Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

14.10.2013 | Марина Войтенко

Мировая экономика переходного периода

Согласно традиции, весной и осенью каждого года (как правило, в Вашингтоне) проходят встречи-сессии управляющих Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка (ВБ). Для участников рынков, экспертов и аналитиков такие события – это своего рода «недели высокой экономической моды», где не только представляются новые уточненные прогнозы общемирового роста, но и (что еще привлекательнее) делаются самые свежие акценты в интерпретациях сути и содержания процессов, протекающих здесь и сейчас в глобальном хозяйстве. Нынешний октябрь вполне оправдал эти ожидания.

В осеннем докладе World Economic Outlook (Перспективы развития мировой экономики), опубликованном в начале прошлой недели, МВФ оценил ожидаемый мировой рост в 2013 году в 2,9% (на 0,3% ниже весенней версии), в 2014 году – в 3,6% (ухудшение на 0,2%). Темпы по-прежнему медленные, но в движущих силах роста происходят структурные сдвиги – лидерство постепенно закрепляется за развитым экономиками, развивающимся же странам предстоит непростой период адаптации к переходу от перегретых показателей к «нормальным». Для первой группы прогноз не изменился – 1,2% в 2013 году, 2,0% – в 2014-м. Для второй – снижен на 0,5% и 0,4% до 4,5% и 5,1% соответственно.

Экономика США прибавит 1,6% в текущем году и 2,6% в следующем (оценки уменьшены на 0,1% и 0,2%1 ). Еврозона закончит 2013 год с минусом (-0,4%), но вырастет на 1% в 2014-м (главные «лузеры» этого года – Италия – «-1,8%» и Испания – «-1,3%»). Япония вполне прилично (после двух десятилетий стагнации и дефляции) завершит год текущий – 2,0%, но сбавит обороты в следующем до 1,2%. Относительно стабильна Великобритания (1,4% и 1,9%) и другие страны с развитой экономикой (их средний результат – 2,3% и 3,1%).

Азия замедляется: Китай в 2013 году вырастет на 7,6%, в 2014-м – на 7,3% (прогноз понижен на 0,2% и 0,4%), Индия – на 3,8% и 5,1% (осенние ожидания против весны рухнули на 1.8% и 1,1%), АСЕАН-52 - на 5,0% и 5,4% (в мае предполагалось на 0,6% и 0,5% выше). Не слишком выразительные темпы в 2013-2014 годах покажут Бразилия, Мексика и Южная Африка – от 1,2% до 3,0%. Заметно умерены оценки текущей и будущей динамики стран Ближнего Востока и Северной Африки. Единственное устойчивое исключение – государства к Югу от Сахары.

За всеми этими цифрами в упомянутом докладе и других документах МВФ кроется вовсе не тривиальный месседж – сдвиги в структуре общего роста свидетельствуют о том, что в его национальных моделях практически повсеместно назрели существенные изменения.

Так, в США требуются встроенные стабилизаторы роста бюджетных расходов и госдолга, модернизация налоговой системы и завершение реформ финансового сектора. Поскольку же так называемые «вторичные эффекты» от происходящего в этой все еще крупнейшей экономике мира немедленно растекаются по всему глобальному хозяйству, то именно Штатам, прежде всего, требуется среднесрочный план налогово-бюджетной консолидации. Ждут от них и понятного маршрута отхода от нетрадиционной монетарной политики.

В World Economic Outlook об этом прямо говорится: «Уменьшение адаптивной направленности денежно-кредитной политики в США, в сочетании с внутренними факторами уязвимости в странах с формирующимися рынками, может привести к дальнейшим сдвигам на рынках во всем мире, создавая риски повышения цен на активы или даже нарушений в сфере платежного баланса». Иными словами, преждевременное ужесточение политики ФРС может настолько ухудшить финансовые условия по всему миру, что из фактора поддержки роста они быстро станут его бременем.

В связи с этим абсолютно понятен и вывод МВФ о том, что риски недостижения объявленных им прогнозов остаются высокими и доминирующими. Оправданы рекомендации Японии, добившейся впечатляющего оживления экономической активности, обратить внимание на недостаточную интенсивность бюджетной консолидации и половинчатые структурные реформы, прежде всего, в системе социальных пособий (что, кстати говоря, не менее актуально и для США).

Что касается Еврозоны, то для нее важно не столько менять экономическую модель, сколько вообще ее достроить, подведя в качестве фундаментального основания под единую валюту бюджетную интеграцию, банковский союз с единым механизмом регулирования и надзора, а также сокращение чрезмерных уровней корпоративной задолженности.Примечательны октябрьские оценки МВФ в адрес Китая, которые также прочитываются как сигнал всем субъектам глобального хозяйства. В аналитическом резюме в WEO четко сформулировано «убеждение в том, что китайская экономика в среднесрочной перспективе будет расти медленнее, чем в недавнем прошлом: прежние представления, что официальные власти страны примут значительные стимулирующие меры, если темпы роста снизятся до уровня, близкого к установленному правительством целевому показателю в 7,5%, пришлось пересмотреть».

Основная причина – структурные ограничения экономической динамики Поднебесной, явно обозначившие себя в последние два года. В связи с этим, считает директор-распорядитель Фонда Кристин Лагард, Китаю нужно продолжить переход к росту, меньше основанному на кредитах, объем которых достиг в 2013 году 180% ВВП, и более полагаться на повышение производительности труда, доходов и потребления. Это, однако, уверены в МВФ, означает либерализацию процентных ставок, усиление надзора за финансовым сектором, открытие сфер экономики, контролируемых государством для частного капитала и, безусловно, создание и дальнейшее укрепление систем социальной защиты. Справиться с этими «технологическими» вызовами Китаю будет не просто.

Перемены в содержании национальных моделей роста основательно усложняют повестку экономической политики. В развитых странах помимо продолжения стабилизации и снижения рисков, генерируемых финансовыми системами3 , предстоит добиваться плавного и постепенного (по мере вызревания предпосылок) перехода от разного рода «количественных смягчений» к традиционной монетарной политике. При этом существенно возрастает роль структурных реформ социальных секторов и рынков труда вкупе с пересмотром регулятивных норм и правил, ограничивающих рост производительности труда.

Кроме того, важнейшим требованием времени становится тщательный учет так называемых «внешних эффектов» (последствий решений национальных регуляторов для соседей по глобальному хозяйству), а также полномасштабное использование потенциала международной координации. Наглядный пример тому – среднесрочный план действий ОЭСР и Группы 20-ти по противодействию эрозии налоговой базы и выводу корпоративной прибыли в другие юрисдикции.

Что касается развивающихся стран, то при всех различиях между ними (с точки зрения объемов производства, уровней инфляции, доверия к денежным властям, возможностей маневра в налогово-бюджетной политике и других факторов уязвимости) в их экономических курсах также просматриваются общие приоритеты.

Это – допущение изменений валютных курсов с одновременным выстраиванием механизмов сглаживания повышенной волатильности. Это – использование номинальных якорей в денежно-кредитной политике, управление последствиями завершившихся кредитных бумов и новыми рисками, связанными с потоками капитала. Это и наведение порядка в госфинансах (задача не менее важная, чем в развитых экономиках) вкупе с новым раундом реформ, стимулирующих развитие инфраструктуры, устранение барьеров выхода на рынки и переориентацию роста с инвестиций на потребление.

В версии МВФ скорость перемен в структуре мировой экономической динамики во многом будет определяться переходом к «финансовому сектору нового типа». Понятие это только что запущено в публичный оборот и в отличие от метафоры о «международной финансовой архитектуре» вбирает в себя практически всю соответствующую повестку «Большой двадцатки» и Financial Stability Board.Главное здесь, полагает Кристин Лагард, – «решить проблемы искаженных стимулов для финансовых компаний и неспособности или нежелания официальных органов действовать». Миссия эта международным сообществом еще не выполнена. К тому же некоторые из рисков, реализовавшихся в глобальный кризис 2008-2009 годов, не устранены. Среди особо «злостных» – недостаточная прозрачность рынка производных инструментов (в конце 2012 года их общая сумма составила $633 трлн., из них на организованных биржах обращались лишь $24 трлн.) и так называемый «теневой бэнкинг», то есть, кредиты, предоставляемые экономике и населению вне банковских систем, а, стало быть, и соответствующего контроля за рисками. В США объем такого по сути коммерческого кредитования вдвое превышает банковскую «классику». В Китае в этом же формате предоставляется половина всех новых кредитов.

Понятно, что одни лишь регуляторы «решить вопросы» не в состоянии. В равной мере, как это прозвучало на октябрьской сессии МВФ и ВБ, речь идет также и о задаче для финансовой индустрии. И это тоже новая краска в общей картине. Коли так, то можно ждать и на международном, и на национальном уровнях перезагрузок диалогов между этими историческими партнерами. Импульс к тому дан.

В настоящее время уже очевидно, что глобальный кризис 2008-2009 годов положил начало длительной истории масштабных переходных процессов в мировом хозяйстве. По мнению Кристин Лагард, «скорее всего, они будут разворачиваться в течение оставшейся части десятилетия, если не дольше». России, как и любому другому непассивному участнику транзита глобальной экономики к новому качественному состоянию предстоит найти свое место в мэйнстриме этого процесса.

Марина Войтенко – экономический обозреватель



1. Американские экономисты, как показал недавний опрос Bloomberg, много критичнее: каждая неделя бюджетного паралича правительства будет стоить снижения ВВП на 0,1%.
2. Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Таиланд и Филлипины.
3. В результате ужесточения бюджетной политики за последние несколько лет страны с развитой экономикой сократили бюджетные дефициты в среднем на 4% (вдвое против среднего уровня в разгар кризиса). Тем не менее, средний уровень их госдолга составляет около 110% ВВП, что все еще примерно на 35% выше показателя

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net