Информационный сайт
политических комментариев
вКонтактеFacebookTwitter
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Политком.RU обсудил с первым вице-президентом Центра политических технологий Алексеем Макаркиным динамику общественных настроений в России в уходящем году.

Бизнес, несмотря ни на что

Локомотивом выхода из продолжающегося экономического кризиса может быть только частный сектор. Как чувствовал себя российский бизнес в уходящем году? Как можно оценить усилия правительства по стимулированию предпринимательской деятельности и привлечению инвестиций? Об этом в интервью Политком.RU рассказывает старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е.Гайдара Сергей Жаворонков.

Интервью

Конец года всегда дает повод подвести итоги происшедших событий, выделить основные тенденции, высказать предположения на будущее. Своими оценками политических итогов 2016 года с «Политком.RU» поделился известный российский политолог, президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский.

Колонка экономиста

Видео

Реклама

Интервью

22.08.2014

Сергей Толстов: «Особенность нынешней ситуации – в перевесе патриотической риторики, которая способствует укреплению позиций власти, и полном отсутствии политической оппозиции»

На своем заседании 14 августа украинский парламент не смог принять ни одного из предлагавшихся законопроектов, предусматривавших внесение изменений в закон о выборах народных депутатов, принятый в 2012 г. Таким образом, в случае объявления внеочередных выборов, они пройдут по действующему закону, с поправкой на уплотнение сроков их проведения. Хотя власть была явно заинтересована в восстановлении чисто пропорциональной системы выборов, от этой идеи пришлось отказаться. Политком.RU поговорил с директором Института политического анализа и международных отношений (г. Киев) Сергеем Толстовым о предстоящих выборах и околовыборных делах.

- По какой системе пройдет голосование?

- Закон 2012 г. предусматривает смешанную избирательную систему, при которой половина депутатов избирается по общенациональным партийным спискам, а половина – в мажоритарных избирательных округах.

Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд. По сравнению с 2012 годом ситуация в стране существенно изменилась. Номинально, по действующей Конституции, парламент Украины состоит из 450 депутатов. Однако по закону об «оккупированных территориях», выборы не проводятся в Автономной республике Крым и в Севастополе. То есть, в составе нового парламента будет как минимум на 12 депутатов меньше.

В результате выборов будет избрано 225 депутатов по партийным спискам. Но, поскольку выборы в Донбассе вряд ли состоятся во всех мажоритарных округах, общее количество депутатов окажется меньшим, чем 213 (225 округов минус Крым и Севастополь). Впрочем, по практике прежних лет, парламент в неполном составе вполне успешно действовал в период 1994–1998 гг., когда в законе о выборах присутствовала норма о том, что кандидат-победитель в мажоритарном округе должен набрать не менее половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

- Как, на Ваш взгляд, могут выступить на выборах основные политические партии?

- На данный момент потенциальными лидерами поддержки общественного мнения считаются партия «УДАР» В.Кличко, «Батькивщина» Ю.Тимошенко, Радикальная партия О.Ляшко и некий избирательный субъект, ориентированный на президента П.Порошенко. Предполагается, что это может быть партия «Солидарность», которую П.Порошенко ранее использовал при формировании объединительных политических проектов – от Партии регионов до блока и партии «Наша Украина», но умудрился сохранить ее в качестве резервного и номинального политического субъекта.

Впрочем, что такое партия «Солидарность» сегодня достоверно не знает никто из политических комментаторов. Для президента и его окружения более выгодным было бы формирование именного политического блока, что позволило бы напомнить избирателям о патриотическом долге, национальном единстве и призвать его подтвердить триумфальный результат президентских выборов 25 мая. К тому же, формирование пропрезидентского блока позволило бы найти нишу и для части отколовшейся верхушки партии «Батькивщина», включая премьера А.Яценюка, спикера А.Турчинова, С.Пашинского, А.Сенченко, Н.Томенко и др., а также включить в него, для пущей убедительности, партию «УДАР». Впрочем, не исключаю, что вопрос о политических блоках еще не закрыт и может всплыть в увязке с указом о роспуске парламента, как и ряд других сюжетов, включая внесение технических поправок в закон о выборах.

Впрочем, если все будет идти по инерции, т. е., если в выборах будут участвовать только политические партии и не будет блоков, то на первом месте окажется пропрезидентское объединение (под условным и сугубо предварительным названием «Солидарность», если политтехнологи не придумают ничего иного), на втором – субсидируемая С.Левочкиным и Д.Фирташем Радикальная партия О.Ляшко, на третьем – «Батькивщина» Ю.Тимошенко, на четвертом – партия «УДАР». Считается, что определенные шансы есть у «Гражданской позиции» (А.Гриценко), Всеукраинского объединения «Свобода» (О.Тягнибок) и партии «Сильная Украина» (С.Тигипко).

Остальные партии, включая Партию регионов, до проходного пятипроцентного барьера пока не дотягивают. Впрочем, социологические опросы дают весьма противоречивые и расходящиеся по результатам итоговые цифры. К примеру, по данным малоизвестного агентства «Q&Q Research» (всеукраинский опрос общественного мнения, проведенный с 1 по 10 июля), 5-ти процентный проходной барьер в Верховную Раду потенциально могли бы преодолеть 8 партий. К ним относятся «Солидарность» П.Порошенко (32% граждан, которые определились со своим выбором), ВО «Батькивщина» Ю.Тимошенко и Радикальная партию О.Ляшко (по 13%), партия «УДАР» (12%), «Сильная Украина» С. Тигипко (8%), ВО «Свобода» (6%), Партия регионов (5%) и партия «Гражданская позиция» А. Гриценко (5%). По данным этого же опроса рейтинг Компартии составляет 3%, а «Правого сектора» – 2% .

Впрочем, определяющее влияние на ход избирательной кампании и результаты выборов будет оказывать популярность партийных лидеров. По рейтингу личной поддержки бесспорным лидером остается президент П.Порошенко. Рейтинг политиков второго эшелона (Ю.Тимошенко. С.Тигипко, О.Ляшко) колеблется вокруг планки в 10%. Участвовашие в президентских выборах лидеры партий (А.Гриценко, М.Добкин, П.Симоненко, О.Тягныбок, Д.Ярош), могут либо улучшить показатели своих партий – при наличии денег на рекламу и грамотной агитации, либо перейти в разряд аутсайдеров. По всей вероятности, наличие олигархической поддержки будет одним из главных условий их успеха. Особенность нынешней ситуации – в перевесе патриотической риторики, которая способствует укреплению позиций власти, и полном отсутствии политической оппозиции.

Что касается потенциальных претендентов на роль оппозиции, среди них уместно в первую очередь учитывать партию «Батькивщина», Партию регионов и КПУ. Однако Ю.Тимошенко, судя по всему, еще не сочла своевременным приступать к массированной критике власти. Таким рубежом, скорее всего, могут стать «100 дней» президента П.Порошенко и подведение промежуточных итогов «антитеррористической операции» в Донбассе. 100 дней президентства П.Порошенко исполнится 16 сентября, как раз в разгар предполагаемой избирательной кампании. К этому времени штаб «Батькивщины» вполне может подготовить стандартный набор претензий в купе с подведением итогов работы триумвирата П.Порошенко – А.Яценюк – А.Турчинов, что придаст избирательной кампании новый оттенок. Что касается Партии регионов и особенно КПУ, находящейся под угрозой судебного запрета, они вряд ли сумеют самоорганизоваться и перестроить свою работу применительно к новым условиям.

- Как операция в Донбассе повлияет на ход голосования?

- Судя по всему, в Донецкой и Луганской областях выборы могут не состояться примерно в половине избирательных округов. Даже если к дате выборов военные действия будут прекращены, или же, к примеру, стороны заключат перемирие, мажоритарные кандидаты вряд ли будут избраны примерно в половине из 32 избирательных округов.

К тому же следует принимать во внимание морально-политический кризис, о котором свидетельствуют проведенные в Донбассе социологические исследования. По данным социологической группы «Рейтинг», проведенный в июле опрос показал, что лишь 14% избирателей Донбасса однозначно приняли бы участие в парламентских выборах. Еще 25% колеблются и «скорее всего» готовы принять участие в голосовании. Однако 21% опрошенных еще не определились, а 32% ответили, что однозначно не намерены участвовать в голосовании.

Для сравнения – в трех областях Галичины количество лиц, которые не намерены участвовать в парламентских выборах, составляет всего 3%, в Киеве – 8%, в Днепропетровске – 13%. Во время президентских выборов 25 мая в большинстве избирательных округов Донбасса голосование было сорвано. Но и в тех округах, где оно состоялось, уровень явки на выборах был меньше 50% (15% в Донецкой области и 39% в Луганской области). В самом спокойном и мироном округе № 115 Луганской области с центром в городе Сватово, на президентских выборах явка избирателей составила почти 48%, что совпало со средним показателем явки в Харьковской области.

Если сложнее прогнозировать политические ориентации жителей Донбасса на выборах, если они состоятся в октябре, даже при условии, что на большей части территории Донецкой и Луганской областей военные действия к тому времени будут завершены. Прежние симпатии местного населения разрушены, устойчивые антипатии, по всей видимости, сохраняются, а стабильные ориентиры дальнейшего развития пока никем не предложены. Особая проблема заключается в обеспечении возможности участия в выборах для вынужденных переселенцев и временно перемещенных лиц.

Что касается Партии регионов и лидеров местного бизнеса, включая Р.Ахметова и В.Новинского, актив этой политструктуры явно не успевает пройти период внутренней переоценки своей роли в украинской политике. Отдельные представители руководства ПР высказывают явно пораженческие настроения. Взять хотя бы заявление Б.Колесникова и А.Вилкула о намерении самороспуска партии, которое идет вразрез с планами Р.Ахметова и В.Новинского. Продолжают ощущаться последствия раскола, вызванного выходом из ПР С.Тигипко и его сторонников в Центральной Украине.

- Каковы шансы Порошенко сформировать подконтрольное ему большинство после выборов?

- Теоретически П.Порошенко мог бы сформировать большинство в составе пропрезидентской партии или блока (условно «Солидарности»), партии «УДАР» и Радикальной партии О.Ляшко (группа Д.Фирташа, которая представлена в последних двух партиях, к президенту П.Порошенко вполне лояльна и намерена участвовать в послевыборной конфигурации власти). Потенциально к правящей группировке готовы примкнуть и другие участники избирательной кампании, за исключением «Батькивщины», которая под руководством Ю.Тимошенко будет представлять себя как альтернативу нынешнему политическому руководству.

Основной вопрос политической борьбы в условиях парламентско-президентской республики будет сводиться к обладанию постом премьер-министра и возможностью формирования состава правительства. При нынешней конфигурации власти П.Порошенко готов сохранить на посту премьера А.Яценюка. В качестве альтернативного претендента на пост премьера просматривается Ю.Тимошенко. Однако до сих пор не ясно, в каком качестве и от какой политической структуры в выборах будут принимать участие А.Яценюк и А.Турчинов. Скорее всего, они войдут в список «Солидарности», хотя при любых обстоятельствах не стоит исключать продолжения попыток внесения в закон о выборах поправок, легализующих создание политических блоков.

Судя по разъяснениям Центральной избирательной комиссии, П.Порошенко может подписать указ о проведении досрочных парламентских выборов не ранее 27 августа. Для того, чтобы издать соответствующий указ, президент обязан провести консультации с председателем Верховной Рады, его заместителями и руководителями парламентских фракций. По результатам таких консультаций, независимо от их результатов, президент имеет право издать указ о назначении внеочередных выборов.

Поскольку о роспуске парламентской коалиции было объявлено 24 июля, последним календарным днем месячного срока, в течение которого парламент может создать новую, альтернативную коалицию, является 24 августа. Но этот день (24 августа), как и следующий (25 августа) будет нерабочим. Согласно толкованию Конституционного Суда, если последний день конституционного срока приходится на праздничный или нерабочий день, последним днем такого срока следует считать следующий рабочий день, который следует за этим праздничным или нерабочим днем. В нашем случае, это 26 августа. Иными словами, у депутатов парламента еще есть конституционная возможность предотвратить назначение внеочередных выборов, если они смогут создать новую парламентскую коалицию вплоть до 26 августа включительно.

Если этого не произойдет, мяч перейдет на поле президента. Сроки, предусмотренные для проведения президентом консультаций с представителями парламента о проведении досрочных выборов, не ограничены. Поэтому совсем не обязательно, что указ о досрочных выборах появится именно 27 августа. Однако П.Порошенко, скорее всего, не станет затягивать с назначением досрочных выборов и попытается конвертировать нынешний уровень политической поддержки в долгосрочные властные полномочия. С точки зрения власти, учитывая системный спад в экономике и приближение холодной зимы без российского газа, задержка с проведением выборов крайне нежелательна и опасна.

Пока среди вероятных дат проведения внеочередных выборов парламента неофициально фигурируют 5, 12 и 26 октября. Все остальные нюансы, включая неизбежные законодательные поправки, касающиеся организации и проведения выборов в столь сжатые сроки, относятся к сфере торга и частичных компромиссов политических субъектов.

Беседовал Олег Горубнов

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

17 января прошла большая пресс-конференция Сергея Лаврова по итогам деятельности российской дипломатии в 2016 года. Во время общения российского министра иностранных дел с журналистами закавказские сюжеты не фигурировали в числе приоритетных тем. Намного чаще в фокусе внимания оказывались перспективы нормализации отношений между Россией и США при новой американской администрации и разрешение конфликта в Сирии.

Противостояние Ирана и Саудовской Аравии – условных центров мирового шиизма и суннизма, наметилось аж со времени победы в иранской Исламской Революции в 1979 году. Именно с тех времен Эр-Рияд начал кампанию по нивелированию политического влияния шиитских общин.

Долгое время системные политические партии Старого Света с правого и левого фланга двигались навстречу друг другу и по мере размывания своей социальной базы смешивались до степени неразличимости. Сформировался широкий политический консенсус, включавший активную социальную политику, принципы политкорректности, уважение прав меньшинств и продвижение целей европейской интеграции. Однако сейчас этот консенсус на глазах начинает распадаться.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net