Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Предвыборная гонка в Украине, за которой внимательно следили и в России, подошла к концу. 21 апреля во втором туре встретились действующий президент Украины Петр Порошенко и актер Владимир Зеленский, известный главной ролью в популярном телевизионном сериале «Слуга народа». Первое место со значительным отрывом занял Владимир Зеленский – по предварительным данным, он получил около 73% голосов. Петр Порошенко набрал около 25 голосов избирателей.

Бизнес

Басманный суд Москвы принял решение об аресте до 19 августа владельца холдинга «Русское молоко» Василия Бойко-Великого. Предпринимателю вменяется особо крупная растрата, совершенная организованной группой (ч. 4 ст.160 УК). Следствие считает, что он и его подельники получили доступ к средствам на депозитных счетах банка «Кредит-Экспресс». Фигурантами дела также стали экс-директор банка Алла Кабанова, главный бухгалтер Мария Антонова, менеджеры Анастасия Новотная, Егор Пихтин, Елена Чуева и Наталья Ципинова.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

27.11.2012 | Сергей Слободчук

Три слагаемых проигрыша Партии регионов в Киеве

В целом по Украине Партия регионов победила по партийным спискам на выборах в Верховную Раду, набрав 30 % голосов. Тем удивительнее оказался проигрыш в столице, где «регионалы» получили лишь 12, 6 %, проиграв при этом во всех 13 мажоритарных округах (кроме № 223, где официальная версия ЦИК гласит, что «результаты выборов установить невозможно»). Какими факторами можно пояснить неуспех партии власти в столице Украины?

Начать с того, что подвела хитроумная схема. Планировалось, что сработает избирательная кампания с двойным дном - когда в большинстве из 13 мажоритарных округов правящая администрация выдвигала минимум двух кандидатов - официального и настоящего. За редким исключением, официальные кандидаты представляли собой либо одиозную фигуру вроде Олега Калашникова (народный депутат от Партии регионов с 2006 по 2007 год, прославившийся избиением журналистов возле Верховной Рады, во время досрочных выборов 2007 года «регионалы» отказались брать его в предвыборный список), либо малоизвестных партийных функционеров. В таком случае возникал побочный эффект, когда малоизвестная фигура, либо скандальный политик не только не имел шансов выиграть сам, но и негативно влиял на рейтинг партии среди горожан. Со старта было понятно, что, независимо от результатов в мажоритарных округах, такой подход - это удар по бренду ПР в целом. Только трое кандидатов - народные депутаты Максим Луцкий и Игорь Лысов, а также заводила «региональных» митингов во время суда над Юлией Тимошенко Олег Калашников - выдвигались как официальные кандидаты «регионов». Даже если бы настоящие кандидаты от ПР выиграли, получилось бы, что официально «регионалы» взяли бы только два округа из 13 (Калашников изначально шансов не имел). И это только в самом радужном случае. Официальный проигрыш мажоритарки был очевиден заранее, а значит, наносил удар по популярности партийного списка ПР в целом.

Второй вопрос - фигуры и кредитная история настоящих кандидатов ПР в Киеве. В столице Партия регионов сделала ставку на киевских политиков, либо представляющих «молодую команду» Леонида Черновецкого, либо аффилированных со скандальным мэром. Задумка состояла в том, что настоящие кандидаты пойдут на выборы как «независимые» самовыдвиженцы, дистанцируясь от негатива в отношении партии власти. А, получив мандат народного депутата, напишут заявление о вступлении во фракцию Партии регионов в Верховной Раде. Дополнительная поддержка заключалась в подключении административного ресурса (каким бы минимально эффективным он ни был в Киеве), не говоря уже о том, что МВД, прокуратура и ЦИК не то что закрыли, а даже не открывали глаза на прямой и непрямой подкуп избирателей. Начиная с зимы 2012 года, а некоторые и того раньше, «независимые» активно творили «добрые дела». Кандидаты раздавали «гречку» (нарицательное для продовольственных пайков, которые «дарятся» избирателям в обмен на голоса), ставили во дворах скамейки и детские площадки, ремонтировали подъезды, лестницы и лифты. Самые непритязательные просто раздавали конверты по 200, 300, 500 гривен. В помощь «независимым» направили остатки «сети» по скупке голосов, дважды приносившей победу Леониду Черновецкому на выборах мэра и городского совета.

В статусе «независимых» в Верховную Раду баллотировались секретарь Киевсовета и нынешняя и.о. мэра Галина Герега, бывший глава Шевченковской районной администрации столицы Виктор Пилипишин, бывший секретарь Киевсовета при мэре Черновецком Олесь Довгый, депутат горсовета и сопредседатель фракции Блока Черновецкого в городском совете столицы Алла Шлапак, владелец сети супермаркетов «Фуршет» Игорь Баленко, народный депутат и руководитель штаба ПР в столице Валерий Борисов (парламентарий, избранный по списку блока «Наша Украина - Народная самооборона» в 2007 году, с июня 2011 года - член фракции Партии регионов в Верховной Раде), нардеп Александр Супруненко (брат бывшего зятя мэра Черновецкого) и другие.

Столица Украины в основном негативно воспринимает нынешнюю администрацию Януковича и Партию регионов. Дополнительные имиджевые минусы и в столице, и по Украине в целом принес суд над Юлией Тимошенко, который воспринимается избирателями как расправа над политическим конкурентом и лидером Майдана. Когда же отрицательный имидж ПР был помножен на одиозную «молодую команду» Черновецкого, на выходе получился негатив в геометрической прогрессии.

В-третьих, Киев по уровню жизни отличается от остальных областных центров, не говоря уже о сельской глубинке. И выборы показали, что за «идеологию желудка» в столице голосует максимум 20 % избирателей при явке в 65-70 %. То есть, подкуп, то ли пайками, то ли «добрыми делами», способен принести победу - но только при низкой явке. Большая же часть избирателей голосовала «против» власти и «за» оппозицию, ориентируясь на пропагандистские шаблоны «регионалы - оппозиция», «свои - чужие», «новые лица - старые политики» и другие. Чтобы получить результат в столице, «регионам» необходима была хотя бы минимально идейная кампания. И если оппозиция хотя бы изображала борьбу против «антинародного режима», то штаб Партии регионов заинтересовать киевского избирателя с помощью идейных аргументов даже не попытался. Окончательным результатов стало не только поражение партийного списка, но и проигрыш всех кандидатов - и официальных, и «независимых» - в мажоритарных округах.

И, в завершение, поведение киевского избирателя во время голосования 28 октября лучше всего можно описать словами Тараса Бульбы «Я тебя породил, я тебя и убью». В 2006 году именно Киев стал родоначальником технологии, прозванной в Украине «гречкой». Тогда на выборах мэра неожиданно победил депутат и крупный бизнесмен Леонид Черновецкий, организовавший схему системного массового подкупа. Свой трюк экстравагантный градоначальник повторил в 2008 году на внеочередных выборах, когда, невзирая на коррупционные скандалы, негативное отношение СМИ и показное противостояние с премьером Юлией Тимошенко, снова выиграл и у кандидата от «Батькивщины» Александра Турчинова, и у боксера Виталия Кличко. С того момента «гречка» начала свое шествие по Украине, считаясь самой эффективной политической технологией. Но 28 октября все кандидаты, делавшие ставку на подкуп и «добрые дела», в столице проиграли, несмотря на миллионные бюджеты и содействие административной вертикали. Судьба или нет, но конец «гречки» как технологии в столице Украины одновременно оказался и финалом «молодой команды» Черновецкого.

Сергей Слободчук - политолог (Киев, Украина)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Год назад в Армении произошла «бархатная революция». К власти пришло новое правительство, после чего политический ландшафт республики значительно изменился. Досрочные выборы Национального собрания, городского парламента Еревана (Совета старейшин), реформы судебной системы, появление новых объединений и реконфигурация (если угодно ребрэндинг) старых — вот далеко не полный перечень тех перемен, которые сопровождали страну в течение последнего года.

Когда испанские завоеватели-конкистадоры открыли эту землю, ее сгоряча назвали Коста-Рикой, что в переводе означает богатый берег. Они надеялись обнаружить там ценные полезные ископаемые, которые в огромных количествах вывозили бы на родину. Но таковых в недрах не оказалось. Позднее обнаружилось, что непреходящей ценностью страны оказались неутомимые труженики, постепенно, шаг за шагом, соорудившие государство устойчивой демократии, ставшей примером для беспокойных соседей.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net