Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

15.10.2012 | Марина Войтенко

Время отрезвляющих прогнозов

Среди множества факторов, влияющих на состояние конъюнктуры товарных и финансовых рынков и динамику глобальной экономики, один занимает особое место, поскольку нередко оказывается непосредственно основанием принятия инвестиционных и прочих бизнес-решений. Речь идет об ожиданиях будущего, уверенности/неуверенности в нем, что в существенной степени формируется прогнозными оценками. Один из главных ньюсмейкеров и законодателей мод в мировом прогнозном многоголосии – Международный валютный фонд с его выходящим дважды в год World Economic Outlook (докладом о перспективах развития мировой экономики).

9 октября в преддверии Ежегодных совещаний МВФ и Всемирного банка (начались 12 октября в Токио) опубликован очередной его выпуск1 , в котором, по традиции, помимо довольно реалистичных предположений, содержится немало «рекомендательного материала» к необходимым корректировкам в экономической политике национальных правительств и регулятивных практик центральных банков.

На сей раз МВФ представил более мрачную картину глобальной экономики, чем несколько месяцев тому назад, обозначив, что перспективы еще более ухудшились, а риски усилились. В целом, прогноз МВФ в отношении глобального экономического роста на текущий год понижен до 3,3% с 3,5% и до 3,6% с 3,9% на 2013 год. При этом экономический рост в странах с развитой экономикой в текущем году прогнозируется на уровне 1,3% против 1,6% в прошлом году и 3,0% в 2010 году. В докладе МВФ отмечается, что на перспективах отрицательно сказываются сокращение государственных расходов и по-прежнему слабая финансовая система.

Прогноз роста в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах был понижен относительно прогнозов в июле и апреле до 5,3% против 6,2% в прошлом году. Ведущие страны с формирующимся рынком, такие как Бразилия, Индия, Китай и Россия, будут иметь более низкие темпы экономического роста2 . Темпы роста объемов мировой торговли, согласно прогнозу, резко понизятся, составив 3,2% в текущем году против 5,8% в прошлом году и 12,6% в 2010 году.

Аналитики Фонда полагают, что рост мировой экономики с вероятностью в 17% в 2013 году может оказаться ниже 2%. Это означало бы рецессию в развитых странах в целом. Еще в апреле 2012 года такая вероятность была всего лишь 4%. Сейчас вероятность рецессии в США составляет 15%, а в Европе – более 80%.

Важно иметь в виду предупреждение МВФ о том, что его прогноз основывается на двух главных предпосылках: европейские политики смогут по меньшей мере не усугубить кризис в зоне евро, и директивные органы в США примут меры, чтобы предотвратить «фискальный обрыв» и не допустить автоматического повышения налогов и сокращения расходов. Неспособность решить любую из этих проблем значительно ухудшит перспективы экономического роста. Пока же (с учетом предпосылок) темпы роста в США ожидаются в 2,2% в 2012 году и 2,7% в 2013-ом. Еврозона в текущем году окажется в мягкой рецессии – «-0,4%». В следующем году ее рост будет практически нулевым – около 0,2%. В самых крупных экономиках – Германии и Франции – рецессии не будет. Чего нельзя сказать о большинстве периферийных стран зоны евро – в 2012 году их ждет резкий спад, восстановление начнется только в 2013-ом.

Сбываемость прогнозных ожиданий самым непосредственным образом зависит от содержания экономической политики главных участников pax economica. Наблюдатели, как правило, указывают на то, что глобальной экономикой управляют две разнонаправленные тенденции: вынужденное снижение госрасходов сокращает рост, супермягкая монетарная политика ФРС, ЕЦБ, Банка Англии и Банка Японии3 его поддерживает. Отчасти это действительно так, если рассматривать результативность регулятивных мер на короткой дистанции. Если же брать в расчет комбинацию кратко- и среднесрочных эффектов, то «картина» заметно усложняется.По мнению главы МВФ Кристин Лагард, в пакет мер политики, которая может решить задачу окончательного преодоления кризиса и восстановления роста, входят: адаптивная (то есть, стимулирующая) денежно-кредитная политика; надлежащие темпы бюджетной консолидации, которая избегает ущерба для роста, но предусматривает обоснованные и реалистичные планы снижения уровней долга в среднесрочной перспективе; завершение «расчистки» балансов банковского сектора; проведение структурных реформ, направленных на повышение производительности и роста. Все эти меры должны дополняться изменением структуры глобального спроса в пользу динамично растущих стран с формирующимся рынком.

Естественно, удельные веса отдельных мер в этом «паззле» поддержки общемирового роста у каждого участника «игры» различны. Так, для Еврозоны – это рекомендуемый Фондом «сценарий полного набора мер политики», в котором помимо налогово-бюджетной консолидации и монетарного смягчения особый упор делается на структурные реформы и рекапитализацию и реструктуризацию кредитных учреждений в рамках последовательного продвижения к банковскому союзу. Евробанки в настоящее время едва ли не самая «горячая точка» – если немедленно не принять дополнительных мер, то к концу 2013 года в ЕС-17 банковские активы могут сократиться на $2,8-4,5 трлн. «Кредитное сжатие» наиболее сильно ударит по периферии зоны евро.

Приоритеты США и Японии – прежде всего, в бюджетной сфере. Обеим странам необходимы убедительные среднесрочные планы финансовых консолидаций (снижения дефицитов бюджетов и уровней госдолга). Причем от США ждут конкретного маршрута – как отойти от «фискального обрыва», угрожающего срывом в повторную глобальную рецессию.

Аналитики Фонда отмечают, что, несмотря на значительный прогресс в восстановлении устойчивости госфинансов4 , уровень уязвимости бюджетов остается повышенным. При этом финансовым властям большинства стран придется приложить немало усилий, чтобы не сойти с «узкой тропы», то есть. продолжить укрепление госфинансов, избегая в то же время чрезмерного свертывания бюджетной поддержки все еще неокрепшего роста. Темпы корректировок и консолидаций должны соответствовать состоянию экономики5 . Многие страны с формирующимися рынками и низкими доходами могут взять паузу в ожидании более благоприятных перспектив экономического роста. Большинство же развитых стран вынуждены отказываться от такой роскоши.

Вместе с тем, рекомендации Фонда достаточно гибкие. Если рост в странах не оправдывает ожиданий, то надо «включать» стимулирующую денежно-кредитную политику и предоставлять полную свободу действий автоматическим бюджетным стабилизаторам. Но если темпы оказываются заметно ниже прогнозов Фонда, то скорость бюджетной корректировки целесообразно сбросить. Впрочем, подчеркивается в «Бюджетном вестнике» МВФ, осторожность в краткосрочной перспективе не должна служить отговоркой для откладывания и задержки мер по созданию более прочной основы госфинансов на среднесрочной дистанции, поскольку речь идет о важнейшей предпосылке роста. «И даже странам с относительно устойчивым состоянием государственных финансов следует сохранять соответствующие буферные резервы, чтобы противостоять будущим шокам». Эта рекомендация, заметим, напрямую касается и России.

На день раньше (8 октября) презентации прогнозов МВФ Всемирный банк представил очередной, уже 28-й по счету, доклад об экономике РФ. В нем констатируется: в тот момент, когда объем ВВП превысил докризисный максимум, российская экономика вышла на траекторию замедленного роста, несмотря на остающиеся высокими цены на нефть. Темпы ВВП в первом полугодии (4,5%), по-видимому, превысили потенциально возможные. Локомотивами были внутреннее потребление и дорогая нефть. При этом финансовый сектор рос темпами втрое выше прочей экономики (6,6% и 2,4%), динамика же обрабатывающих и добывающих отраслей снижалась по сравнению с 2011 годом.

При этом зарплаты, по расчетам Всемирного банка, растут с опережением производительности труда и реальных располагаемых доходов (разрыв соответственно в 7,4 и 8,5 п.п.). Это признак перегрева рынка труда. Если же к этому добавить ускорение роста цен (в октябре их недельный шаг в 0,2% уже вдвое превысил сентябрьский показатель – примечание автора) и кредитный бум, то речь, по мнению аналитиков ВБ, должна идти уже о перегреве экономики в целом. «При всех достижениях российской экономики, функционирующей в условиях двойного профицита6 , последние тенденции носят настораживающий характер», - отмечается в докладе. «В 2012 году темпы роста российской экономики, скорее всего, будут самыми низкими за последние 15 лет – за исключением кризисных 1998 и 2009 годов. Маловероятно, что ситуация значительно улучшится в 2013 году», - считают во Всемирном банке. Отсюда и пересмотр прогнозов в сторону снижения: рост-2012 – 3,5%, в 2013 году – 3,6%.

В самом докладе, имеющем, кстати, название «Необходимость оздоровления экономики», эти оценки определены как «отрезвляющий прогноз». Однако существует риск, что и он может не осуществиться, если не произойдет стабилизации в Еврозоне и в глобальном хозяйстве, а цены на нефть резко снизятся. Во Всемирном банке уверены: в условиях, когда предприятия сталкиваются с большими трудностями при заполнении вакансий, уровень использования производственных мощностей приближается к докризисному максимуму, а цены на нефть, как прогнозируется, останутся практически неизменными, экономике будет трудно получить дополнительный импульс для роста. Кроме того, в последующие десятилетия негативное влияние на развитие экономики могут оказать такие факторы, как старение населения и сокращение трудовых ресурсов, а также снижение объемов добычи нефти.

Для того, чтобы создать новые импульсы роста требуются активные меры экономической политики. Во-первых, макроэкономическая политика должна быть направлена на поддержание устойчивости экономического роста. Недавнее ужесточение денежно-кредитной политики (повышение ставки рефинансирования) является важным шагом в этом направлении. Во-вторых, Россия должна восстановить «подушки безопасности» на случай внешних шоков. Это предполагает пополнение бюджетных резервов, переход к инфляционному таргетированию и укрепление банковского надзора. И, наконец, российскому правительству необходимо наращивать потенциал экономического роста. Это означает осуществление экономической политики, направленной на рост производительности труда, диверсификацию экономики и улучшение транспортного сообщения в стране. Прогресс в достижении данных целей, считают во Всемирном банке, позволит России достичь темпов роста экономики существенно выше 4 процентов.

Эти выводы вполне корреспондируют с ощущениями российских экономистов. Напомним лишь некоторые «реперные точки» консенсуса по поводу текущего состояния, которые наиболее часто упоминались на минувшей неделе:

 Россия достигла уровня «потенциального ВВП», перепрыгнуть который можно только при проведении масштабной модернизации;

 наблюдаемый отток капитала (по оценкам, $65-70 млрд. в 2012 году) на деле защищает экономику от перегрева. При наличном инвестклимате – это «лишние» деньги, которые экономический организм не в силах переварить;

 в сентябре 2012 года Сводный опережающий индекс (СОИ – рассчитывается Центром развития НИУ ВШЭ) несколько вырос, но остался отрицательным – «-0,7%» год к году. Динамика СОИ в последние месяцы не дает оснований говорить, что ситуация будет все сильнее ухудшаться. Но и признаков улучшения тоже нет. Ситуация равновероятно может развернуться в обе стороны. Все будет зависеть от происходящего в мировой экономике и содержания экономической политики в РФ;

 ускорение роста, которое ожидает Минэкономразвития – в 2012 году 3,5% ВВП, в 2013-ом – 3,7%, в 2014-ом – 4,3% – маловероятно, так как драйвер, способный привести в движение всю экономику, в настоящее время отсутствует.

Состояние экономики отражается на динамике настроений потребителей и бизнеса. Рассчитываемый Росстатом индекс потребительской уверенности в третьем квартале снизился на 2% (до «-6%») по сравнению со вторым кварталом (впервые с первого квартала 2011 года). Индекс ожидаемых изменений в экономической динамике ушел в отрицательную область (-2% по сравнению с 4% во втором квартале). Доля оптимистов среди респондентов (то есть, уверенных в улучшении экономического положения в течение ближайших 12 месяцев) сократилась с 25% до 20%, пессимистов, напротив, увеличилась с 17% до 22%.

В свою очередь опрос, проведенный Росгосстрахом, показал, что с тревогой смотрят в будущее в сентябре уже 69% россиян (против 58% в августе). О торможении экономики свидетельствует и рост неуверенности руководителей предприятий и организаций в их будущем. В августе неуверенных было 25%, в сентябре – 36%.

Вывод из всех этих оценок понятен и, по большому счету, давно сделан: экономическая модель в РФ себя исчерпала, путь же к ее перезагрузке лежит через улучшение инвестклимата и работы рыночных и государственных институтов. Если это будет происходить на деле, а нефтяные цены не опустятся ниже $100 за баррель, то темпы российского роста могут оказаться выше среднемировых (согласно прогнозам ОЭСР, глобальная экономика в 2012-2017 годах будет расти в среднем на 3,4% в год, в 2018-2030 годах – на 3,3%).

При отсутствии институциональных и структурных перемен, уверен руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, вместо 3,8% экономика РФ до 2030 года будет набирать ежегодно около 2%.

В заключение напомним, что негативные ожидания отрезвляющих прогнозов, по общемировому опыту, обычно преобразуются в «дорожные карты» необходимых структурных реформ. Признаков готовности к этому в РФ пока немного. Тем не менее, российское время таких реформ уже пошло.



1. Одновременно выпущены и два других важных документа (публикуются также дважды в год): «Доклад по вопросам глобальной финансовой стабильности» и «Бюджетный вестник», в котором рассматривается состояние государственных финансов.
2. МВФ прогнозирует рост ВВП в Китае на 7,8% в текущем году (оценка понижена против 8,0% в июле), на 8,2% в 2013 году, но при условии, что экономика получит дополнительный стимул от ускоренной реализации крупных государственных инфраструктурных проектов. Наиболее сильно сокращен прогноз по Индии – рост-2012 составит 4,9% (против 6,2% по июльской оценке). Исполнение прогноза-2013 в 6% роста ВВП будет зависеть от прекращения замедления инвестиций и доверия к реформам, недавно объявленным правительством страны.В Бразилии, напротив, ожидается ускорение роста и по итогам 2012 года (до 3,2%), и в 2013 году (до 4,8%). Основание к тому – адресные налогово-бюджетные меры для поддержки спроса и ослабление денежно-кредитной политики (с августа 2012 года базовая ставка Центробанка уменьшена на 5 п.п.).Прогноз по России в МВФ снизили с 4% до 3,7% на этот год и с 3,9% до 3,8% на следующий, традиционно обратив внимание на необходимость снижения бюджетного дефицита без учета нефти и газа.
3. В Японии рост в 2012 году прогнозируется на уровне 2,2%. Темпы роста заметно ослабнут по мере сокращения деятельности, связанной с восстановительными работами после землетрясения. Согласно прогнозу МВФ, реальный ВВП будет оставаться неизменным во второй половине 2012 года и вырастет приблизительно на 1% в первой половине 2013-го. Впоследствии ожидается дальнейшее ускорение роста.
4. Примерно в половине стран-членов МВФ ожидается, что в 2013 году бюджетные дефициты будут на докризисном уровне или ниже.
5. Подобный подход лег в основу недавних предложений Фонда о предоставлении Греции двухлетней отсрочки в достижении 3%-ого дефицита госбюджета, а также обсуждении возможности нового списания кредиторами части греческого долга. Фундаментальная причина в том, что в последние годы значение фискального мультипликатора (то есть, степени влияния сжатия госрасходов на сокращение объема выпуска) возросло с 0,5 до 0,9-1,7. Иначе говоря, неумеренная бюджетная экономия – прямой путь к еще большему дефициту.
6. Имеется в виду положительное сальдо торгового баланса + бюджетный профицит (по итогам января-сентября текущего года – 1,4% ВВП [636 млрд. рублей], год назад за этот же период – 2,8% ВВП).

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В самом начале октября страна забурлила. Поводом резкого обострения ситуации в Эквадоре, расположенном по обе стороны экватора, явилось решение властей отпустить цены на горючее, что привело к повышению стоимости жизни, в частности, проезда на общественном транспорте.

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net