Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Предвыборная гонка в Украине, за которой внимательно следили и в России, подошла к концу. 21 апреля во втором туре встретились действующий президент Украины Петр Порошенко и актер Владимир Зеленский, известный главной ролью в популярном телевизионном сериале «Слуга народа». Первое место со значительным отрывом занял Владимир Зеленский – по предварительным данным, он получил около 73% голосов. Петр Порошенко набрал около 25 голосов избирателей.

Бизнес

В практике экономической политики последних лет сложилась традиция, когда в начале весны РСПП – крупнейшее объединение работодателей и предпринимателей проводит «неделю российского бизнеса», завершающуюся съездом, на котором выступает Президент РФ. 14 марта это событие случилось в 10-й раз, оказавшись во многом не только значимым, но и знаковым.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

16.04.2014

«Портрет отечественного бизнеса: 20 лет спустя». Марина Ивановна Мелия - генеральный директор психологической консультационной компании «ММ-Класс»

В современном бизнесе все большее значение приобретает психологический фактор. В условиях острой конкуренции и нестабильности рынков именно психологические стратегии предпринимателей и топ-менеджеров часто становятся определяющими факторами успеха. Марина Мелия – опытный консультант-психолог, работающая с первыми лицами российского бизнеса практически c самого его зарождения – рассказала Центру политических технологий об особенностях этой сферы деятельности и поделилась своими наблюдениями за представителями российского предпринимательского сообщества.

Десятилетие стабильности и перемен

Прошедшее десятилетие я бы назвала периодом стабильности и перемен. И в этом нет никакого противоречия.

На первый взгляд, у нас все по-прежнему: тот же офис в пяти минутах ходьбы от Красной площади – только в два раза больше, то же направление работы – консультирование первых лиц компаний, работа с их организацией, с их ближайшим окружением. Я занималась психологическим консультированием и десять, и двадцать лет назад, и сегодня занимаюсь тем же. То есть всю свою жизнь я работаю как психолог, но в сфере практической психологии. И наша компания успешно развивается в том же направлении, и наш главный принцип остался тем же – это персонологический подход, когда мы идем не от программы, не от метода, а от конкретного человека, от его запроса.

И стиль моей работы остался прежним: я стараюсь экономить время клиента, не растягивая решение проблемы на много лет, как это делают психоаналитики. Мои клиенты – деловые люди, способные все решить сами и самостоятельно сделать выбор. А моя задача – помочь им увидеть и осознать ситуацию, в которой они оказались, «включить для них свет», чтобы человек вышел из моего кабинета с ясным понимаем того, что нужно делать и как поступать.

Но если «формально» все осталось по-прежнему, то с точки зрения содержания работы перемены значительные. Мы вторичны по отношению к людям бизнеса, к их запросам, а за последние десять лет запросы первых лиц компаний заметно изменились. Соответственно, и мы начали предлагать новые услуги – это и есть персонологический подход в действии. Сейчас основным направлением нашей работы стало консультирование, индивидуальный и групповой коучинг. Люди хотят развиваться, понимать себя, цель и смысл того, что они делают. Откуда такая перемена?

О поиске смысла

В «лихие» 90-е для тех, кто пришел в бизнес, главным было заработать побольше и побыстрее, и не важно, как и на чем. Начинали с нуля, создавали компании, пробовали, не имея ни малейшего представления о том, что такое деловые переговоры, проведение совещаний, стратегия развития компании, имидж и т.д. Люди обращались к нам – научите! И мы учили. В то время я была директором консультативной компании RHR International/Ecopsy. Нашей задачей было помочь развитию экономики России психологическими методами. Отечественных разработок тогда не существовало – мы использовали американские методики. И я помню, как с утра до вечера шли тренинги – учили всему, что только можно…

Следующее десятилетие – так называемые «сытые нулевые» – было периодом стабильного развития. Московские компании смело шли в регионы, региональные – в Москву. Большинство моих клиентов уже определились с бизнесом, появились масштаб, системность, и теперь перед ними встала уже другая задача – развивать свои компании, своих сотрудников. Посыпались запросы на ассессмент организации, индивидуальный психологический ассесмент, проведение семинаров по миссии и стратегии и т.д. И мы уже разрабатывали программы прицельно – для каждой конкретной организации, под конкретного руководителя. Мы занимались региональными филиалами, разработкой структуры, сети, взаимодействием между топ-менеджерами, связями по горизонтали, оценкой кадров и т.д. Все это было в новинку, но проходило уже более цивилизованно, не было постоянного «шторма и вихря», как в бурные 90-е, и мы уже могли спокойно планировать, формировать долгосрочные программы работы с компаниями.

Сегодня общая тенденция иная. «Десятые» годы – это период неопределенности, для многих стрессовый. Ситуация в экономике сложная, международные санкции в отношении России вызывают большую тревогу: куда двигаться дальше, куда вкладываться? Я знаю многих, кто хотел бы инвестировать в Россию, но они в растерянности…

Но не только экономическая ситуация становится причиной стресса. Казалось бы, деньги заработаны с лихвой, компании функционируют. И у людей масштабных – а именно такими являются первые лица компаний – возникает кризис цели, своего рода экзистенциальный вакуум. Их начинают мучить вопросы: в чем смысл моей жизни, для чего я живу, зачем мне столько денег, что с ними делать, и вообще – что делать дальше, куда направить свои силы, ум, энергию? Мне вспоминается спектакль «Антимиры» в театре на Таганке. Там у Высоцкого была очень интересная роль. На сцене все что-то делали, суетились, а он из уголка со своей гитарой: «А на фига?». Снова мельтешение, а он опять: «А на фига?»...

Конечно, наших топов по-прежнему волнует их деловая эффективность, хотя многие пытаются самоустраниться от управления компаниями. Но в последнее время наметилась интересная тенденция – постепенный перенос акцентов с консультирования по вопросам бизнеса на вопросы частного характера. Многие переключаются на себя – на личные и семейные проблемы. Один начинает писать книги о том, как похудеть, другой погружается в йогу, третий занялся коллекционированием и пропадает на аукционах Сотбис, четвертый разрабатывает методики по долголетию, пятый спонсирует спорт и т.д. А тут еще подоспели проблемы в семье – дети подросли. И вот человек, который двадцать лет не мог найти времени на детей – ими занимались жены, няни, бабушки и т.д., вдруг сталкивается с серьезнейшими вопросами. И сегодня примерно 50% консультативного времени я трачу на поиск новых смыслов и обсуждение проблем семьи и детей. Оказывается, решить многомиллионные и даже многомиллиардные задачи порой гораздо проще и быстрее, чем распутать клубок личных проблем – потому что они более энергоемкие, эмоционально насыщенные, более значимые, сущностные, а потому более болезненные.

О бизнесе

По моим наблюдениям, бизнес сейчас чувствует себя не слишком комфортно: нет ощущения надежности, стабильности, что соответствует общей атмосфере в экономике, и нет желаемого доверия к власти. Во многом поэтому, на мой взгляд, сегодня главным условием успешности в бизнесе становится стрессоустойчивость.

Человек, который стоит во главе компании, должен в любой ситуации излучать стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Чем больше вокруг неопределенности, тем больше стойкости ему придется проявить. Мало того, что ему самому надо «следовать из пункта А в пункт Б», не отклоняясь от намеченного курса, он еще и людей должен вести через бушующий океан к построенному им «островку стабильности». Помните, сказку «Снежная Королева»? Там Герда идет сквозь пургу, снег и ветер, а потом открывает калитку и оказывается в цветущем саду. Так и предприниматель: открыл дверку в свой офис — и вслед за ним все его сотрудники попадают на свой «островок». Но чтобы это осуществить, чтобы «островок» стал непотопляемым, самому надо быть достаточно стрессоустойчивым, не качаться, когда вокруг штормит, держаться самому и держать свой бизнес.

И, должна сказать, наши бизнесмены держатся, в том числе и с нашей помощью – с помощью психологов. И еще благодаря тому, что я называю «подкожным слоем оптимизма» — это понятие я придумала сама. Так вот, без этого подкожного слоя оптимизма у нас в России нельзя заниматься бизнесом: на тебя давят со всех сторон, а ты должен устоять.

Те, кто сегодня добивается успеха, люди, безусловно, стрессоустойчивые. Можно найти тысячу объяснений каждому конкретному успеху, но главное (я всегда это подчеркиваю), что этот человек – победитель! И смотреть надо не на то, что у него «не так», а за счет чего он своего успеха добился. Моя задача как консультанта как раз в том и состоит, чтобы помочь ему это понять. Зачастую окружающие, даже самые близкие, уверены, что человеку просто повезло, что он случайно оказался в нужное время в нужном месте, а сам из себя он ничего не представляет. И с упорством, достойным лучшего применения, не устают это ему повторять. Я же, напротив, уверена и постоянно говорю об этом своим клиентам – если человек чего-то добился, значит, он это заслужил и он уже победитель. А дальше – надо двигаться вперед, разобравшись, за счет чего удалось достичь успеха и как добиться большего. Кстати, одна из моих книг так и называется: «Как усилить свою силу».

О социальной ответственности

Я считаю, что в целом наши бизнесмены — социально-ответственные люди. Вопрос в том, что мы понимаем под социальной ответственностью. Я выделяю три аспекта.

Первый. Бизнесмен, руководитель должен обеспечить своих сотрудников интересной, посильной работой, которая приносит пользу другим – это главное. Когда мы что-то производим, а эта продукция потом стоит за воротами завода и не реализуется, это страшно демотивирует людей. Человеку важно реализовать себя профессионально и понимать, что он делает что-то значимое и полезное, иначе работа теряет смысл.

Второй момент. Работники должны получать адекватную зарплату: они вкладывают усилия, и это должно быть компенсировано. И если владелец бизнеса платит вовремя достойную зарплату, он выполняет свою социальную миссию, и уже одно это вызывает уважение.

И третий аспект. В компании должна быть создана определенная атмосфера, корпоративная культура со своими принципами, ценностями, нормами, правилами, где люди могут нормально общаться, где они чувствуют уважение к себе, где никто не ворует, не кричит, не наговаривает друг на друга, не бросает в подчиненных пепельницами. В этом тоже социальная ответственность предпринимателя.

Вообще, социальная ответственность – нелегкая ноша, недаром сегодня молодые люди уже не стремятся стать бизнесменами, как, скажем, десять-пятнадцать лет назад. Зато все мечтают быть чиновниками. Почему? Денег много, ответственности мало. Материальные ценности выходят на первый план, а ответственность брать на себя никто не хочет. Потому и человек бизнеса сейчас уже далеко не «номер один», как это было совсем недавно, ведь в бизнесе надо вкалывать, и нет никаких гарантий успеха, да еще и посадить могут.

Конечно, каждому времени – свои герои. В одном из своих давних интервью я предложила такую классификацию бизнесменов – «предприниматель» и «менеджер». Первые – это генераторы идей, экспериментаторы, вторые – исполнители, ориентированные на совершенствование и продвижение. В основе этой классификации лежит психологическая типология, которая не меняется. Всегда есть те, кто что-то придумывает, и те, кто их идеи реализует. Безусловно, есть и такие, кто успешно сочетает в себе оба этих качества, но их очень мало. И сейчас вопрос в том, что больше востребовано. В наше время трудно придумать что-то новое, практически все ниши заняты, и потому, по моим наблюдениям, больше востребовано менеджерское начало. Ну а тем, кто все-таки продолжает заниматься бизнесом и, будучи предпринимателем, выполняет все свои социальные функции – честь и слава!

А о благотворительности не надо даже отдельно говорить – предприниматели и без всяких поборов этим занимаются. Куда бы ни приходил наш бизнес, везде он участвует в строительстве поселков, больниц, храмов, в помощи ветеранам, детям-сиротам и т.д. И требовать от наших бизнесменов еще что-то я считаю неправильным и несправедливым: они и так делают достаточно.

О книгах

За прошедшие десять лет я написала три книги – «Бизнес – это психология», «Как усилить свою силу. Коучинг» и «Успех – дело личное». Все они стали бестселлерами, все неоднократно переиздавались, а «Бизнес – это психология» выдержала уже 13 изданий. Это большая редкость для российского книжного рынка. Был еще большой цикл статей в газете «Ведомости», в журналах HarvardBusinessReview и «Наша психология».

Меня часто спрашивают, в чем секрет такой популярности? В своих книгах и статьях я тоже иду «от запроса». Мне не нужно высасывать темы из пальца. Я отвечаю на живые, действительно актуальные вопросы, которые ежедневно слышу от тех, кто приходит ко мне на консультацию, а это люди активные, деловые, современные. Я пишу без всяких «психологических фортелей», четким, выверенным языком, отработанным во время общения с клиентами. Когда разговариваешь с умными, энергичными людьми, волей-неволей начинаешь искать простые и в то же время емкие формулировки, в которых соединяются и наука, и практика, и собственный жизненный опыт. Книги я начала писать еще и потому, что уже не справлялась с потоком желающих стать моими клиентами. У меня нет возможности работать со всеми, но, конечно, хочется, чтобы то полезное, что было накоплено за долгие годы – некие выводы и размышления, – стало достоянием как можно большего круга людей.

Сейчас я готовлю к изданию новую книгу, посвященную детям. Почему детям, ведь я не детский психолог? Я говорила о том, как изменились запросы моих клиентов – фокус внимания переместился на личные проблемы, и одна из самых острых – это отношения с детьми. Все мы надеемся, что дети будут нашим продолжением, нашими наследниками. Одни всерьез думают о создании династии, другие решают, оставлять детям капитал или не оставлять. Но на самом деле проблемы гораздо сложнее и глубже, и одними деньгами их не решить.

Двадцать лет, что родители были полностью погружены в бизнес, дети росли в так называемых «золотых гетто», на попечении нянь и бонн, в окружении взрослых, которые им прислуживали. В этом искусственно созданном мире все поставлено с ног на голову! У них было все – только пожелай, только руку протяни, никакого сопротивления, все для них, поэтому они не имеют ни малейшего представления о реальной жизни. Родители, безусловно, заработали себе право жить комфортно. Представьте, вот они выходят из дома, садятся в шикарный автомобиль, едут в аэропорт, проходят на посадку через vip-зал безо всяких очередей, или на частном самолете прилетают на красивейший остров, где их встречает вертолет, потом едут на яхту и т.д. И ребенок вместе с ними следует этим красивым маршрутом, находится в этой роскошной среде, которая к реальной жизни никакого отношения не имеет – и это страшная вещь, огромный фактор риска.

Родители искренне хотят вырастить детей настоящими наследниками, продолжателями их дела – сильными, смелыми, целеустремленными, предприимчивыми, энергичными, активными и т.д. А на самом деле выращивают парниковое растение – капризное и совершенно не приспособленное к жизни в реальных условиях, вне «парника», где то дождь, то ветер, то засуха, то мороз… Цели, которые были значимы для родителей, для детей не значимы. Многие уже пресыщены, ничего не хотят, ничем не интересуются. Как в песне Гребенщикова – «Их дети сходят с ума от того, что им нечего больше хотеть…» В этой ситуации абсолютно не принципиально, оставите вы им состояние или нет – даже если вы лишите ребенка наследства, цели у него не появятся. Здесь принципиально важно другое – общие ценности. Есть ли в семье единство ценностей, общий язык, общее понимание, что такое хорошо, а что такое плохо, что важно, а что не важно, что интересно и значимо, а что нет? Если мы говорим «это ужасно» или «это прекрасно», и дети с нами соглашаются, нас поддерживают – это главное. Значит, есть общие точки, есть взаимопонимание, и тогда вопрос денег уже не стоит. И второй момент – есть ли у детей дело, которым они хотели бы заниматься, на которое не жалко времени, сил и эмоций? Не важно, будет ли это дело продолжением вашего или это будет что-то другое. Наличие цели и желания ее достигнуть – это та движущая сила, тот жизненный мотор, который потянет за собой все остальное. Вот на что нужно обращать внимание и тратить силы. Конечно, когда время упущено, наверстать бывает очень трудно, но возможно.

Безусловно, лучший вариант – делать все вовремя. Поэтому моя дебютная «детская» книга посвящена первому году жизни ребенка. Это самый сенситивный, самый благодатный период для закладки наших будущих отношений с детьми. И я хочу адресовать эту книгу в большей степени папам – тем самым сверхзанятым папам, которые готовы дать своим детям все – кроме самих себя. Я хочу, чтобы они задумались не о том, сколько денег они будут передавать своим наследникам через 20 лет, а кому они будут их передавать…

«Детская» проблема – на самом деле совсем недетская. Это проблема будущего, поэтому от нее нельзя ни отмахиваться, ни отгораживаться. Но и драматизировать ситуацию не стоит: дети наших бизнесменов – это не потерянное поколение, среди них очень много по-настоящему дельных, активных, думающих людей. Важно просто вовремя почувствовать, когда появляется проблема, и начинать ее решать, не откладывая в долгий ящик.

О семье

Своим безусловным достижением я считаю свою семью, своих детей. Здесь я, если можно так выразиться, «сапожник с сапогами». У меня двое сыновей и дочь, у каждого из них есть дело, которым они увлечены, и у нас действительно общие ценности. Я для них не просто мама, а уважаемый, авторитетный, значимый человек, к мнению которого они прислушиваются, с которым всегда могут посоветоваться, и я могу обсуждать с ними на равных какие-то свои проблемы.

Меня всегда беспокоил вопрос, который, я уверена, беспокоит всех родителей: как дети будут жить, если, не дай бог, с нами что-то случится? Важно, чтобы они научились жить «автономно», чтобы стали абсолютно самостоятельными. А для меня еще очень важно, чтобы все мои дети между собой взаимодействовали. Сегодня я уверена – они абсолютно самодостаточны и, безусловно, будут помогать друг другу, если возникнет необходимость – все это в них заложено.

Когда я организовала свой первый кооператив, моей дочери Марине было четыре года. Так получилось, что после детского сада, а потом и после занятий в школе» она практически все время была со мной – можно сказать, она росла вместе с моей компанией. Естественно, закончив школу, Марина собиралась поступать на факультет психологии, но я была категорически против. Я считаю, что получать профессию психолога должен человек уже достаточно зрелый. И она закончила сначала экономический факультет, и только потом поступила на клиническую психологию в МГУ. Сегодня она благодарна мне за это: она совершенно по-другому училась – осознанно, «по-взрослому».

Когда Марина подрастала, мы были уже достаточно обеспеченными людьми, в доме были помощники по хозяйству. Но я всегда ей говорила: «Ты должна работать так, как будто у тебя нет денег на хлеб, то есть вкалывать с утра до вечера – это первое. Второе – ты умная, тебе все дается очень легко. Но я знала многих людей, которым очень легко все давалось и которые так ничего в жизни и не добились. Поэтому нужно изучать, вникать, стараться понять, впитывать все так, как будто ты вообще ничего не знаешь. И третий момент – ты красивая. Но люди, которые кичатся своей красотой, выглядят смешно. Поэтому веди себя так, как будто ты дурнушка». Одним словом, живи так, будто у тебя нет ни денег, ни ума, ни красоты. И тогда ты многого добьешься. И эта формула отлично работает. Сегодня Марина занимает в компании самостоятельную позицию, у нее свои участки работы, она проводит семинары и индивидуальный психологический ассессмент, в том числе, на английском языке, занимается групповым коучингом – она полноценный, успешный консультант.

Очень интересно складывается «профессиональная траектория» у моего старшего сына Алексея. По образованию он педагог и психофизиолог. Он довольно долго искал свое дело – много учился, написал книгу по экономической истории: «Мобилизационная подготовка народного хозяйства СССР». Затем серьезно занимался фотографией: выходит из печати его книга «Север Турции». Но в конечном счете он тоже стал моим коллегой – он работает в Центре лечебной педагогики с детьми-аутистами, добивается потрясающих результатов и именно с этим связывает свою дальнейшую жизнь.

А другой мой сын, Илья, казалось бы, вообще не из нашей сферы. Он известный архитектор, занимается дизайном, и во многом благодаря ему я живу в эстетически выверенном пространстве. Но и его работа, его творчество направлено на то, чтобы украсить жизнь вокруг, сделать ее более полноценной. Так, волею судьбы все мы оказались «в одной лодке»: мы, по сути, коллеги, мы делаем одно и то же – улучшаем качество жизни других людей. Это наше общее поле, общее пространство, где нам есть о чем поговорить и поспорить.

О счастье

Меня часто спрашивают: «Вы не устали? Столько лет заниматься одним и тем же! Даже ваши клиенты – и те от своего бизнеса устают…»

Нет, не устала, мне интересно! Более того – мне с каждым годом все интереснее. Когда меня спрашивают про формулу успеха, я всегда говорю так: «Делать то, что тебе нравится, и делать изо всех сил». Это еще и формула счастья – поэтому я в принципе счастливый человек.

Я организовала свою жизнь так, как хотела. Я занимаюсь делом, которое мне очень нравится. Я работаю с утра до вечера – иногда по 12-14 часов, мое время расписано по минутам. Работа с клиентами у меня распланирована на год вперед. И я знаю, что каждая встреча – это всегда что-то новое, нет ни одного повтора: как нет двух одинаковых людей, так нет и абсолютно одинаковых проблем, нет одинаковых решений. Поэтому каждый вопрос, который мы обсуждаем, мне интересен, как интересен каждый человек, с которым я встречаюсь.

Я люблю повторять: «Я счастливый человек – общаюсь только с теми, с кем хочу общаться, и за это мне платят большие деньги». Сегодня на меня работает мой авторитет, мое имя, и я уже не набираю, а отбираю клиентов. Желающих попасть ко мне больше, чем я могу принять – это ли не счастье?

Мои клиенты – это люди успеха. Они интересны мне, прежде всего, масштабом личности. И масштаб задач, целей у них колоссальный, и масштаб проблем. И в этом для меня тоже огромный интерес – чем масштабнее проблема, чем сложнее задача, тем интереснее мне работать.

Наша компания – коллектив единомышленников, и это не просто громкие слова. Для меня единомышленники – это люди без какого-либо налета цинизма, у которых те же ценности, которые с таким же интересом относятся к другим, так же готовы в них вкладываться, соблюдать конфиденциальность – одним словом, умные, творческие, порядочные люди, которые к тому же считают работу делом своей жизни. Безусловно, чтобы такой коллектив сложился, понадобились годы. Но я сумела создать свой «островок стабильности» – и это тоже счастье.

Я думаю, как здорово, что в свое время, в конце 80-х годов, я смогла бросить все, оставить высокую должность профессора и декана факультета, кабинет, машину с персональным водителем и другие блага, и уйти, по сути, в никуда. В нашем психологическом кооперативе при МГУ, первом в Советском Союзе, мы начинали создавать практическую психологию. Одни меня тогда спрашивали: «Зачем ты так рискуешь? За воздух же деньги не платят...», другие просто крутили пальцем у виска. И я благодарю судьбу за то, что мне хватило смелости сжечь корабли и начать все с нуля: иначе было нельзя – я понимала, что в новое дело надо погружаться, вкладываться полностью. Конечно, было тяжело, но я ни разу не пожалела о своем выборе.

С тех пор прошло 27 лет. Все эти годы я наблюдала за тем, как рос, развивался, проходил кризисы российский бизнес. В психологии есть такой термин – «включенное наблюдение». Получается, четверть века я проводила включенное наблюдение, а это очень эмоциональное, очень энергетически затратное занятие. Но я ни о чем не жалею. Я не хочу уезжать из России, не хочу что-либо менять в своей жизни, я люблю свое дело, я научилась отсекать все лишнее, что отвлекает, уводит меня с моей главной дороги, с моей «колеи». Единственное, чего мне не хватает – так это времени и сил. Но сегодня я могу с уверенностью сказать: мой главный успех – это жизнь, которой я живу.

***

Марина Мелия - Профессор психологии, занимается психологическим коуч-консультированием первых лиц российского бизнеса. Работала психологом в сборных спортивных командах СССР, возглавляла лабораторию Психологии спорта высших достижений во Всесоюзном научно-исследовательском институте физической культуры, руководила психологической службой спорта в СССР. Затем была директором психологического кооператива при МГУ «Интеракт» (1987-1989), соучредителем и директором Советско-Американского психологического центра ECOPSY (1989-1991), соучредителем и генеральным директором консультативной компании RHR International/Ecopsy (1991-1998). В 1999 году учредила авторскую психологическую консультативную компанию «ММ-Класс».

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Когда испанские завоеватели-конкистадоры открыли эту землю, ее сгоряча назвали Коста-Рикой, что в переводе означает богатый берег. Они надеялись обнаружить там ценные полезные ископаемые, которые в огромных количествах вывозили бы на родину. Но таковых в недрах не оказалось. Позднее обнаружилось, что непреходящей ценностью страны оказались неутомимые труженики, постепенно, шаг за шагом, соорудившие государство устойчивой демократии, ставшей примером для беспокойных соседей.

В 2010 году, когда Instagram только появился, никто не осознавал важности личного бренда в онлайне. Вскоре блогинг стал профессией, сразившей наповал весь медиа-мир, и переизбыток селебрити наводил на мысль, что разделить лавры с миллионниками невозможно. Хорошие новости: дивам с легионами малолетних подписчиц придется подвинуться, ведь на рынок выходят нано-инфлюенсеры.

Эта страна, расположенная на северо-западе Южной Америки, славится божественными орхидеями, которые поставляются во многие уголки планеты. Но она известна и тем, что на протяжении длительного времени в стране шла кровавая гражданская война, унесшая жизни миллионов людей. Тем не менее, сохранилась приверженность демократическим институтам. В этом ее специфика.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net