Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

17.02.2014 | Марина Войтенко

В поисках потерянного роста

Несколько нервозноеначало нового делового года на минувшей неделе нашло отражение в содержаниипотока прогнозных оценок-2014 и предположений о характере движения экономики насреднесрочную перспективу. Центр развития НИУ ВШЭ по традиции замерил динамикуциклических индексов. Результат получился тревожнее ожиданий: в январе-2014сводный опережающий индекс (СОИ) опустился ниже нуля (-0,8%) впервые с августа2009 года. При этом СОИ снижался три месяца подряд, причем среди его компонентнет ни одной, которая бы уверенно указывала на вероятность скорого переломатекущей ситуации. Даже при «наилучшем» сценарии текущее состояние можетпродлиться еще несколько кварталов.

Январскоеослабление рубля пока практически никак не сказалось на положении реальногосектора. Продолжение же тренда окажет весьма противоречивое влияние нарентабельность различных отраслей[1].Краткосрочный выигрыш может получить лишь бюджет[2]. Затокуда очевиднее общие потери – если средний курс рубля снизится к бивалютнойкорзине в 2014 году на 16% (версия Центра развития), то годовая инфляцияускорится на 1,5-2,0 п.п. На наш взгляд, это – полезная «страшилка» и дляденежных властей, и для правительства.

Обновленныйконсенсус-прогноз экспертных центров (проводился с третьего по десятое февраля)по части роста цен, впрочем, менее алармичен (видимо, сказывается презумпцияразумности по отношению к действиям всех регуляторов) – всего 5,3%. Вместе стем, по другим показателям он довольно уныл и остается ниже предположений МЭР.Темпы прироста реального ВВП в 2014-2016 годах составят, соответственно, 1,9%;2,4% и 2,7%. У МЭР ориентировки выше на 0,6-1,1 п.п. Причем на горизонте2017-2020 годов этот разрыв усиливается, достигая в среднем 1,4 п.п. (в 2020году, к примеру, 2,9% и 4,3%). Заметим, что консенсус-прогноз валютного курсана конец 2014 года довольно умеренный – 35,1 рубля за доллар США, что близко кего текущим значениям.

12 февраля своиоценки обнародовали и эксперты ИЭП им. Е.Т.Гайдара. Содержанием их базовогосценария также являются низкие темпы экономического роста (меньшесреднемировых), обусловленные, прежде всего, незначительным усилениеминвестактивности и замедлением роста конечного потребления домашних хозяйств.При этом снижение темпов потребительского спроса, как полагают в ИЭП, будет определятьсянеизменностью склонности населения к сбережению (прирост банковских депозитовсохранится на стабильном уровне в 6,5% от совокупных доходов домохозяйств) инизким спросом населения на новые банковские кредиты. Наступает время погашенияранее взятых займов. При этом темпы увеличения реальных располагаемых доходовграждан снижаются более, чем втрое: в 2013 году (факт) – 3,3%, в 2014-ом(прогноз) – 0,9%, 2015-ом – 0,4%, в 2016 году – 1,0%.

Темпы вложений восновной капитал, однако, остаются в интервале 1,9-2,5%. В итоге «ножницы»источников роста (потребление снижается, а инвестиции не ускоряются) «срезают»погодовую динамику ВВП до 1,9% в 2014 году, 2,0% - в 2015-ом и 2,1% в 2016-ом.И эта версия снова много хуже, чем официальный прогноз МЭР.

Среднесрочныйпрогноз финансового сектора тоже не слишком вдохновляет. Как ожидается,увеличение монетарного предложения (широкой денежной базы) будет довольноскромным: с 0,5 трлн. рублей в текущем году до 1,1 трлн. рублей в каждом изпоследующих двух лет. Единственный стабильный канал – рефинансированиекредитных организаций. Их задолженность перед регулятором в 2016 году превысит11 трлн. рублей (сейчас несколько выше 5 трлн. рублей) и достигнет 14%совокупных активов банковского сектора.

Счет текущихопераций платежного баланса (главный фундаментальный фактор поддержки курсарубля) будет ухудшаться. Его сальдо с $33,0 млрд. в 2013 году «похудеет» до$17,6 млрд. в 2016-ом. Основная причина – сохранение чистого, оттока капиталана уровне $40-60 млрд. в год.

Банковская системабудет отражать состояние экономики в целом: к 2016 году темпы прироста активовснизятся до 12% (в 2013 году – 18%), корпоративных кредитных портфелей – до12,5%, кредитов населению – до 14,2% (в 2013 году, соответственно, 13,5% и28,5%).

В комментариях ксвоему прогнозу эксперты ИЭП исходят из того, что единственным «ключом» длявключения мотора нового роста остается резкое расширение инвестицийгоскорпораций и компаний с госучастием, которое одновременно должно бытьподдержано заметными позитивными сдвигами в улучшении инвестиционного климата вцелом и развитии малого и среднего бизнеса. При этом сами же авторыпрогноза-сценария уверены, что заложенные в него предпосылки, лежащие настороне экономической политики, слишком оптимистичны.

Как видим, фонэкспертных прогнозов сгущается: катастрофы не предвидится, но и переломситуации остается «за линией горизонта». Самонастройка экономики на вход в своюновую модель, по сути, началась, причем ее приспособление к внешним ивнутрироссийским реальностям происходит во многом спонтанно. В такихобстоятельствах, естественно, многократно увеличивается запрос на понятныйдолгосрочный курс экономической политики, вызывающей доверие у бизнеса инаселения.

В связи с этимочередное совещание (12 февраля) у Президента РФ с участием ключевых членовправительства, как представляется, во многом выглядит знаковым. Смыслвысказываний Владимира Путина (в открытой для прессы части) недвусмысленножесткий: прежние источники роста, если не полностью подошли к концу, то ужеточно работают не так, как раньше; нужно искать новые и принимать решения потем, что уже найдены. Как оказывается, ряд шагов к этому, действительно, ужесделаны.

В феврале-2014правительство приступило к продвижению некоторых давно ожидаемых и бизнесом, инаселением мер по улучшению делового климата. Принято решение о направлении вГосдуму долгожданного законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон«О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации[3]»,разработанного МЭР в исполнение поручения Президента РоссийскойФедерации от 24 марта 2012 года. Соответствующее распоряжение подписанопремьер-министром Дмитрием Медведевым на минувшей неделе.

Предлагаемыепроектом закона (должен быть принят в текущую весеннюю сессию) нормы расширяютперечень объектов концессионного соглашения, на которые распространяетсямеханизм платы концедента концессионеру[4](сейчас эта норма действует только в отношении автомобильных дорог). При этомустанавливается перечень обязательных условий заключения таких соглашений (в ихчисле, например, объём валовой выручки в договорной период). Предусмотренытакже обеспечение гарантии окупаемости инвестиций концессионера, возможностьзаключения концессионного соглашения по инициативе частного инвестора, чтопозволит упростить процедуру проведения конкурса, и т.д.

На улучшениеделового климата нацелена и утвержденная правительством 10 февраля «дорожнаякарта» «Совершенствование налогового администрирования». Всего предусмотрено 35мероприятий. Причем большинство из них (32) должно быть исполнено уже в текущемгоду, и только для трех  назначенпредельный срок – июнь 2015-го.

Заложенные в«дорожную карту» меры призваны сократить время на представление налоговойотчётности, подготовку и уплату соответствующих платежей, ускорить переходналогоплательщиков и, конечно, налоговых властей на электронный документообороти улучшить в результате этого администрирование целого ряда специальныхналоговых режимов, включая и так называемую «упрощёнку», и патенты, и т.д.

О поддержке малого бизнеса на минувшей неделе было сказанонемало. Несмотря на некоторую корректировку решений, отменяющих льготы постраховым взносам[5] для таких организаций в2013 году, сокращение их числа продолжилось. Как подчеркнул Владимир Путин (насовещании 12 февраля), «тенденция пока не переломлена». По оценке вице-премьераИгоря Шувалова, за год их число уменьшилось на 500 тысяч, опустившись до уровня2008 года.

С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон,согласно которому ИП уплачивают страхвзносы по доходам до 300 тыс. рублей поставке одного МРОТ в месяц (5554 рубля), а по доходам свыше этой планки – одинпроцент с оборота. Летом 2013-го Внешэкономбанком через дочернюю структуру –МСП-банк – был запущен механизм кредитования малых и средних предприятий.Ситуация начала меняться к лучшему, но только в смысле торможения оттокаиндивидуальных предпринимателей с рынка. Перелома ее так и не произошло. Междутем, поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП) является одной из приоритетныхзадач экономической политики, нацеленной на поиск новых источников роста.

Теперь правительство намерено создать на федеральном уровнеструктуру в форме ОАО «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентствокредитных гарантий», которая должно будет предоставлять контргарантиисоответствующим региональным фондам, увеличивая тем самым количество дешевыхкредитов для «малышей». Уже в текущем году правительство намерено наполнитьуставный капитал Агентства 50 млрд. рублей за счёт перераспределения бюджетныхассигнований. Распоряжение о внесении соответствующего законопроекта в Госдумуподписано 11 февраля.

Кроме того, предполагается расширениедоступа МСП к госзакупкам: со следующего года – до 20% всего их объема, с2018-го –  25%. Прорабатываются вопросынаделения регионов правом предоставлять двухлетние «налоговые каникулы» новыммалым предприятиям и введения патента для самозанятых граждан. Уже в этом годуправительство намерено распространить страхование экспортных контрактов черезпрофильное агентство ЭСКАР для МСП, создав соответствующие финансовыеинструменты.

Должна облегчить положение ибизнеса, и граждан оптимизация процедуры технологическогоприсоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям.Постановление, согласно которому потребителям предоставляется правопараллельного заключения договоров энергоснабжения и техприсоединения,подписано на минувшей неделе. Кроме того, к 2015 году должны бытьсокращены сроки подключения к электросетям в среднем до 45 дней. Изменениякоснутся тех потребителей, которые используют оборудование мощностью не более150 кВт, то есть наиболее распространённое оборудование, когда речь идёт оботкрытии своего бизнеса или каких-то относительно небольших компаниях.

Существеннымподспорьем, позволяющим и промышленным, и иным потребителям (включая физлиц) планировать свою деятельность надлительный период, призвано стать формирование долгосрочных тарифов наэлектроэнергию и газ в РФ после 2016 года. На совещании по тарифной политике,прошедшем 12 февраля, было определено, что они будут индексироваться поплановой инфляции, без регулярного пересчета на фактический ростпотребительских цен.

Однаковсе перечисленные меры, направленные на ускорение экономического роста, вбольшинстве своем могут остаться лишь благими намерениями. Сама жизньпоказывает, что внесения соответствующих поправок в действующеезаконодательство может оказаться недостаточно. Без действенногогосударственного и общественного контроля над самим процессом и госзакупок, и тарифообразования,и т.д. реальный эффект получить вряд ли удастся.

Наглядныхпримеров тому множество – от завышения тарифов инфраструктурных монополий засчет включения в них необоснованных расходов (так, в ходе надзорной проверки«Донэнерго» выяснилось, что в тарифы на 2013 год были включены расходы напремии совету директоров, рекламу, безвозмездную помощь, легковые автомобили представительского классамаксимальной комплектации, дорогостоящей мебели и бытовой техники) допонуждения мелкорозничного бизнеса раз в два-три года менять формат павильонов(как это происходит опять в Москве, несмотря на намерения Правительства РФисключить такие ситуации уже и на законодательном уровне).

2014год, едва успев начаться, уже обозначил себя как некий рубеж. Либо удастсявключить новые драйверы динамики, лежащие, прежде всего, на стороне предложения(рост эффективности и конкурентоспособности за счет сокращения издержек иповышения производительности труда, создание новых бизнесов, инвестиции вмодернизацию нефинансового сектора и человеческий капитал, гибкий рынок труда иразумная политика доходов); либо наблюдаемое торможение сменится еще болеенаглядной рецессией.

Нерввремени определяет ритм поиска и принятия решений. На минувшей неделепрояснились подходы правительства к поддержке малого бизнеса и среднегопредпринимательства, распутыванию узлов проблем в долгосрочной тарифнойполитике. ЦБ РФ оставил без изменений базовую ставку и тем самым чуть расширилпространство для будущего ускорения. Вместе с тем, вновь обозначился дефицитсодержательного диалога государства, бизнеса и гражданского общества обисточниках нового роста взамен утраченных. Вопрос доверия к предлагаемым мерампо-прежнему остается одним из самых главных. 

Марина Войтенко – экономический обозреватель


[1] По оценкеЦентра развития НИУ ВШЭ, рентабельность экспорта в обрабатывающейпромышленности может вырасти от 2-х до 2,5 раз. При этом общая рентабельностьэтого сектора может сократиться на 15%, а ряд отраслей машиностроения и всятекстильная промышленность и вовсе окажутся убыточными.

[2] Болеевысокий курс доллара по сравнению с заложенным в бюджет при стабильных ценах нанефть даст прибавку нефтегазовых доходов на 540 млрд. рублей, или 0,72% ВВП.Ненефтегазовые доходы вырастут на 163,2 млрд. рублей, или 0,22% ВВП. Проблема втом, что нефтяные цены могут обмануть эти ожидания в худшую сторону.

[3] В том числе предлагается внесение до изменений в федеральные законы «О защите конкуренции» и «О приватизациигосударственного и муниципального имущества».

[4] Это позволит реализоватьинвестиционные проекты с использованием механизма отложенных платежей (taxincrement financing – TIF), при котором возмещение затрат частного инвестора насоздание инфраструктурных объектов осуществляется за счёт налоговых поступленийот реализации проектов в целом. В качестве инструмента возврата средствинвестору (концессионеру) предполагается использовать Инвестиционный фондРоссийской Федерации.

[5] Льготная ставка по страховым взносамсохраняется до 2018 года только для малого бизнеса в производственной сфере.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В самом начале октября страна забурлила. Поводом резкого обострения ситуации в Эквадоре, расположенном по обе стороны экватора, явилось решение властей отпустить цены на горючее, что привело к повышению стоимости жизни, в частности, проезда на общественном транспорте.

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net