Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

16.09.2013 | Марина Войтенко

Будни экономического стимулирования

Первая половина сентября выдалась знаковой с точки зрения как направленности экономической политики в целом, так и жесткости решений, принимаемых в поддержку движения по выбранному курсу.

Итоги совещания по бюджетным проектировкам, прошедшего у Президента РФ Владимира Путина 11 сентября, и предложения комиссии с тем же названием под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева превзошли самые смелые ожидания. Снято табу на изменения расходов оборонного комплекса – часть из них по государственной программе вооружений будет перенесена на более поздние сроки, рассматривается также вопрос о дальнейшей их оптимизации.

Еще неделю назад речь шла о возможности сокращения расходной части на 5%1 (за исключением зарплат и социальных выплат) в каждый год трехлетки, теперь «ставки» выросли – расходы по незащищенным статьям бюджета, к которым относятся инвестиции и средства на инфраструктурные проекты, в 2014–2016 годах могут быть сокращены вплоть до 10 процентов2 .

В то же время, как отметил Владимир Путин, бюджет на ближайшую трехлетку должен быть бюджетом развития. «Мы обязаны исходить из того, что бюджет, который мы с вами готовим, который готовит Правительство, это всё-таки должен быть бюджет развития. Это чрезвычайно важно. Особенность как раз и заключается в том, что мы должны проявить осторожность и исходить из реалий сегодняшнего дня, но всё-таки не забывать о долгосрочных целях экономического развития страны», – подчеркнул Президент РФ.

То есть, речь вовсе не идет о механическом сокращении расходов. Это подтверждается всем ходом бюджетного процесса – впервые главный финансовый документ страны верстается по программному принципу3 . При этом неизбежное в текущей ситуации снижение доли инвестиционных расходов – это, как отметил в ходе заседания правительства 12 сентября глава МЭР Алексей Улюкаев, прежде всего, не что иное как «изменение многих механизмов, в том числе экономического роста».

В связи с этим правительство должно максимально тщательно отобрать приоритетные направления, часть средств на которые будет изыскано внутри бюджета путем перераспределения их между статьями. Речь идет о ежегодных объемах в 100-300 млрд. рублей4 , которые должны будут направляться на развитие инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного движения, транспорт и т.п. Окончательная детализация выбора должна произойти уже на текущей неделе в ходе финального заседания правительственной комиссии по проектировкам бюджета на 2014-2016 годы.

Что уже сейчас четко определено – это принципиальная позиция по нулевой индексации тарифов естественных монополий в 2014 году – мера эта получила и одобрение президента в ходе совещания 11 сентября. Стали известны и некоторые подробности, по которым договоренность уже достигнута: решено заморозить на 2014 год индексацию тарифов на газ для промышленных потребителей и домохозяйств, грузоперевозки по железной дороге5 и сетевые услуги в электроэнергетике. Дальнейшая индексация с 2015 года должна быть ограничена уровнем инфляции предыдущего года.

Реакция монополий на «заморозку» цен на их услуги была, как ни странно, различной. Вполне предсказуемо «ощетинилась» РЖД, глава которой Владимир Якунин оценил потери госкорпорации в 77 млрд. рублей, указал на возможность: «вынужденного» сокращения запланированной в объеме 360 млрд. рублей инвестиционной программы чуть ли не втрое; урезания вчетверо капитальных расходов на содержание инфраструктуры; введения неполного рабочего дня для 370 тыс. сотрудников, а то и проведения масштабных сокращений персонала; отказа от привлечения 150 млрд. рублей из Фонда национального благосостояния в силу отсутствия средств на обслуживание этого долгосрочного займа.

Газовики пока «затаились» и не комментируют ситуацию, а гендиректор «Россетей» Олег Бударгин заявил, что ограничение роста тарифов никак не должно сказаться на надежности отрасли и даже приведет к повышению эффективности. И эта позиция наиболее конструктивна, особенно учитывая, что на всех уровнях власти неоднократно подчеркивалось – ни о каком сокращении инвестпрограмм госкомпаний речи нет, а новая экономическая реальность подразумевает, прежде всего, снижение издержек и оптимизацию расходов.

В то же время, «заморозка» регулируемых тарифов в будущем году и дальнейшее ограничение их индексации уровнем инфляции, несомненно, послужит стимулом для наращивания выпуска и модернизаций в несырьевых производствах. В Минэкономразвития оценили этот эффект в 0,2% увеличения ВВП – с учетом заморозки тарифов прогноз темпов роста-2014 повышен с 2,8% до 3%, а в целом экономический эффект – в 420 млрд рублей. Согласно же расчетам Минфина, весьма значительным будет антиинфляционный эффект – 0,4-0,5 п.п. (по оценкам ряда экспертов до 1 п.п.), рост цен в 2014 году не превысит 4,6% (предыдущий прогноз – 5%), что позволит Банку России более активно стимулировать экономику.

Впрочем, если в бюджетном процессе еще только начинают вырисовываться детали будущих структурных реформ, то ЦБ РФ уже приступил к совершенствованию мер и инструментов монетарного стимулирования.

13 сентября Совет директоров Банка России заявил, что ожидает возвращения инфляции в целевой диапазон до конца года (по состоянию на 9 сентября годовой темп прироста потребительских цен составил 6,3%, базовой инфляции – 5,5%). В 2014 году при текущей направленности денежно-кредитной политики (ДКП) и сохранении наблюдаемых макроэкономических тенденций (среднесрочные риски сохранения низких темпов роста связаны, в первую очередь, со слабой инвестиционной активностью и медленным восстановлением внешнего спроса), по оценке ЦБ РФ, инфляция продолжит снижение.

При этом крайне важным остается формирование в среднесрочной перспективе перспективы позитивных тенденций в динамике инфляционных ожиданий. Намерение правительства не индексировать в 2014 году регулируемые цены и тарифы – один из факторов, действующих в этом направлении. Пожалуй, еще более значимы решения мегарегулятора, касающееся системы процентных инструментов ДКП.

Ставка рефинансирования осталась без изменений (8,25%), но 16 сентября она становится второстепенной6 . Цена денег теперь будет определяться так называемой ключевой ставкой Банка России – 5,5% годовых (на 13 сентября) по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности на аукционной основе на срок одна неделя. Именно эту ставку денежные власти намерены использовать в качестве основного индикатора ДКП, которая, благодаря этому решению, становится и более прозрачной, и более понятной для субъектов экономики.

Установленный коридор процентных ставок ЦБ РФ от 4,5% (по депозитным операциям на один день, до востребования) до 6,5% (кредиты овернайт и другие операции постоянного действия по фиксированным ставкам)7 дает четкий сигнал – инфляция будет снижаться, и за счет этого экономика, особенно инвестиционный спрос, получат дополнительные стимулы. В целом же эксперты делают вывод, что многонедельное смягчение ДКП де-факто (расширение практики предоставления кредитов банкам под обеспечение нерыночными активами, удлинение сроков для средств, получаемых на аукционах репо) завершилось переходом к российской версии политики количественного смягчения де-юре (реальные ставки – на грани отрицательных значений).

Достигнутые на прошедшей неделе промежуточные результаты обсуждения вопросов бюджетной экономии через повышение эффективности госрасходов, внедрение программно-целевых принципов их планирования (в том числе путем уточнений и пересмотра ФЦП), «зачистку» действующих налоговых льгот, корректировку долговой политики, реалистичную переоценку ожидаемых доходов от приватизации и т.п. – содержательны и знаковы. Предложениям правительства еще предстоит обрести строгую форму законодательных установлений и прочих нормативно-правовых актов.

Не исключено, что на этом пути некоторые первоначальные замыслы могут быть скорректированы. Далеко не решены и согласованы (как бы ни хотелось социальному блоку правительства убедить в обратном, прежде всего, работодателей и профсоюзы) многие параметры предстоящей пенсионной реформы. В том числе такая «мелочь», как размерность (обоснованность сокращения) и прозрачность (целевое назначение) ежегодного трансферта из федерального бюджета в ПФР. Тем не менее, и это принципиально важно, фундаментальные подходы к стимулирующей экономику финансовой консолидации, возможной ее поддержке средствами денежно-кредитной политики уже определены.

В ближайшие два года российскому рыночному хозяйству предстоит пережить определенный шок. При этом в отличие от начала 90-х годов прошлого века он с высокой вероятностью может оказаться позитивным, поскольку обещает быть завязанным на последовательное проведение целого «кластера» структурных реформ (бюджетной, пенсионной, естественных монополий и т.п.). Их задача – изменить правила игры и заставить всех участников – и госкомпании, и частный бизнес – снижать издержки и наращивать производительность труда. Без этого (то есть при имитации исполнения решений структурного характера) стимулирование экономики может, увы, быстро перейти в свою противоположность.

Марина Войтенко – экономический обозреватель



1. См. Еженедельный мониторинг политических событий, Выпуск № 34 (617) 2 сентября – 8 сентября 2013 г., «Бюджет в мейнстриме».
2. Под сокращение не попадут только 16 бюджетных статей, среди которых названы стипендии студентам, пенсии военнослужащим, зарплаты, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и оплата международных обязательств.
3. За неисполнение госпрограмм чиновники будут нести дисциплинарную ответственность, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев в ходе совещания правительства. Предложения по судьбе ФЦП (технологии оценки эффективности, возможность пересмотра/корректировки не чаще одного раза в год и т.д.) и дисциплинарной ответственности лиц, за них отвечающих, премьер поручил аппарату правительства подготовить в трехдневный срок – то есть уже к началу текущей недели.
4. При этом трехлетний бюджет будет дефицитным (в 2014 и 2016 годах – на уровне 0,6 ВВП, процента в 2015-ом – около 1% ВВП). Однако использование использования средств Резервного фонда не предполагается, а средства ФНБ могут быть направлены лишь на три инвестиционных проекта в случае положительной оценки их возможной эффективности. Бюджетный дефицит планируется компенсировать за счет средств от приватизации (в частности на 2016 год планируется продажа за 420 млрд рублей 19,5% акций «Роснефти»), а также заимствований как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
5. Вопрос с пассажирскими перевозками будет обсуждаться отдельно.
6. К 2016 году она постепенно должна быть приближена к значению ключевой ставки.
7. По некоторым из них ставки выше – от 7,0% до 7,5%. Однако с 1 февраля 2014 года Банк России приостановит проведение всех операций постоянного действия на сроки свыше одного дня. На регулярной основе будут проводиться лишь аукционы по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами по плавающей п

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net