Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

28.02.2013 | Валерий Выжутович

Между партией и властью

В начале марта Госдума планирует принять закон, разрешающий регионам отказываться от прямых губернаторских выборов. Во фракции КПРФ нашли, чем ответить на это. Депутат-коммунист Вячеслав Мархаев внес законопроект, запрещающий губернаторам состоять в партиях. Им, по мнению депутата, должно быть также запрещено материально поддерживать партии, принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности. Такой запрет, как сказано в пояснительной записке, «позволит говорить о независимости главы субъекта от воли какой-либо партии, а также предоставит возможность всем партиям на равных началах участвовать в избирательных кампаниях».

Инициатива бесстрашная. Не только в том смысле, что департизация губернаторов заведомо не получит поддержки в парламенте, но, в частности, и потому, что компартии терять здесь нечего - у нее лишь один свой губернатор, хотя насколько в условиях вертикали он «свой» для КПРФ, еще можно поспорить.

Да и в остальном почин по изъятию партбилетов у глав регионов выглядит бессмысленным. Скажем, почему запрет распространяется только на губернаторов? Мэрам и главам муниципальных образований, стало быть, можно состоять в партиях? И кто сказал, что формальное неучастие в деятельности политической партии гарантирует от использования ее ресурса на выборах? Как вообще это можно - «вытряхнуть» губернаторов из системы российской многопартийности, сколько бы несовершенной она ни была?

Начать с того, что партии наделены правом выдвигать своих кандидатов на губернаторский пост. Правда, это выдвижение может осуществляться только после консультаций с президентом. По данному пункту в кулуарах Госдумы временами возникает спор. Депутаты от партии власти утверждают, что консультации с президентом абсолютно необходимы. Депутаты от парламентской оппозиции ставят это под сомнение. Вот если бы, говорят они, президент был обязан одобрить предложенную кандидатуру - тогда другое дело. Но в данном-то случае речь о другом. О том, что партия имеет право предложить кандидатуру, а президент в ходе предполагаемых консультаций волен ее отклонить. Зачем же тогда предлагать? Зачем делать вид, будто у партий есть право реально влиять на избрание глав регионов? Это имитация свободных выборов, и только.

Нет, возражают другие участники спора, никакой имитацией тут и не пахнет. В чем имитация? В том, что партийцы советуются с президентом? Но это нормально. Президент ведь никому никого не навязывает. Он только помогает скоординировать процесс выдвижения, предостерегает от возможной кадровой ошибки, а в случае одобрения им какой-то кандидатуры разделяет с партией ответственность за ее выдвиженца. Сама процедура - публичная, открытая. Вместо кулуарных переговоров и подковерных интриг.

Это вечный спор. Одни говорят: сначала создадим устойчивую демократию, а затем с ее помощью реформируем политическую систему. Другие - нет, только реформировав политическую систему, мы сможем создать устойчивую демократию.

Но вернемся к праву партий выдвигать кандидатов на губернаторский пост. Очевидна сегодняшняя несовместимость партийной карьеры с государственной (если речь не идет о «Единой России»). Проблема, заметим, не новая. Просто в нынешние времена о ней забыли, и не было повода вспомнить. А вот в начале 90-х целый ряд регионов пребывал, например, под правлением губернаторов-коммунистов. В политической географии страны тому даже было название - «красный пояс». Он обхватывал центральные области России, главы которых выступали единой командой, и свое несогласие с курсом Кремля выражали открыто, не стесняясь участия в краснознаменных митингах. Сколько крови они попортили Ельцину! Особенно - брянский губернатор Юрий Лодкин. В апреле 1993 года сокрушительной критикой режима он впервые добился избрания на пост главы администрации. А уже в конце сентября, поспешив в Белый дом на подмогу Руцкому и Хасбулатову, навлек на себя президентский гнев, был с треском снят с поста, едва не угодил в «Лефортово». И тут же сделался народным героем. «Красная» Брянщина едва ли не на руках внесла его в Совет федерации, а в декабре 1995-го КПРФ подарила ему думский мандат.

Но бывало и по-другому: заняв государственный пост, член политической организации, а то даже и ее лидер начинал вести себя как Иван, не помнящий партийного родства. Тогда товарищи ему напоминали, откуда он, собственно, родом и кого представляет во власти. Например, в самом начале путинской эпохи тогдашний полпред президента в Приволжском округе Сергей Кириенко схлопотал публичный выговор по партийной линии. Депутаты Госдумы от СПС сочли, что деятельность приволжского полпреда расходится с генеральной линией партии.

Между тем губернаторский век продлевается не решениями партийных съездов и пленумов, а продуктивной работой. Четким, отлаженным взаимодействием с федеральным правительством. Трансфертами, кредитами, субвенциями, поступающими из центра. Реальная власть живо приводит в чувство любого, даже самого ярого оппозиционера.

Сегодня в России лишь семь беспартийных губернаторов. При этом более 70 из них являются членами «Единой России», по одному губернатору состоят в КПРФ и ЛДПР.Кандидатам на государственные посты (в тех редких случаях, когда они выдвигаются не «Единой Россией») приходится так или иначе выбирать между партией и властью. Но решение этой проблемы не в том, чтобы у всех губернаторов отобрать партбилет, а том, чтобы принадлежность к правящей партии не служила основным пропуском во власть, а членство в иной политической организации не было главным тому препятствием.

Валерий Выжутович – политический обозреватель, публицист

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net