым мы руководствуемся, – это честность», – добавляет глава предвыборного штаба Путина. Более того, не появляясь в собственных клипах, Владимир Владимирович демонстрирует то, что у него нет времени на борьбу за дополнительные голоса, так как он занят намного более важными делами - выполнением функций председателя правительства.

На данный момент просматривается то, что Путин старается мобилизовать свой традиционный электорат, Жириновский и Прохоров делают ставу на эпатаж (причем первый стремится напомнить, а второй – рассказать о своем существовании), Миронов подстраивается под ситуацию и демонстрирует солидарность с участниками уличных протестов, на лояльность митингующих рассчитывает и Зюганов, который, одновременно с этим, не отклоняется от линии, проводимой им в течение последних двадцати лет.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net