Информационный сайт
политических комментариев
вКонтактеFacebookTwitter
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Политком.RU обсудил с первым вице-президентом Центра политических технологий Алексеем Макаркиным динамику общественных настроений в России в уходящем году.

Бизнес, несмотря ни на что

Локомотивом выхода из продолжающегося экономического кризиса может быть только частный сектор. Как чувствовал себя российский бизнес в уходящем году? Как можно оценить усилия правительства по стимулированию предпринимательской деятельности и привлечению инвестиций? Об этом в интервью Политком.RU рассказывает старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е.Гайдара Сергей Жаворонков.

Интервью

Конец года всегда дает повод подвести итоги происшедших событий, выделить основные тенденции, высказать предположения на будущее. Своими оценками политических итогов 2016 года с «Политком.RU» поделился известный российский политолог, президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский.

Колонка экономиста

Видео

Реклама

Комментарии

10.12.2012 | Михаил Агаджанян

Россия - Франция: баланс экономики и политики

Россия продолжает курс на выстраивание особых отношений с крупнейшими экономиками и ведущими политическими центрами континентальной Европы. Взаимодействие с Германией и Италией у России строятся в весьма предсказуемом русле энергетического сотрудничества. Что же касается Франции, то по объёму торговли российско-французское сотрудничество в абсолютных цифрах отстает от российско-германских и российско-итальянских «аналогов», но в нем заметно весьма важное качество. Москва и Париж стремятся к диверсификации своих экономических связей.

К ряду крупных контрактов, которые, по мнению экспертов, позволяют говорить об усилении российско-французских экономических связей, можно отнести вхождение группы «Renault-Nissan» в капитал российского «АвтоВАЗа» (к 2014 году французская группа будет контролировать 67% капитала совместного предприятия). Агропромышленная группа «Danone» намеревается вложить более 500 млн. евро в российский рынок. «Societe Generale» с 2011 года контролирует 82,4% акций «Росбанка», ставшего в результате этой сделки крупнейшим активом французской банковской группы за пределами Франции.

Стороны вышли на реализацию проектов в такой специфической сфере межгосударственного сотрудничества, как ВТС: покупка Россией вертолетоносцев «Мистраль» и планы по совместному строительству 3-го и 4-го кораблей данного типа на российских верфях с долевым участием французской стороны; создание в августе 2011 года компаниями «Sagem» и «Ростехнологии» совместного предприятия, специализирующегося на системах инерциальной навигации для военной авиации; запуск 22 октября 2011 года с космодрома Куру во Французской Гвиане российской ракеты «Союз» (первый в истории старт российской ракеты с космодрома за пределами бывшего СССР). 2 декабря 2012 года российская ракета-носитель «Союз-СТ» с европейским космическим аппаратом «Pleiades 1B» стартовала с французского космодрома Куру.

Сфера энергетического сотрудничества продолжает придавать двум странам дополнительную мотивацию для сближения. Участие французских компаний «GDF Suez» и «EDF» соответственно в газопроводных проектах «Северный поток» и «Южный поток», вхождение компании «Total» в капитал российской «НОВАТЭК» – важные опоры в складывающемся фундаменте российско-французских экономических связей.

Товаробоорот России и Франции за прошлый год составил менее 10% от общего объёма российской торговли со странами ЕС, что диктует постоянный поиск новых сфер взаимного приложения капиталов. По оценкам российского руководства, текущий год стороны могут закрыть с некоторым снижением уровня торгово-экономического сотрудничества по сравнению с прошлогодним показателем.

Развитие двусторонних экономических связей настраивает две ядерные державы в Европе на особый доверительный контакт в политической части своих отношений. Позиция Франции (созвучная позиции Германии) на Бухарестском саммите НАТО в апреле 2008 года, когда решался вопрос предоставления Грузии Плана действий к членству в Альянсе, не осталась незамеченной российской дипломатией. Также как не остались незамеченными оценённые по достоинству посреднические усилия лично президента Николя Саркози в августе 2008 года. Франция была в первых рядах партнёров России в таком важном для Москвы вопросе, как упрощение визового режима со странами ЕС. В 2003 году Германия заключила с Россией межправительственное соглашение об облегчении взаимных поездок своих граждан. В июне 2004 года между правительствами России, Франции и Италии были подписаны соглашения о взаимном облегчении визового режима.

Межу тем, есть целый ряд вопросов, позиции Москвы и Парижа по которым разнятся в диапазоне от значительных разногласий до существенных разночтений.

Возвращение Франции в военные структуры НАТО отложило свой отпечаток на внешнеполитические позиции страны по многим острым вопросам, в частности, ближневосточной тематики. По Сирии и Ирану российско-французские отношения находятся в серьёзной оппозиции. Париж придерживается русла наращивания санкционного нажима Запада на указанные страны, в то время как Москва не единожды высказывала свою принципиальную позицию по поводу исчерпанности санкционного прессинга на Тегеран и его неприемлемости по отношению к Дамаску.

Но и по внешнеполитическим вопросам, вызывающим серьёзные споры в российско-французских отношениях, существуют позитивные сдвиги. Здесь можно вспомнить заседание российско-французского Совета сотрудничества по вопросам безопасности в формате «2+2» (главы внешнеполитических и оборонных ведомств), которое продемонстрировало взвешенный характер отношений между Москвой и Парижем. Министр иностранных дел России Сергей Лавров по итогам заседания заявил, что по Сирии «у нас очень близкие позиции: мы не хотим развала страны, разделения её по этноконфессиональному принципу, распространения терроризма в регионе». Отметив некоторые расхождения в оценке ситуации, глава российского внешнеполитического ведомства подчеркнул присутствующий в российско-французском диалоге консенсус в главном: «наша цель - избежать вакуума власти в Сирии».

Эксперты в области российско-французских отношений отмечают позитивные сигналы последнего времени в отношениях Москвы и Парижа. Упоминается факт создания в системе исполнительной власти Пятой республики поста спецпредставителя МИДа по экономическим связям с Россией. Президент Франсуа Олланд назначил на данную должность Жан-Пьера Шевенмана - бывшего министра обороны и внутренних дел, а ныне влиятельного сенатора.

Система связей России и Франции, которая и так отличается достаточно широким и содержательным наполнением (к примеру, на межправительственном уровне действуют российско-французская Комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества, российско-французский Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам) в предыдущие месяцы пополнилась и аналитической составляющей, что вселяет ещё большую уверенность в дальнейший позитив двусторонних отношений. При Франко-российской торгово-промышленной палате с весны 2012 года начал свою работу аналитический центр «Обсерво», возглавляемый известным экспертом по российско-французским отношениям, политологом Арно Дюбьеном.

Отношения России и Франции заслуживают приоритетного внимания политиков двух стран. Они представляют большую ценность для российской дипломатии в качестве определённого образца сбалансированного сочетания инструментария экономики и политики в деле развития связей с крупнейшими внешними партнёрами.

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

17 января прошла большая пресс-конференция Сергея Лаврова по итогам деятельности российской дипломатии в 2016 года. Во время общения российского министра иностранных дел с журналистами закавказские сюжеты не фигурировали в числе приоритетных тем. Намного чаще в фокусе внимания оказывались перспективы нормализации отношений между Россией и США при новой американской администрации и разрешение конфликта в Сирии.

Противостояние Ирана и Саудовской Аравии – условных центров мирового шиизма и суннизма, наметилось аж со времени победы в иранской Исламской Революции в 1979 году. Именно с тех времен Эр-Рияд начал кампанию по нивелированию политического влияния шиитских общин.

Долгое время системные политические партии Старого Света с правого и левого фланга двигались навстречу друг другу и по мере размывания своей социальной базы смешивались до степени неразличимости. Сформировался широкий политический консенсус, включавший активную социальную политику, принципы политкорректности, уважение прав меньшинств и продвижение целей европейской интеграции. Однако сейчас этот консенсус на глазах начинает распадаться.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net