Информационный сайт
политических комментариев
вКонтактеFacebookTwitter
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Политком.RU обсудил с первым вице-президентом Центра политических технологий Алексеем Макаркиным динамику общественных настроений в России в уходящем году.

Бизнес, несмотря ни на что

Локомотивом выхода из продолжающегося экономического кризиса может быть только частный сектор. Как чувствовал себя российский бизнес в уходящем году? Как можно оценить усилия правительства по стимулированию предпринимательской деятельности и привлечению инвестиций? Об этом в интервью Политком.RU рассказывает старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е.Гайдара Сергей Жаворонков.

Интервью

Конец года всегда дает повод подвести итоги происшедших событий, выделить основные тенденции, высказать предположения на будущее. Своими оценками политических итогов 2016 года с «Политком.RU» поделился известный российский политолог, президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский.

Колонка экономиста

Видео

Реклама

Комментарии

14.10.2012 | Михаил Агаджанян

Центральная Азия: свобода внешнеполитического выбора

Через месяц после визита Владимира Путина в Узбекистан (4 июня с.г.) появились сообщения о полученном главой России приглашении туркменской стороны посетить с визитом Ашхабад в любое удобное для него время. Последовавший график зарубежных визитов российского президента в Центральную Азию был выдержан в традиционных тонах приоритетного внимания республикам-участницам ОДКБ и ЕврАзЭС. Глава России посетил сначала Казахстан, а затем Кыргызстан и Таджикистан. В завершении приоритетной повестки встреч с центральноазиатскими лидерами Путин принял в Москве президента Казахстана. Между тем, сроки визита Владимира Путина в туркменскую столицу пока не обнародованы, что можно связывать с содержательной неопределённостью повестки встречи на высшем уровне…

Но предыдущий опыт встреч лидеров государств на пространстве СНГ свидетельствует в пользу стыковки сроков визита президента России в Туркменистан с его участием в работе предстоящего заседания Совета глав государств-участников СНГ, которое запланировано на 2 ноября текущего года в Ашхабаде в рамках председательствования республики в Содружестве в 2012 году.

У России в Туркменистане нет военных баз, крупных экономических проектов дву- или многосторонней реализации, туркменские граждане предпочитают осваивать не российский, а, например, турецкий рынок труда. Газовая составляющая сотрудничества всегда была приоритетной для двух прикаспийских государств, но и в данной сфере в последнее время ощутим дефицит прорывных решений.

После прихода к власти в Туркменистане Гурбангулы Бердымухамедова определённый региональный тупик республики был преодолён, и у туркмен появились новые стимулы для выстраивания партнёрских связей со старыми соседями.

Так, по итогам визита президента Узбекистана в Ашхабад 1-2 октября с.г. комментаторы сошлись во мнении о переживаемом двумя республиками подъёме в их отношениях. Прозвучали оценки, что ныне среди центральноазиатских республик именно у Туркменистана сложились самые близкие отношения с Узбекистаном. Две центральноазиатские столицы, как, по сути, и все остальные их «собратья» в регионе, выстраивают прагматичные внешнеполитические курсы на комплементарной основе развития связей со всеми внешними силами. Но многое из того, что в последнее время было замечено в действиях и заявлениях узбекского и туркменского руководств, к каким проектам были привлечены или планируются к привлечению Ташкент и Ашхабад, озадачивает Москву.

Россию не может не волновать тенденция «обходной стратегии» Узбекистана и Туркменистана, их внешнеполитические интересы и евразийские планы.

Главы Узбекистана и Туркменистана сошлись в Ашхабаде на том, что реализация крупных гидропроектов в Таджикистане и Кыргызстане с участием российского капитала их не устраивает. Президент Узбекистана подверг резкой критике стремление Таджикистана построить Рогунскую ГЭС в районе сейсмичностью 9-10 баллов.

Кстати, через несколько дней после этих заявлений из Ашхабада стало известно, что Россия и Таджикистан не достигли прогресса в вопросе российских инвестиций в достройку Рогунской ГЭС на реке Вахш.

Узбеки и туркмены солидарны в критическом отношении к появлению на трансграничных реках Центральной Азии новых ГЭС, которые, по их аргументации, могут привести к снижению водоснабжения государств, находящихся в низовьях рек.

Каримов и Бердымухамедов привествовали реализацию железнодорожного проекта Турции, Грузии и Азербайджана, который свяжет восточные турецкие провинции с азербайджанским побережьем Каспийского моря. Более того, президенты двух центральноазиатских республик выразили намерение удлинить маршрут железной дороги «Карс – Ахалкалаки – Тбилиси – Баку» далее в их регион с включением в магистраль узбекского Навои и туркменского Туркменбаши.

Транспортный проект южного направления с участием Узбекистана и Туркменистана, соглашение по которому было подписано 25 апреля 2011 года в Ашхабаде (транспортно-транзитный коридор между Центральной Азией и Персидским заливом «Узбекистан - Туркмения - Иран - Оман - Катар»), также выстраивает линию предпочтений двух республик «в сторону» от России.

Узбекистан и Туркменистан также вовлечены в совместный с Казахстаном и Китаем проект поставки туркменского газа на китайский рынок. Казалось бы, поставки туркменского газа на внешние рынки могли бы создать прочную основу для тесного сотрудничества между Москвой и Ашхабадом. Но и здесь что-то не заладилось в последнее время. Туркмены стали всё больше говорить об альтернативных российским маршрутах поставок «голубого топлива», необходимости выработки «понятных» правил транспортировки газа, причём делать это на важных межгосударственных форумах постсоветского пространства.

Как бы там ни было, на сегодняшний день очевидно, что гипотетический альянс Узбекистана и Туркменистана на некой антироссийской основе в конечном итоге политически бесперспективен и экономически несостоятелен. Вместе с тем, новый формат отношений Ташкента и Ашхабада могут включать альтернативный курсу России на евразийскую интеграцию компонент, что в целом уже способствует формированию в регионе свободы нешнеполитического выбора…

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

17 января прошла большая пресс-конференция Сергея Лаврова по итогам деятельности российской дипломатии в 2016 года. Во время общения российского министра иностранных дел с журналистами закавказские сюжеты не фигурировали в числе приоритетных тем. Намного чаще в фокусе внимания оказывались перспективы нормализации отношений между Россией и США при новой американской администрации и разрешение конфликта в Сирии.

Противостояние Ирана и Саудовской Аравии – условных центров мирового шиизма и суннизма, наметилось аж со времени победы в иранской Исламской Революции в 1979 году. Именно с тех времен Эр-Рияд начал кампанию по нивелированию политического влияния шиитских общин.

Долгое время системные политические партии Старого Света с правого и левого фланга двигались навстречу друг другу и по мере размывания своей социальной базы смешивались до степени неразличимости. Сформировался широкий политический консенсус, включавший активную социальную политику, принципы политкорректности, уважение прав меньшинств и продвижение целей европейской интеграции. Однако сейчас этот консенсус на глазах начинает распадаться.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net