Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Региональные исследования

03.12.2012 | Елена Сироткина

Мониторинг общественно-политической ситуации в Ленинградской области (ноябрь 2012 г.)

Ноябрь стал месяцем подведения экономических итогов первого политического сезона нового губернатора Ленинградской области А.Дрозденко. Решив более актуальные первостепенные задачи, губернатор сосредотачивается на разработке стратегии долгосрочного развития области. С этой целью Центр стратегических разработок «Северо-Запад» представил два вероятных сценария развития Ленинградской области до 2025 года, которые условно можно разделить на инерционный и активный. Инерционный сценарий менее предпочтителен и будет реализован в том случае, если не удастся решить проблему сбалансированного развития северо-востока и юга региона и проблему моногородов, которые, по информации из докладов экспертов, будут тормозить общее развитие территорий, при том, что текущее развитие событий и так способствует росту внутрирегиональной социально-экономической поляризации.

Для стабилизации ситуации и преодоления кризиса на уязвимых территориях губернатор уже начал поиски ресурса поддержки в лице Д.Медведева, с которым он провел встречу по проблеме Пикалево и подобных моногородов. В данном случае, многое будет также зависеть от позиции владельца ЗАО «БазэлЦемент-Пикалево» О.Дерипаски, который ранее также озвучивал возможность закрытия Волховского алюминиевого завода, что привело бы к повторению прецедента Пикалево в городе Волхов. Подобные кризисные ситуации создают очаги социальной напряженности федерального масштаба, урегулирование которых выходит за границы компетенции областной администрации – именно этот тезис пытался продвигать А.Дрозденко, апеллируя к тому, что эффективное управление активами предприятия О.Дерипаски в Ленинградской области является общефедеральной задачей.

С другой стороны, у региона уже есть существенные основания для реализации более оптимистичного сценария, а именно: развитая транспортно-логистическая система, благоприятный инвестиционный климат, многоотраслевая экономика, высокий туристическо-рекреационный потенциал. Отмечая успешные стартовые условия для активного сценария, А.Дрозденко сделал акцент на более плотном экономическом партнерстве с Санкт-Петербургом – вопросе, по которому за последние месяцы достигнуто принципиальное согласие обеих сторон и, наиболее вероятно, в скором времени перейдет в плоскость конкретных соглашений. Этот же вопрос мимолетно затронул Д.Медведев, комментируя ситуацию с Москвой и Московской областью. Премьер обратил внимание на то, что идея объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области более реалистична в силу того, что территории меньше и на них проживает меньшее число людей. Созданный по данной проблеме координационный совет разрабатывает модель интеграции 2-х субъектов. На данном этапе от объединения выигрывает только Санкт-Петербург, который уже достиг границ расширения и нуждается в новых территориях, а опережающей по темпам развития северную столицу Ленинградской области придется разделить с ней консолидированный бюджет. Другой вопрос, что единый регион потребует избрания нового лидера. Данный вариант, безусловно, неприемлем для действующей администрации Ленинградской области, поэтому торг, скорее всего, будет вестись в рамках межотраслевой интеграции и на более частном уровне (например, по вопросам утилизации мусора и создания сводного баланса продовольственных запасов, схемы присоединения к сетям на приграничных территориях города и области). Уже на данном этапе для обоих субъектов очевидны преимущества от объединения части ресурсов с точки зрения поиска инвесторов и реализации крупных совместных проектов.

Продолжая тему развития региона на следующий год, уместно обратить внимание на целевые направления расходования бюджета-2013. По оценкам экспертов, он будет иметь ярко выраженную социальную направленность, а именно, приоритетными направлениями станут: повышение заработной платы бюджетникам в пределах от 3% до 33%, развитие сельского хозяйства в условиях дополнительной нагрузки на него за счет вступления России в ВТО. Экономический итог первого полугодия пребывания А.Дрозденко у власти также был подведен во время его встречи в Кингисеппе с председателем Госдумы РФ С.Нарышкиным, который продолжает неофициально курировать регион. А.Дрозденко в своем докладе обратил внимание на рост экономических показателей за год и вхождение области первый раз за всю историю в число 10 наиболее экономически развитых регионов. Также в ноябре С.Нарышкин принял решение о вхождении в партию «Единая Россия» и предпочёл это сделать именно в родной для него Ленинградской области (в Кингисеппском районе на съезде партии). По ряду источников, С.Нарышкина давно просили вступить в партию, в 2012 г. он вошел в состав бюро высшего совета, и последняя инициатива Д.Медведева о необходимости получения всеми лидерами партии партбилетов поставила точку в этом вопросе. Вступление С.Нарышкина в партию именно в Ленинградской области связана с его биографической привязанностью к данному региону.

Можно также констатировать то, что у области не только нет проблем с привлечением инвестиций, но уже намечен переизбыток федерального дотирования. Казна Ленинградской области в текущем году получила практически все деньги, на которые рассчитывала в начале года, при этом муниципальные власти не справились с исполнением консолидированных доходов. Вице-губернатор Е.Елин отметил, что наиболее проблемными в этой связи являются ЖКХ, которое оставляет 17,4% неосвоенных средств, и расходы на «национальную экономику», которые не реализуются на 7,7%. Хуже всего с задачей справилась администрация Лужского района, которая так и не начала строительство фельдшерско-акушерского пункта в посёлке Мшинская, на которое были выделены средства. Данная ситуация может частично возникать из-за проблемы скрытого освоения средств, однако пока это предположение не имеет практического подтверждения. Тем не менее, учитывая серию коррупционных скандалов в последнем полугодии, не исключено, что эта тема может получить развитие в ближайшее время.

Наиболее значимыми назначениями и отставками месяца стали: снятие с должности председателя комитета по дорожному хозяйству К.Харакозова, который перед отставкой ушел в отпуск и, скорее всего, вернется из него уже в ином качестве. Данная отставка была вполне ожидаемой, так как К.Харакозов, и так управляя проблемной сферой, не показывал хороших результатов. Ранее А.Дрозденко отмечал, что К.Харакозов сохраняет свой пост только до тех пор, пока ему не будет найдена замена. На его место назначен А.Львов, первый заместитель председателя комитета по транспортно-транзитной политике. В скором времени в отставку будет отправлен В.Артемьев, глава областного КУГИ, в поле деятельности которого также наблюдается застой. С должности руководителя комитета по тарифам и ценовой политике снят П.Березовский. И.о. стал О.Сибиряков, который ранее работал в статусе заместителя руководителя того же комитета в Ивановской и Тверской областях. Наиболее распространенная версия выдвижения именно его кандидатуры сводится к поддержке его персоны со стороны вице-губернатора и председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Д.Ялова.

На муниципальном уровне можно говорить о более насыщенной общественно-политической жизни с точки зрения динамики событий и спровоцированного ими общественного резонанса. Всеволжский район оказался в центре земельного скандала. Ранее этот район также звучал в контексте конфликтных ситуаций вокруг земельного вопроса, однако в ноябре хозяйственный вопрос более очевидно перешел в политическую плоскость. Сторонами конфликта являются администрация Всеволожского района и администрация города Всеволожска. Этот долгоиграющий конфликт получил новый виток развития вследствие принятия правил землепользования и застройки города (ПЗЗ) (разработала администрация Всеволожска), в соответствии с которой город планируется застроить высотными зданиями. Однако, по мнению ряда градостроительных экспертов, город не обладает сопутствующей инфраструктурой, что нанесет вред его экологии и общему архитектурному облику. Глава городской администрации видит в строительстве высотных домов единственно возможный способ расселения аварийного жилья. Однако инцидент спровоцировал массовые выступления местных жителей, которые через какое-то время, оставаясь неуслышанными, начали выдвигать политические требования – отставки главы города С.Гармаша. С обострением конфликта в ситуацию вмешался глава региона и занял позицию сторонников отставки С.Гармаша, что, скорее всего, в конечном итоге приведет к снятию с должности главы города.

Другой громкий скандал, разразившийся во Всеволожском районе в начале месяца, стал следствием общественного возмущения по вопросу нелегального складирования мусора: массовая протестная активность жителей города спровоцировала попадание инцидента в публичную сферу и привела к официальным проверкам со стороны прокуратуры нелегальной свалки на территории, принадлежащей ЗАО «Выборгское».

Оба инцидента похожей тематики совпали по времени и явились катализатором политической активности местных жителей; вероятно, наложение двух социально взрывоопасных проблем помимо снятия с должности главы города приведет к дальнейшей дестабилизации в районе. Дополнительную напряженность ситуации добавил инцидент в том же районе по вопросу строительства храмового комплекса в деревне Кудрово.

После публичных слушаний проекта часть местных жителей провела акцию протеста против проекта, другая в то же самое время провела акцию в поддержку строительства. Проблема расколола местное сообщество, причем официальные представители власти - администрация МО «Всеволожского муниципального района» предпочла не вмешиваться в ситуацию. Очевидно, что район находится в перманентно конфликтном состоянии (наряду со сложной ситуацией с обманутыми дольщиками), которое остается без должного внимания со стороны региональной власти на протяжении нескольких месяцев.

Длительный скандал вокруг ситуации с Е.Устиновым и возникшей проблемы «безвластия» в Ломоносовском районе логически завершился утверждением 1 ноября и.о. главы администрации района В.Хорькова, бывшего военного, ранее занимавшего должность заместителя главы по безопасности, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям в администрации района. Интрига заключалась в том, каким же образом в итоге поступит А.Дрозденко в сложившейся ситуации, потому как он несколько раз планировал и отменял свой визит к депутатам Ломоносовского района, оставляя спор между региональной и муниципальной властью в формате заочных взаимных претензий. Ранее губернатор высказывался против кого-либо на должность главы администрации кроме предложенной им самим кандидатуры бывшего регионального омбудсмена М.Козьминых. Во время одного из визитов вице-губернатор К.Патраев (который успел оставить негативный след в памяти депутатов о своих методах работы с народными избранниками) неожиданно для половины депутатского корпуса представил другую, более выгодную для Ломоносовского совета кандидатуру. Ранее в СМИ события вокруг конфликта в районе сводились к единственному вопросу: «приедет - не приедет губернатор» – в конечном итоге он приехал (в состав делегации также вошли К.Патраев, вице-губернатор по строительству Г.Богачёв, и.о. вице-губернатора по ЖКХ и ТЭК Ю.Пахомовский, председатель комитета по здравоохранению А.Лобжанидзе, председатель комитета общего и профессионального образования С.Тарасов), поздравил нового руководителя администрации и тем самым поддержал решение депутатов, сведя на нет конфликт, который, как выразились СМИ, занимал региональные политические умы на протяжении последних 3-х месяцев.

Губернатор проявил гибкость и пошел на компромисс, согласившись с местной кандидатурой вместо предложенного «варяга», а его личный визит позволил вернуть губернатору расположение местной власти. Ситуация разрешилась на оптимистичной ноте, если бы в конце месяца Ленинградский областной суд не удовлетворил иск Е.Устинова против депутатов МО «Ломоносовского муниципального района» (примечательно, что в иске третьей стороной значился А.Дрозденко и тем самым он опять оказался в центре конфликта) и не восстановил его в должности. Однако двоевластие в районе продолжалось недолго – Е.Устинов сразу после удовлетворения первого иска стал фигурантом нового уголовного дела по статье о вымогательстве. Таким образом, в сложившейся ситуации, когда конфликт исчерпался, и враждующие стороны примирились, возвращение Е.Устинова стало бы наименее предпочтительным вариантом. Возбуждение нового уголовного дела удачно отвратило и региональную, и местную власть от сложной юридической коллизии.

Практически в самом конце месяца определилась судьба бывшего губернатора В.Сердюкова, который все-таки прекратит свою политическую карьеру и, вероятно, займет место в совете директоров «Газпрома». Для Ленинградской области это гораздо более удобный вариант, учитывая, что перед отставкой В.Сердюков находился в центре внутриэлитного конфликта и располагал низким уровнем доверия со стороны населения. Продолжение политической деятельности в роли представителя области в федеральном центре могло бы негативно сказаться на продвижении интересов региона в Москве, поэтому почетная и в то же время формальная должность в «Газпроме» станет В.Сердюкову компенсацией за годы государственной службы.

При подготовке материала были использованы следующие источники:

47news.ru

«Российская газета»

ИА «Regnum»

ИД «Коммерсант»

«Ведомости»

«Известия»

«Труд»

«Деловой Петербург»

РБК daily СПб

ИА «Росбалт»

Газета «Вести»

«АиФ – Северо-Запад»

Regions.ru

Исследование выполнено в рамках программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики по теме «Структурный анализ региональных политических режимов и электоральных пространств», реализуемой Лабораторией региональных политических исследований под руководством д.п.н. Туровского Р.Ф.

Елена Сироткина – стажер-исследователь Лаборатории региональных политических исследований НИУ ВШЭ.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В самом начале октября страна забурлила. Поводом резкого обострения ситуации в Эквадоре, расположенном по обе стороны экватора, явилось решение властей отпустить цены на горючее, что привело к повышению стоимости жизни, в частности, проезда на общественном транспорте.

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net