Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Региональные исследования

05.05.2012 | Марина Леандрова

Мониторинг общественно-политической ситуации в Краснодарском крае (апрель 2012 года)

Изменения в общественно-политической жизни в Краснодарском крае по итогам апреля 2012 года продемонстрировали резкий контраст по сравнению с прошедшими месяцами: после активных избирательных кампаний всех уровней, крупных переназначений и обсуждений новых перспектив развития региона активность акторов в публичной сфере значительно снизилась. Из событий, вызвавших резонанс у представителей СМИ и общественности в прошедшем месяце, следует назвать инаугурацию А.Ткачева, отставку правительства Краснодарского края и предложения о реформировании системы федеральных округов.

Процесс утверждения в должности губернатора А.Ткачева завершился его инаугурацией 25 апреля 2012 года. Накануне мероприятия губернатор края публично заявил о решении отправить в отставку всех высших должностных лих региона, а именно сотрудников администрации края. На первый взгляд, радикальные меры, предпринятые А.Ткачевым, освещались ведущими федеральными и региональными СМИ, однако более глубокий анализ позволяет сделать вывод, что политическое решение А.Ткачева является скорее декларативным и в то же время характеризует его как грамотного политика и опытного конъюнктурщика. Отставка сотрудников администрации региона – неизбежное следствие истечения срока полномочий главы каждого конкретного субъекта РФ, поэтому процедуру формального переназначения после утверждения А.Ткачева на посту губернатора на новый срок так или иначе должны были пройти все чиновники. Перевод отставки правительства в публичную сферу был произведен в целях проверки лояльности чиновничьего аппарата и разрушения стереотипа об отсутствии изменений при сохранении первого лица региона у населения. Новый состав администрации края, по мнению экспертов, не претерпит значительных изменений, а их качественные характеристики не будут существенно отличаться от масштаба кадровых ротаций, проводимых губернатором в другие периоды. Длительное правление А.Ткачева на Кубани стало залогом формирования удобного и эффективного для действующей власти правительства. Сложившаяся система взаимодействия региональных политических акторов с деятелями федерального и муниципального уровней власти также будет препятствовать масштабным ротациям в администрации края. Однако некоторые коррективы в его состав могут внести будущие перестановки в федеральных исполнительных органах власти в связи с назначением нового премьер-министра, на которые будет ориентироваться губернатор.

Некоторые инициативы федеральных органов власти также получили отклик в крае. В частности, представителями политических партий и общественных движений активно обсуждались перспективы вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и возможное принятие депутатами Госдумы РФ федерального закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака». Экспертный анализ предлагаемых изменений и их воздействия на экономику региона продемонстрировал многочисленные недостатки каждого из предложений при отсутствии очевидных достоинств и невозможности достижения поставленных в законопроектах целей. Принятие антитабачного закона сильно ударит по позициям малого и среднего бизнеса в крае, а вступление в ВТО сократит возможности кубанских предпринимателей в целом. В настоящее время у местных аграриев и промышленных предприятий имеются проблемы со сбытом продукции, с вступлением в ВТО и сильным повышением уровня конкуренции при отсутствии у отечественных производителей развитых навыков маркетинга и рекламных инструментов трудности предпринимателей могут многократно возрасти. Экспертные заключения были направлены в высшие должностные органы края. С такими выводами согласился и губернатор края А.Ткачев в выступлении накануне своей инаугурации. В связи с необходимостью серьезной оценки перспектив вступления России в ВТО в рамках общественной дискуссии в Краснодаре в пресс-центре агентства "Интерфакс-Юг" участниками встречи была высказана идея выбора пилотного региона в каждом федеральном округе России, где проверялась бы готовность бизнеса к вступлению страны в ВТО. Данное предложение актуализировало тему реформирования системы нарезки федеральных округов.

Представленная в СМИ информация о возможной ликвидации Южного федерального округа (ЮФО) пока не нашла своего официального подтверждения, и окончательное решение по вопросу реструктуризации системы федеральных округов скорее всего будет принято В.Путиным, но низкие показатели эффективности работы полпредств и сохранение основных проблем региона – аргументы в пользу возможного укрупнения округа. В данном случае речь идет о передаче Республики Калмыкия, Волгоградской и Астраханской областей в Приволжский ФО, и воссоединении Краснодарского края, Республики Адыгея и Ростовской области со Ставропольским краем и республиками Северного Кавказа. Подобные изменения могут сильно отразиться на общественно-политическом и социальном экономическом положении как отдельных регионов, так и округов и скорректируют взаимоотношения между центром и регионами, однако в данной работе нас интересуют возможные последствия ликвидации ЮФО для Краснодарского края.

Основным итогом объединения с СКФО для Кубани станет формально более близкое соседство с республиками Северного Кавказа, что может снизить внимание полпредства к наиболее успешным регионам (к числу которых следует отнести и Кубань). Рост интеграционных процессов внутри округа неизбежно повысит уровень межнациональной напряженности в крае, что может негативно отразиться на освещении процессов олимпийского строительства в Сочи (несмотря на то, что фактически значительная часть рабочей силы рекрутируется из Дагестана и Кабардино-Балкарии). Объединение регионов Северного Кавказа в один федеральный округ, в целом, достаточно закономерно и логично, но включение в его состав Ростовской области не лишено искусственности. Необходимость в этом, вероятнее всего, вызвана стремлением перенести столицу СКФО именно в этот субъект РФ: регион традиционно является местом расположение многочисленных федеральных структур и обладает значительным экономическим потенциалом, в то же время перед его руководством не стоят глобальные задачи, такие как подготовка к Олимпиаде, в отличие от Краснодарского края. Кубань в роли плацдарма федеральных властей в округе более удобна с точки зрения географического, геополитического положения и способности к управлению региональных властей, но дополнительная нагрузка может снизить эффективность выполняемых властями Краснодарского края задач, поэтому столицу нового округа было бы нецелесообразно переносить на Кубань.

Избирательная кампания по выборам депутатов законодательного собрания края (ЗСК) осенью 2012 года еще не стартовала, однако изменения в региональном законодательстве свидетельствуют о повышенном внимании власти к предстоящим выборам. Выступая с программной речью на церемонии инаугурации, А.Ткачев внес на рассмотрение парламента края предложение об увеличении численности депутатов ЗСК с 70 до 100 человек в целях унификации законодательства в субъектах РФ (при численности избирателей свыше двух млн. человек количество депутатов должно составлять не менее 45 и не более 110 (по данным Росстата, на начало 2012 года в Краснодарском крае проживало 3,8 млн. человек)). Инициатива была поддержана местным парламентом. По словам А.Ткачева, «это очень правильное решение, в результате границы одномандатных избирательных округов, наконец, совпадут с границами большинства районов и городов края». Истинной целью инициативы губернатора является попытка обеспечить максимальное количество мандатов в новом созыве регионального парламента представителям правящей элиты. Традиционными сторонниками партии власти являются жители аграрных районов и небольших городов, которые зачастую объединены в один одномандатный округ, их разъединение приведет к делегированию от данных районов нескольких представителей вместо одного. Таким образом, количественное увеличение депутатского корпуса ЗСК может способствовать сохранению высокой степени влияния на решения регионального парламента членов партии власти.

Другим предложением А.Ткачева, потенциально успешное воплощение которого обещает отразиться на итогах региональных выборов осенью 2012 года, стала инициатива главы региона по созданию надпартийного общественного движения "За Веру, Кубань и Отечество" в защиту интересов края. В данном решении прослеживается аналогия с инициативой В.Путина по созданию Общероссийского народного фронта накануне проведения выборов в Госдуму 4 декабря 2011 года. Эксперты отмечают, что причиной для создания нового партийного образования стало снижение популярности «Единой России» на Кубани, в ближайшее время губернатор края А.Ткачев может покинуть пост главы регионального отделения партии и возглавить новое движение. Однако большая часть членов партии власти должна войти в состав движения "За Веру, Кубань и Отечество", поэтому персональный состав депутатов регионального парламента нового созыва останется прежним.

Отсутствие крупных событий в публичной сфере и, в целом, стабильная общественно-политическая ситуация в крае сопровождается появлением пока небольших очагов напряжения и конфликтов в процессе подготовки олимпийских объектов в Сочи. В первую очередь, проблемы вызывает недостаток финансирования возведения отдельных сооружений и низкая кредитоспособность инвесторов. Вынужденную остановку в строительных работах компании «Роза Хутор» (владелец – В.Потанин, глава холдинга «Интеррос») вызвало решение руководства Внешэкономбанка о заморозке финансирования строительства Олимпийской деревни в Красной Поляне, но после вмешательства руководства оргкомитета «Сочи-2014» выплаты возобновились. Проблемы политических и экономических акторов государство пытается компенсировать привлечением к строительству новых бизнес-групп или расширением присутствия прежних участников. В частности, Сбербанк купил 31,3% акций ОАО «Красная поляна» — инвестора спортивно-туристического комплекса «Горная карусель». При этом перманентно увеличивающаяся стоимость строительных и ремонтных работ вызывает недовольство у инвесторов и заставляет их начинать поиск путей возвращения вложенных средств.

Таким образом, апрель в Краснодарском крае стал первым месяцем относительно спокойного периода, своеобразным перерывом между крупными электоральными событиями в крае. Отсутствие значимых событий в публичной сфере, важных кадровых решений и политических конфликтов позволяют констатировать выход на первый план неформальных договоренностей между ключевыми акторами региона накануне избирательной кампании осени 2012 года, а отсутствие спешки в принятии важных кадровых решений следует объяснить ожиданием изменений и перестановок по итогам рокировки в правящем тандеме.

Исследование выполнено в рамках программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики по теме «Структурный анализ региональных политических режимов и электоральных пространств», реализуемой Лабораторией региональных политических исследований под руководством д.п.н. Туровского Р.Ф.

Марина Леандрова - стажер Лаборатории региональных политических исследований НИУ-ВШЭ.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В самом начале октября страна забурлила. Поводом резкого обострения ситуации в Эквадоре, расположенном по обе стороны экватора, явилось решение властей отпустить цены на горючее, что привело к повышению стоимости жизни, в частности, проезда на общественном транспорте.

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net