Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

26 марта президент РФ Владимир Путин провел встречу с представителями российского бизнеса. На встрече присутствовали 26 человек, включая гендиректора Mail.ru Group Бориса Добродеева, гендиректор сервиса Okko Яну Бардинцеву, совладельца сети Hoff Михаила Кучмента, президента Faberlic Алексея Нечаева, гендиректора «AliExpress Россия» Дмитрия Сергеева, основательницу сети кафе «Андерсон» Анастасию Татулову и президента ГК «Балтика-транс» Дмитрия Красильникова.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

20.03.2012 | Сергей Слободчук

Выведут в расход

Дмитрий Медведев анонсировал подготовленный в Кремле законопроект, призванный внедрить контроль за расходами госслужащих. Об этом президент России заявил в ходе заседания совета по противодействию коррупции, также уведомив присутствующих, что подписал Национальный план противодействия коррупции на 2012–2013 гг.

Можно ли считать удар по карманам эффективным средством против взяточников и казнокрадов? Все преимущества и позитивные результаты еще не воплощенных в жизнь инициатив до нюансов взахлеб осветят подчиненные главы государства. Гораздо интереснее другое: какие меры так и остались вне поля зрения президента и совета, хотя могли бы повысить антикоррупционный эффект президентских предложений? И какие слабые места все равно остаются в российской антикоррупционной политике, несмотря на все нововведения?

Начать с того, что контроль за расходами чиновников - эффективная антикоррупционная мера, о которой уже многократно говорилось. Разве что дискуссии пока что не помогли ввести ее на практике. Действительно, бюрократическая служба в странах бывшего СССР имеет одну важную особенность - она до смешного низкооплачиваемая. Точнее, две особенности - несмотря на низкую оплату труда, на многие «хлебные» должности существует громадный конкурс, как официальный, так и неформальный. Не говоря уже о том, что зачастую люди готовы бросить или продать собственный бизнес, когда появляется возможность устроиться на должность от среднего уровня в госструктуре.

Несмотря на низкую оплату труда, особенно в том, что касается низшего и среднего звена бюрократии, никого не удивляет, когда такой чиновник ездит на «лексусе» или «мерседесе», отдыхает на дорогих альпийских курортах зимой и Лазурном берегу летом, имеет несколько квартир и загородный дом. Дорогие покупки - это всегда крупные суммы. А значит, расходы, которые вынужден «светить» чиновник, формально являющийся человеком с очень скромным уровнем доходов. Но для таких случаев существует стандартная уловка - когда имущество переписывается на членов семьи, чаще всего жену, родителей и детей. Получается, контроль за расходами одного чиновника или политика мало что дает - нужно проверять, как тратят средства его близкие. К примеру, стандартная для Украины ситуация - когда сам министр является бедным как церковная мышь, без квартиры и со старым «запорожцем», в то время как декларация его жены демонстрирует движение миллионных сумм. Если говорить об украинской власти с этой точки зрения, можно смело утверждать, что Украиной правят профессиональные «альфонсы». Хотя на деле, как мы понимаем, все совсем по-другому.

Или привычный комичный случай из практики каждых президентских выборов, когда претендующие на первый пост в Украине кандидаты, судя по декларациям, оказываются самыми настоящими бедняками, живущие чуть ли не за счет «помогите, Христа ради».

Сконцентрировавшись на освещении такой инициативы как контроль за расходами, президент Медведев и антикоррупционный совет не обратили внимания на финансовые обязательства. А напрасно. Практика показывает, что данный метод контроля крайне эффективен. А главное, что без него антикоррупционный арсенал не будет полноценным. Буквально пару лет назад в Украине произошел очень показательный случай, хорошо иллюстрирующий важность контроля за финансовыми обязательствами политиков и чиновников. Водитель авто представительского класса, обслуживающего одного из министров, старательно создававшего себе репутацию «честнейшего», нарушил правила движения на улицах Киева. Когда же его остановила патрульно-постовая служба, а затем проверила принадлежность машины по базе, выяснилось, что дорогой джип министру не принадлежит. Оказалось, что министр «арендует» автомобиль за 1 гривну в месяц у одной из крупнейших финансово-промышленных группировок Украины.

Что самое смешное, на тот момент в Украине формально существовал антикоррупционный закон, обязывающий чиновников отчитываться о своих расходах и финансовых обязательствах. Правда, украинские депутаты всего лишь немного отсрочили его вступление в силу. То есть, закон формально существовал, но на абсолютно законных основаниях не действовал. Получается, даже пойманного за руку чиновника, «арендующего» яхту, пентхаус или дорогое авто у крупной ФПГ, интересы которой постоянно звучат в связи с политическими решениями и кадровыми назначениями, в коррупции формально обвинить нельзя. Хотя мы понимаем, что для простого украинца получить в личное пользование дорогой автомобиль - вопрос невозможный. Даже если он готов будет платить за джип стоимостью 60 тысяч долларов не 1, а, скажем, 1000 гривен в месяц. В случае же с министром, согласно украинским законам, выходит, что все правильно.

Но главное слабое место российской антикоррупционной политики - отсутствие единого органа, который бы обеспечивал противодействие коррупции «под ключ» - от расследования коррупционных случаев среди чиновников и политиков и до передачи дела в суд. А это тревожный симптом, ведь существует антикоррупционная аксиома - если руководство государства и вправду объявляет «крестовый поход» против коррупции, но так и не создает единой структуры, то вся борьба с коррупцией рискует оказаться фикцией. Да вот хотя бы банальный вопрос - с кого спрашивать за результаты антикоррупционной политики? В том же указе президента Медведева руководителям министерств и ведомств предписывается до 1-го июля нынешнего года внести изменения в планы своих ведомств по противодействию коррупции, а также обеспечить контроль за выполнением предусмотренных планами антикоррупционных мер. Выходит, что бороться с коррупцией, скажем, в Министерстве связи и массовых коммуникаций должно само Министерство связи и массовых коммуникаций, а в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации - Министерство промышленности и торговли. Поэтому отсюда еще один закономерный вопрос - если антикоррупционная политика в России нацелена в первую очередь против чиновников, то почему внедрять ее в жизнь доверяют самим же чиновникам?Тем же антикоррупционным указом органам субъектов федерации и местного самоуправления предписывается «активизировать деятельность советов по противодействию коррупции». Что значит «активизировать»? Если вместо одного заседания раз в полгода антикоррупционные советы на протяжении 2012 года соберутся 3 или даже 12 раз, разве что-то изменится в вопросе взяток и «распила» бюджета? Ведь результат борьбы против коррупции - это не «активизация», результат - когда в каждом ЖЭКе или отделении Пенсионного фонда не вынуждают и не вымогают «дать на лапу» за самую ничтожную справку.

В целом же, можно прогнозировать, что даже предложенные президентом Медведевым меры вызовут жесточайшее противодействие со стороны сотен тысяч российских чиновников. Помноженное на сопротивление депутатов Госдумы и региональных советов, которые уже сейчас всерьез озадачились вопросом - как изобрести легальные лазейки, которые позволят законно приобретать заграничные виллы, большие пакеты акций и дорогие автомобили в обход контроля за расходами?

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net