Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

06.06.2013 | Сергей Слободчук

Безуспешный год Франсуа Олланда

В июне исполняется полноценный год пребывания Франсуа Олланда на посту президента Франции. Ровно год назад Французская социалистическая партия завоевала большинство голосов на выборах в Национальное собрание, обеспечив любым президентским инициативам прохождение через парламент.

Однако, похвастаться седьмому президенту Пятой республики нечем. Его рейтинг поддержки среди французов демонстрирует рекордные темпы падения, составив в мае 2013 года 15 % оценивающих его деятельность со знаком «плюс» при антирейтинге в 76 %. И проблема даже не в том, что Олланду не удалось оградить Францию от экономического кризиса. Беда в том, что он не смог даже продемонстрировать, будто социалисты способны применить альтернативные методы оздоровления французской экономики.

Если конкретизировать достижения и провалы Франсуа Олланда на посту президента, то получится следующий список. Главное политическое достижение – стабильное большинство Французской социалистической партии в Национальном собрании по итогам парламентских выборов в июне 2012 года. Сегодня фракция ФСП в Национальном собрании насчитывает 296 депутатов из 577. Количественный состав фракции социалистов с запасом перекрывает необходимое для принятия законов простое большинство в 288 голосов. Кроме того, в случае необходимости можно подключить голоса союзников в лице радикальных левых (16 депутатов) и экологистов (17 депутатских мандатов). Еще одно громкое достижение – это закон об однополых браках, принятый Национальным собранием в апреле. Как известно, обещание легализовать такие браки было одним из центральных обещаний Олланда как кандидата в президенты Франции. В принципе, на достижениях можно ставить точку.

Год спустя после победы на выборах, очевидно, что провалов у президента Олланда и социалистического большинства в Национальном собрании больше, чем успехов. В первую очередь, речь о провалах в социальной сфере. Это безработица, составившая на конец марта 10, 8 % - рекорд последних 16 лет. Но главное, есть опасения, что до конца 2013 года она достигнет 11 %. А ведь создание новых рабочих мест было одним из козырных обещаний Олланда в предвыборной борьбе против президента Николя Саркози. Но в своем выступлении перед нацией 1 апреля Франсуа Олланд лично признал, что новых рабочих мест не появится, раз экономический рост на нуле. Провал №2 касается налоговой политики – это неудачная попытка ввести налог в 75 % для лиц, чей доход составляет более 1 миллиона евро в год. Как известно, налог в 75 % на доходы богатых был гвоздем предвыборной программы Олланда в 2012 году. Но введение нового налога заблокировал Конституционный совет. В своем программном выступлении 1 апреля Олланд фактически признал провал своего предвыборного обещания, но пообещал, что налог в 75 % будет возложен на предприятия, платящие топ-менеджменту сверхвысокие зарплаты (от 1 миллиона евро в год). Правда менеджмент предприятий может отказаться от выплаты высоких зарплат, а взамен перейти на систему высоких премий. Поэтому такое предложение Олланда имеет еще меньше шансов на жизнь, чем предыдущее.

Поэтому можно сделать вывод, что оградить Францию от финансовых потрясений социалистическому президенту не удалось. Более того, 17 апреля 3 министров выступили категорически против предлагаемого Олландом плана по сокращению бюджетных расходов на 12 миллиардов евро. Как видим, даже внутри союзного Кабинета Министров у французского президента появилась оппозиция. Бюджет страны на 2013 год предусматривает, что налоговая нагрузка в экономике вырастет до 46,3% ВВП в 2013 году (в 2011 году, когда президентом был правый Николя Саркози, она составляла 43,4% ВВП). И, наконец, главный провал заключается в том, что, несмотря на меры жесткой экономии, во Франции продолжается промышленный спад. Так, в январе 2013 года объем промышленного производства снизился на 0, 8 % по сравнению с декабрем 2012 года. Только в феврале Национальное статистическое агентство зафиксировало слабый рост промпроизводства на 0, 7 % по сравнению с январем, а по итогам квартала оказалось, что промышленное производство во Франции упало на 3 % по сравнению с первым кварталом 2012 года.

Можно говорить и о более точечных просчетах, которые повредили имиджу президента, вроде неудачной операции по освобождению заложника в Сомали в январе 2013 года. Как известно, в итоге боевики группировки «Аль-Шабаб» убили французского заложника Дени Алекса, попытка же французских коммандос освободить пленника закончилась провалом.

А вот во внешней политике тактика социалиста ничем не отличается от поведения предыдущего президента Саркози. Военная операция в Мали, как и поставки оружия боевикам в Сирии – это возвращение Франции на путь колониальной политики XIX века. Мотив прост – руководство Франции стремится компенсировать падение промышленного производства и прочие финансово-экономические убытки за счет стран Африки, в данном случае Мали. Да, с одной стороны, Мали – одна из беднейших стран мира, где ВВП на душу населения составляет 1100 долларов (последние известные данные относятся к 2011 году). С другой, в Мали расположены значительные запасы природных ресурсов, включая золото (разведанные запасы – 690 тысяч тонн), уран (разведанные запасы – 100 тысяч тонн U3O8), бокситы (около 3 миллиардов тонн), железную руду, олово, медь. В последние годы компании Total (Франция) и Qatar Petroleum Company (Катар) осуществляли активную геологоразведку на севере страны, в результате которой были обнаружены значительные запасы нефти. Кроме того, страна богата запасами пресной воды: на юге протекают полноводные реки Нигер и Сенегал, вдоль которых сложился плодородный регион. Поэтому цель военной интервенции – освободить север Мали взамен на получение эксклюзивного доступа к природным ресурсам (там, кроме редкоземельных металлов обнаружены также колоссальные запасы пресной воды). Поэтому французскую операцию «Серваль» нужно оценивать в первую очередь с экономической точки зрения – как финансовую инвестицию.

Последний опрос TNS Sofres для французской газеты Le Figaro свидетельствует, что Франсуа Олланд – самый непопулярный президент Франции с 1996 года (предыдущим «рекордсменом» был Жак Ширак). Ровно через год после победы на выборах, в мае 2013 года, 76 % опрошенных заявил, что негативно оценивают его работу на посту президента, в то время как 15 % удовлетворены его деятельностью, а еще 9 % затруднились ответить. За прошедший год Олланд, сам того не желая, убедил французов в том, что он не способен решить проблемы Франции.

Хуже всего, что динамика спада рейтинга продолжается. А вместе с ним снижаются шансы социалистов победить на следующих президентских выборах в 2017 году. В общем, если оценивать год Франсуа Олланда на посту президента Франции, то получаются двойственные выводы. С одной стороны, Олланд демонстрирует свою неготовность к решению сегодняшних проблем Франции. С другой стороны, Олланда можно было бы уважать, если бы на посту президента он действовал как социалист - то есть, хотя бы пытался бороться против безработицы и падения доходов с помощью социалистических методов регулирования экономики. Даже если бы его попытки оказались безуспешными, его, по крайней мере, можно было бы уважать. К примеру, предыдущий президент-социалист Франсуа Миттеран и правительство левых сил в 1981 году добились принятия закона о национализации, отменили налоги на французов, получавших минимальную зарплату, повысили «минималку» на 10 %, снизили пенсионный возраст до 60 лет, расширили права профсоюзов на предприятиях etc. Однако, на практике социалист Олланд мало чем отличается от правого Саркози, демонстрируя такую же неспособность справиться с экономическими трудностями.

Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

В Никарагуа свыше 40 лет с краткими пере­рывами на вершине власти находится революционер, испытан­ный в боях - Даниэль Ортега Сааведра. Он принимал активнейшее участие в свержении отрядами Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО) диктатуры Анастасио Сомоса Дебайло 19 июля 1979 года.

В самом начале октября страна забурлила. Поводом резкого обострения ситуации в Эквадоре, расположенном по обе стороны экватора, явилось решение властей отпустить цены на горючее, что привело к повышению стоимости жизни, в частности, проезда на общественном транспорте.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net