Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

27 июля в Москве прошел не согласованный с властями митинг, поводом для которого стали массовые отказы в регистрации на выборы в Мосгордуму кандидатам от оппозиции. Это уже третья акция протеста за июль: первые две прошли 14 и 20 июля. Еще один митинг запланирован оппозицией на 3 августа в преддверье апелляций в Центральной избирательной комиссии.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

09.07.2012 | Сергей Слободчук

Непуганая неприкосновенность

В предпоследний пленарный день Верховная Рада отправила в Конституционный суд «региональный» законопроект об ограничении иммунитета депутатов и президента. Неприкосновенность - одна из самых популярных «гнилых» тем украинской политики, которую в бешеном темпе раскручивают на выборах. И о которой благополучно забывают сразу же после дня голосования. Вот и в случае с законопроектом Януковича-Лавриновича, чтобы ни обещали политики, заранее очевидно, что отменять неприкосновенность на самом деле они не станут.

Поскольку оппозиционные фракции «Блок Юлии Тимошенко - Батькивщина» и «Наша Украина - Народная самооборона» заявили, что игнорируют заседания парламента в знак протеста против принятия закона «Об основах государственной языковой политики», за направление в Конституционный суд голосовали только депутаты большинства, давшие в сумме 236 голосов «за».

Проект №3251 был зарегистрирован нынешними президентом Виктором Януковичем и министром юстиции Александром Лавриновичем еще в 2008 году, в бытность народными депутатами фракции Партии регионов. В преддверии кампании в Верховную Раду, когда власть и оппозиция снова начали разыгрывать список «гнилых» тем, законопроект реанимировали.

«Региональный» вариант несколько отличается от оппозиционного проекта №10530 авторства вице-спикера Николая Томенко и депутатов Сергея Саса-Сергея Мищенко (все - БЮТ), который зал отправил на экспертизу в Конституционный суд в финале июня. В данном случае авторы предлагают внести изменения в статьи 80, 105 и 108 Конституции Украины в части:

- депутатского иммунитета: депутат без согласия Верховной Рады не может быть задержан или арестован до вступления в силу обвинительного приговора суда (согласно нынешней статье 80 парламентарии пользуются более широкими возможностями, ведь без согласия Верховной Рады против них не может ни возбуждаться уголовное дело, ни применяться задержание или арест);

- неприкосновенности главы государства: президент Украины не может быть задержан или арестован до вступления в силу обвинительного приговора суда (согласно статье 105 президент пользуется неприкосновенностью на время исполнения полномочий, а привлечение к ответственности возможно только после прохождения процедуры импичмента). Кроме того, признание президента судом виновным предлагается внести в перечень пунктов для досрочного прекращения службы на посту президента (путем внесения изменений в статью 108 Основного закона);

- а вот неприкосновенность судей парламентское большинство предлагает не трогать, в отличие от оппозиционного проекта № 10530.

Отправка «регионального» проекта в Конституционный суд за день до закрытия предпоследней сессии Верховной Рады VI созыва означает, что парламентское большинство идет тем же маршрутом, который чуть ранее протоптала оппозиция. А в сумме значит, что на деле никто отменять неприкосновенность не собирается. Дело в том, что отмена неприкосновенности - это внесение изменений в Конституцию Украины, которые принимаются по специальной процедуре. В первом чтении такой закон требует 226 голосов депутатов, а рассматриваться во втором чтении и в целом может только на следующей очередной сессии Верховной Рады. Можете не сомневаться, в сентябре-октябре украинские парламентарии «в едином порыве» дадут рекордное количество голосов «за» любой из законопроектов. Принятие любого из них в первом чтении станет одной из «гнилых» тем кампании Партии регионов, коммунистов, «народников», «За Батькивщину» на основе Блока Юлии Тимошенко и «Фронта перемен»... А потом… и оппозиционный, и «региональный» законопроекты отправятся в архив, потому что осенняя сессия для нынешней Верховной Рады - последняя. Рада же VII созыва, если и вспомнит об отмене неприкосновенности, то лишь ближе к следующим выборам.

Настолько пустая тема как изначально бесперспективная отмена неприкосновенности требует особого таланта удержания внимания аудитории, которое потребуется до дня выборов в Верховную Раду 28 октября 2012 года. Если говорить о дальнейшем развитии темы, можно спрогнозировать, что власть и оппозиция попытаются в разгар отпускного сезона собрать внеочередную сессию. Спикеры той и другой стороны провозгласят, что сессия собирается, чтобы проголосовать за снятие неприкосновенности. А когда необходимого количества голосов не наберется, оппозиционные игроки обвинят власть в срыве голосования. Ну, а представители Администрации президента и фракции Партии регионов, в свою очередь, назначат виновной оппозицию, которая не желает стать ближе к народу. Игра на теме неприкосновенности строится на детских заблуждениях избирателя, в подсознании которого еще со времен СССР остались идеологемы о том, что «перед законом все равны». И, конечно же, манипулирование стремлением обычного украинца к справедливости. Впервые же масштабное применение данной темы массового пропагандистского поражения датируется 2000-м годом, когда проводился инициированный президентом Кучмой референдум.

А ведь, кроме юридической и политической, есть еще одна плоскость расшифровки проекта Закона о лишении неприкосновенности. Как поведение и речь человека свидетельствуют о его образе мышления, так и законопроект лишний раз продемонстрировал истинное отношение украинских парламентариев к своим согражданам.

Такие инициативы как лишение депутатов льгот или неприкосновенности нацелены сыграть на самых низменных человеческих чувствах избирателя - зависти, жадности, Ах, вы завидуете, что депутаты получают зарплату до 20 тысяч гривен? Или что рассекают по дорогам с мигалками и пользуются VIP-залом в аэропорту? Истекаете слюной оттого, что милиция может задержать любого, а людей со значком обходит десятой дорогой, потому что потом проблем не оберешься? - вот мы показательно отказываемся от всех благ! Точнее, играем в игру: депутаты делают вид, что отказываются, а избиратели утоляют свои зависть и алчность.

Интересен еще один ракурс проекта об отмене неприкосновенности, как и вообще всей показушной борьбы политиков против своих собственных льгот и привилегий. Особенностью украинской политики является демонстративная религиозность. Практически каждый депутат или высший чиновник старается создать имидж истинно верующего. Это объясняется еще и тем, что большинство из них не имеет никаких политических взглядов, поэтому старается выстроить коммуникацию с избирателями на религиозных убеждениях. И что же это получается - показательно верующие люди разжигают среди своих сограждан чувства алчности и зависти, которое, согласно христианским заповедям, входят в список смертных грехов?! Действительно, разве не из зависти Каин убил Авеля? Вот такие маленькие моменты показывают, что же стоит на самом деле за демонстративными целованиями креста перед телекамерами и иконостасами прямо в рабочем кабинете. Разве это по-христиански?

Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Год назад в Армении произошла «бархатная революция». К власти пришло новое правительство, после чего политический ландшафт республики значительно изменился. Досрочные выборы Национального собрания, городского парламента Еревана (Совета старейшин), реформы судебной системы, появление новых объединений и реконфигурация (если угодно ребрэндинг) старых — вот далеко не полный перечень тех перемен, которые сопровождали страну в течение последнего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net