Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

14.04.2014 | Марина Войтенко

Апрельские тезисы экономических прогнозов

Характерная особенность минувшей недели – серия «премьерных показов» оценок перспектив развития как глобальной, так и российской экономики. Предположения в целом оказались ожидаемыми. Тем больший интерес вызывает содержательная сторона вероятных сценариев с практическими следствиями действий правительств и денежных властей.

8 апреля МВФ представил очередной выпуск доклада «WorldEconomicOutlook» с примечательным выводом: процесс восстановления глобального хозяйства усиливается. Общемировой рост-2014 составит 3,6% против 3,0% в 2013-ом и 3,9% в 2015 году. Развитые экономики прибавят 2,2% (в 2013 году – 1,3%). Руководитель исследовательского департамента Фонда Оливье Бланшар пишет в своем блоге: «Различные препятствия, которые тормозили рост, постепенно теряют значение. Бюджетная консолидация замедляется, а инвесторы меньше обеспокоены относительно устойчивости долга. Положение банков постепенно укрепляется. Хотя мы далеки от полномасштабного подъема, сейчас на повестке дня стоит нормализация денежно-кредитной политики, как традиционных, так и нетрадиционных мер. Вместе с тем, препятствия исчезают различными темпами и темпы подъема остаются неравномерными».

В США в 2014 году они, как ожидается, составят 2,8%, в Великобритании – 2,9%, Германии – 1,7 процента. В Японии – будут ниже прошлогодних и окажутся на уровне 1,4 процента. В МВФ полагают, что центробанку страны придется расширять объемы стимулирования экономики, чтобы по максимуму «включить» частный внутренний спрос[1]. В Еврозоне динамика будет устойчиво положительной – до 1,2% (при условии, что не реализуется риск дефляции и будет продолжена работа по укреплению балансов банков).

Прогноз Фонда для стран с формирующимися рынками и развивающихся стран тоже довольно обнадеживающий – после 4,7% в 2013 году, 4,9% в текущем и 5,3% в 2015-ом. В 2014 году Китай вырастет на 7,5%[2], Индия – на 4,4%, страны Африки к Югу от Сахары – на 5,4%. Хуже обстоит дело в странах Латинской Америки – рост в среднем около 2,5%, а также на Ближнем Востоке и в Северной Африке, где экономики либо прибавят десятые доли процента, либо будут стагнировать.

Примечательно, что, согласно расчетам, приведенным в апрельском WorldEconomicOutlook, ускорение в США на 1 п.п. сразу повышает темпы роста в странах с формирующимися рынками на 0,3 п.п. Причем совокупный эффект остается положительным более двух лет, несмотря на сопутствующее повышение ставок в Соединенных Штатах. Эффект от увеличения китайских темпов несколько ниже – 0,1 п.п. Но он тоже среднесрочен и может быть усилен по мере улучшения условий торговли (то есть, расширения экспорта в Китай).

Отсюда и главная интрига глобального роста-2014 – как именно пойдут дела в этих основных «локомотивах». Со стороны Китая – это риски торможения, напрямую зависящие от хода структурной модернизации финансовой системы[3]. Со стороны же США – насколько плавно ФРС сможет провести выход из программы «количественного смягчения» без ужесточения финансовых условий по всему миру и придания новой турбулентности рынкам капитала и ценных бумаг.

Переход к «новой нормальности» в денежно-кредитной политике (ДКП) США во всей сумме его глобальных последствий не случайно стал одной из ведущих тем в дискуссиях на традиционной весенней встрече управляющих МВФ и Всемирного банка (8-12 апреля). Общий вывод – ФРС должна действовать предельно осторожно[4]. С одной стороны, действительно, уже есть признаки того, что по меньшей мере рынок акций в США подходит к опасной стадии перегрева. Чтобы не надуть «пузырь» стоило бы сжать ликвидность. Вместе с тем, остаются риски низкой инфляции, дестимулирующей рост. К тому же очень многие экономики других стран попросту не готовы к резкому перепаду температуры на финансовых рынках. Тем более что перспективы emergingmarkets в 2014 году существенным образом будут зависеть от начавшего понемногу восстанавливаться притока капитала из развитой части paxeconomica.

В то же время, в МВФ жестко предупреждают: сворачивание мер нетрадиционной ДКП (будь то ФРС, ЕЦБ или Банк Англии) исторически все равно неизбежно, поэтому странам следует обратить внимание на незадействованные резервы экономической политики по стимулированию предложения (для ликвидации разрыва между потенциальным и реальным выпуском), а также в проведении структурных реформ – от переосмысления институтов рынка труда и увеличения конкуренции и производительности в неэкспортных секторах до пересмотра масштабов присутствия государства в экономике и переоценки роли государственных инвестиций. Для каждой экономики, естественно, решения должны приниматься сообразно конкретным внешним и внутренним обстоятельствам. Но общий принцип очевиден – в современных условиях (то есть в 2014-2015 годах) структурные реформы обеспечивают более высокий уровень экономической динамики. При этом, чем дальше, тем большее место в их повестке будут занимать задачи приостановки и сокращения усиливающегося социального неравенства. Что же касается международной координации, то здесь «девиз года» – «принятие решительных мер для завершения реформ финансового регулирования на национальных и глобальных уровнях».

Следует заметить, что и в докладе МВФ, и в ходе дискуссий на «весенней встрече» не раз констатировалось: события в Крыму и в Украине привели к повышению геополитических рисков для глобального хозяйства. Пока они носят в целом локальный характер, но могут усилиться и привести к «более значительным негативным вторичным эффектам» для большего числа стран вследствие нового витка санкций и т.п. Прогноз Фонда для России умеренно оптимистичен – рост ВВП-2014 в 1,3%. При этом без учета влияния санкций «крымский фактор» (это заложено в оценке) в текущем году «срезает» 0,5% роста, в 2015-ом – 0,2% с вероятностью продолжения негативного влияния в 2016-ом, а, стало быть, в целом и среднесрочного отставания от скорости других экономик в мире, сопоставимых по уровню развития с российской. Прогноз для Украины много хуже – в 2014 году гарантирован спад до 3 п.п. Потребность страны во внешнем финансировании, уверены в Фонде, на ближайшие два года может составить не менее $27 млрд[5].

8-9 апреля в публичное пространство выпустило свои предположения о динамике в 2014-2017 годах и Минэкономразвития. Представлено два сценария: консервативно-адаптационный (то есть, без резких перемен в бюджетной политике и ДКП) и базовый (где в качестве главной регулятивной предпосылки предусмотрена корректировка бюджетного правила). В первом варианте отток капитала в текущем году оценивается в $100 млрд., спад инвестиций – 1,9%, а темпы роста-2014 – 0,5%, в 2015-ом – 2,4%, 2016-ом – 2,2% и в 2017 году – 3,1%. Во втором варианте падение инвестиций-2014 в 0,1% далее сменяется их устойчивым ростом. ВВП-2014 прибавляет 1,1%. Темпы 2015-2016 годов и 2017 года тоже повыше – 2,6% и 3,7% соответственно. Обе версии исходят в 2014 году из годовой инфляции минимум в 6% и ослабления национальной валюты до 38 рубля за доллар США и более. Средняя цена нефти прогнозируется в $104 за баррель (в бюджет-2014 заложено $101 за баррель).

Выбор сценария – это по сути определенные содержания экономической политики. По мнению замглавы МЭР Андрея Клепача, в текущий ее курс должны быть встроены дополнительные амортизаторы и способы реагирования на ухудшающуюся ситуацию: «Если мы лишаем себя этих возможностей, это путь макроэкономического самоубийства или мазохизма». Сказано, конечно, сильно. Но, вот, собственно предложения министерства выглядят как-то ниже заявленной «эмоциональной планки». Главное из них, повторимся, изменение бюджетного правила, то есть, увеличение госрасходов (прежде всего, инвестиций) как минимум на 0,5%, а лучше – на 1% ВВП. Дефицит бюджета в 1,0-1,5% рассматривается как вполне допустимый. В числе первоочередных приоритетов расходов – докапитализация ВЭБа (здесь, действительно, может потребоваться до 0,5 трлн. рублей), других госбанков и институтов развития, а также рефинансирование долгов предприятий оборонного сектора. Предполагается также торможение с 2015 года роста регулируемых тарифов инфраструктурных монополий, несмотря на увеличивающуюся инфляцию.

Как ожидается, правительство рассмотрит сценарии МЭР 24 апреля. Между тем, первый вице-премьер Игорь Шувалов 10 апреля на «Восточном форуме» в Берлине уже публично поддержал эти идеи, представив их как логичный и естественный ответ на возможный новый тур санкций Запада. Приведен был и дополнительный аргумент – население РФ увеличилось на 2 млн. человек, а это требует новых расходов.

В Минфине, как и следовало ожидать, тяга к расширению госрасходов понимания не вызвала. Профицит бюджета по итогам первого квартала сложился в 0,7% ВВП (исполнение по доходам и расходам составило 25,9% и 24,4% от годовых назначений), в суверенных фондах более $170 млрд., на Крым «отложено» 243 млрд. рублей нераспределенных доходов. При этом, с точки зрения финансистов, аргумент МЭР – бюджетное правило нужно корректировать не вслед за изменениями нефтяных цен, а по причине возросшего оттока капитала – убедительным не выглядит. В основе оттока причины либо структурные, либо не экономические. Поэтому лекарство не адекватно болезни. Можно получить краткосрочный эффект, можно даже выгодно «продать» в плане социального PR’а. Только без ответа остается вопрос – чем закрывать рост дефицита на среднесрочной дистанции. Внешние займы все более дорожают, внутренние – убирают из экономики средства, необходимые для инвестиций, эмиссия – это неизбежное усиление инфляции и т.п.

Большинство экспертов уверено – рост госрасходов не выход. Скорее, это авантюра, которая может обернуться ростом налогов и госдолга, если экономическая динамика на деле окажется хуже «сценариев».

О том, что такое развитие событий нельзя исключить, свидетельствует, например, мартовское значение Сводного опережающего индекса (СОИ[6]). Оно (-0,9%) чуть лучше, чем в феврале (-1,1%), но вновь ниже нуля. А это означает, что вероятность спада экономики возрастает. Привычно-банальная стагнация – еще хороший расклад.

Согласно недавнему опросу ВЦИОМ (итоги опубликованы 11 апреля) среди факторов, сдерживающих развитие бизнеса, 47% предпринимателей указали высокие налоги, 42% – бюрократию, 39% – высокие проценты по кредитам, 32% – тарифы на свет, газ и воду, 30% – недостаток долгосрочных инвестиций. Все эти факторы – структурного характера. Упорно игнорировать их при выборе «сценариев», означает умножать риски неоптимальных решений. В зеркале «апрельских тезисов» прогнозных оценок уже отчетливо просматривается зазеркалье экономической политики. Соскальзывание к этой «системе координат» уже началось.

Марина Войтенко – экономический обозреватель


[1] Текущая политика предполагает ежегодное расширение денежной базы на 60-70 трлн. иен. Ряд международных экспертов не исключают, что в скором времени будет принято решение об увеличении прироста показателя до 100 трлн. иен в год.

[2] Заметим. что прогнозы МВФ относительно Китая довольно оптимистичны. Большая часть аналитических команд ведущих финансовых институтов не ожидает прироста ВВП страны в текущем году выше 7,2-7,3%.

[3] Смотри об этом подробнее Аналитический бюллетень ИНСОР, март-2014, стр. 20-32.

[4] Следует заметить, что Федрезерв уже сделал шаги в этом направлении, например, отказавшись в марте от целевого показателя безработицы в 6,5% (к началу апреля она составляла 6,6%) как критерия для повышения базовой ставки. Протокол заседания ФРС, на котором было принято это решение, был опубликован на минувшей неделе.

[5] Согласно предварительному соглашению, достигнутому на прошлой неделе, в рамках кредита Stand-buy МВФ может предоставить Украине $14-18 млрд.

[6] Рассчитывается Центром развития НИУ ВШЭ.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В самом начале октября страна забурлила. Поводом резкого обострения ситуации в Эквадоре, расположенном по обе стороны экватора, явилось решение властей отпустить цены на горючее, что привело к повышению стоимости жизни, в частности, проезда на общественном транспорте.

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net