Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

12.12.2013 | Сергей Маркедонов

Владимир Жириновский как зеркало российской кавказофобии

11 декабря думская комиссия по этике вынесла предупреждение о недопустимости националистической риторике лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому. Что же стало причиной такого интереса коллег по парламенту к политику, который без всякого преувеличения сделал себе имя на экстравагантных высказываниях, многие из которых и раньше не были обременены политической корректностью?

В фокусе внимания оказалось выступление Жириновского в телевизионном шоу Владимира Соловьева «Поединок» (26 октября 2013 года). Тогда лидер ЛДПР, полемизируя с известным журналистом Максимом Шевченко, призвал к ограничению к ограничению рождаемости в республиках Северного Кавказа (посредством введение штрафа за третьего ребенка) и ограждению региона «колючей проволокой».Наверное, депутаты Госдумы не стали осуждать своего коллегу, если бы не своеобразный интерес к его призывам со стороны президента Владимира Путина. 6 ноября 2013 года глава государства упрекнул экстравагантного руководителя ЛДПР в ущемлении фундаментальных интересов страны и посоветовал не использовать антикавказские лозунги для повышения популярности у потенциальных избирателей. Президент РФ посоветовал сосредоточиться на уважении законов, обычаев и культуры страны.

Таким образом, Жириновскому недвусмысленно продемонстрировали некие «красные линии», за которые его в целом терпимый для власти национализм и радикализм приемлем. Однако осуждения лидера ЛДПР (политически оно выглядит, как обоснованное в условиях полиэтничного государства) является лишь верхней частью айсберга. Фигура лидера «либеральных демократов» вызывает разноречивые оценки. Палитра здесь широка, что называется, от «клоуна» и «фигляра» до искусного политикана, радикального русского националиста и сторонника имперского величия. Но при этом большинство обозревателей отмечают уникальное чутье Жириновского отыскивать и приватизировать лозунги и темы, волнующие избирателей. Особенно ту часть электората, которая не нашла своего места в жизни, испытала фрустрацию или разочарование от ранее имевшихся завышенных ожиданий. В свое время именно руководитель ЛДПР выступил с броским слоганом «Мы за бедных, мы за русских».

Сегодня же вопрос о «цене Северного Кавказа» для России становится одним из наиболее важных тем. Во-первых, регион продолжает оставаться небезопасным. И хотя в 2013 году произошло некоторое снижение террористических актов, количество инцидентов все равно остается высоким. В третьем квартале только 223 человека (133 убиты, 90 получили ранения) стали жертвами вооруженного насилия в регионе. Во-вторых, большинство населения РФ перестает воспринимать Северный Кавказ, как нечто «свое» потому, что количество русских в северокавказских республиках стремительно сокращается. Так в Дагестане доля русских уменьшилась до 3 %, в Чечне - до 1,9%, а в Ингушетии до 0, 8%.

В-третьих, сама федеральная власть продуцирует алармизм вокруг Кавказа. И также она фактически поддерживает представление о нем, как о чем-то особом, не вписывающемся в общероссийские правила. Вспомним, как еще недавно глава правительства РФ Дмитрий Медведев заявлял о том, что республики региона имеют особую политическую культуру, которая делает проблематичным прямые выборы в них. И, если выборы мало-помалу возвращаются на региональный уровень власти, то исключением из общего ряда является Северный Кавказ. В Дагестане и Ингушетии в «единый день голосования» не было прямых выборов. Рамазан Абдулатипов и Юнус-бек Евкуров получили свои посты благодаря депутатским голосам. Этим же путем пошла и Северная Осетия. 31 октября 2013 года депутаты северо-осетинского парламента в первом чтении приняли поправки к Основному закону республики. В соответствие с ними главу Северной Осетии будет избирать высший республиканский представительный орган власти. За принятие законопроекта высказались 53 депутата, 6 человек проголосовали против, 8 воздержались.

Особая статья - Чеченская республика, где развивается специфический режим личной власти ее главы Рамзана Кадырова. Этот режим идеологически выстраивается как националистический проект с сильным влиянием суфийского ислама в его местной версии. Обращает на себя внимание то, что в отличие от других северокавказских республик чеченский республиканский режим является де-факто самодержавным. В отличие от Дагестана и Карачаево-Черкесии (где элита - это сложный баланс этнических и территориальных интересов), Кабардино-Балкарии (где конкурировали группы ушедшего в отставку главы Арсена Канокова и покойного первого главы республики Валерия Кокова), Северной Осетии (где во власти сосуществуют бывшие комсомольские функционеры советского времени и деятели постсоветского бизнеса) в Чечне Кадыров - не просто фамилия лидера. Это - стержень и главная несущая конструкция властной системы. И эту систему многие воспринимают, как государство в государстве.

Нельзя также не заметить, что в настоящее время снизилось участие выходцев из Кавказа во многих общероссийских процессах. Взять хотя бы призыв в ряды российской армии. Эта проблема за два десятилетия после распада СССР так и не получила своего решения. Отсюда и та негативная социология, которую фиксируют опросы последних лет. В опросе Левада-Центра (октябрь 2013 года), проведенного в 130 населенных пунктах 45 регионов страны 71 % опрошенных участников поддержал идею «Хватит кормить Кавказ», а 63% высказались за необходимость ужесточения правил регистрации для приезжих, а также передвижения по стране в целом.

В этой ситуации политики пытаются как-то реагировать на имеющуюся проблему. И многие деятели, которые играют на популистском поле, отвечают на имеющийся вызов так, как это делает Жириновский. Для него такой подход привычен. И в преддверии будущих политических ристалищ он хотел бы заручиться поддержкой тех, кто видит Кавказ в качестве «внутреннего зарубежья страны». Быть более экстравагантным и радикальным заставляет его и то, что в последнее время лозунг «Хватит кормить Кавказ!» обсуждается все активнее. Но одно дело - политики маргинальные и несистемные, а другое - многолетний депутат, постоянный участник президентских выборов и вице-спикер нижней палаты парламента. Выступление со столь четким расистским подтекстом российская власть терпеть не смогла. Как следствие, жесткая реакция Путина и «оргвыводы» по линии парламентской этики. Но Жириновский в своих высказываниях представляет собой зеркало, фокусирующее определенные настроения. В данном случае кавказофобские. И задача власти не столько в том, чтобы обижаться на зеркало, сколько менять общую ситуацию на Кавказе, а также в стране в целом (ибо северокавказские сюжеты лишь выпукло обозначают проблемы всей РФ).

Если власть не заинтересована в дроблении страны, то очевидно, что пришло время активизировать усилия по интеграции Северного Кавказа и преодолению его замкнутости.

Взять хотя бы такой сюжет, как призыв в российскую армию юношей из северокавказских республик. Для перенаселенного Кавказа с его высоким уровнем безработицы армия может стать хорошим социальным лифтом и реальной альтернативой подполью и криминальному бизнесу. Говоря же о развитии курортов, следует ориентироваться, в первую голову на проекты, которые дадут возможности для местного населения (рабочие места, вовлечение малого бизнеса), что в свою очередь создаст дополнительный интерес к сотрудничеству с государством. С помощью эффективных программ внутренней миграции государство могло бы решить несколько задач (освоение запущенных и малонаселенных регионов страны, снижение демографической нагрузки на Кавказ, втягивание ее жителей в общероссийские процессы). Государственная поддержка институтов гражданского общества в кавказских республиках смогла бы создать массовую опору для противодействия клановости, региональному монополизму и коррупции. Только в этом случае идеи об отделении Кавказа и воздвижении между ним и остальной Россией «большой стены» или проволочных заграждений станут менее востребованными, а Владимиру Вольфовичу придется браться за поиск каких-то других тем.

Сергей Маркедонов - политолог, кандидат исторических наук. В мае 2010-октябре 2013 гг. - приглашенным научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований (Вашингтон, США)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net