Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Пиар в России

25.02.2005 | Георгий Ковалев

"СРЕДНИЕ СЛОИ" ИЩУТ ЛОББИСТОВ

В рамках проходящих на этой неделе "Дней PR в Москве-2005" политическому пиару, в отличие от предыдущих лет, было уделено крайне мало внимания, что во многом было обусловлено тематикой фестиваля - "Коммуникации в инвестиционно-финансовой сфере". Видимо, именно поэтому все те, кому интересен политпиар в чистом виде, 22 февраля собрались на семинаре "Лоббистские технологии в условиях новый политических реалий", который был организован Образовательным центром РАСО им. С.Д. Беленкова.

Несмотря на то, что тема семинара была сформулирована вполне конкретно, о лоббизме как таковом говорили довольно мало и общо. Скорее всего, участники семинара проявили присущее всем лоббистам свойство, заключающееся в весьма сдержанном желании делиться опытом со своими коллегами, афишировать наработанные связи, подходы и методы работы. И это понятно, ибо профессиональные лоббисты всегда стараются замкнуть на себя все связи, а также подчеркнуть перед публикой (и потенциальным клиентом) свою значимость. Так было, так есть и так, видимо, будет.

Институт лоббизма в его формальном ключе по-прежнему остается не развитым в России. Безусловно, существуют списки "лоббистов-политиков", "лоббистов-профессионалов" и т.д., которые публикует "Независимая газета". Однако этого мало. По мнению генерального директора Агентства Политических и Экономических Коммуникаций (АПЭК) Дмитрия Орлова, сегодняшняя ситуация с лоббизмом в России напоминает стихийность рынка политконсалтинга начала 90-х. В этой связи пора задуматься о необходимости принятия закона о лоббистской деятельности, где бы, в частности, определялись субъекты лоббизма, которыми должны быть не только отдельные физические лица, но и специальные компании.

Более того, по словам Дмитрия Орлова, необходима реструктуризация PR-рынка и, прежде всего, рынка политтехнологий, консолидация профессионального сообщества, развитие лоббистской деятельности государственных интересов, обнародование схемы действий, технологий, агентов влияния, методов взаимодействия со СМИ и т.д. В этом, собственно, и заключаются перспективы развития рынка лоббизма.

Впрочем, оптимизм гендиректора АПЭК не был разделен в полной мере участниками семинара. Так, питерский политтехнолог Дмитрий Гавра отметил, что на данный момент Кремль полностью устраивает ситуация, сложившаяся на рынке лоббистской деятельности, а потому никаких институциональных преобразований, включая фактическую легализацию лоббизма, в ближайшие годы (если не десятилетие) не предвидится.

Учитывая то, что на семинаре присутствовали в основном политтехнологи, не стоит удивляться тому, что дискуссия постепенно начала переходить в формат обсуждения лоббизма через призму политтехнологий, а точнее - лоббизма как внеэлекторального способа прихода к власти. В конечном счете, участники семинара, с подачи директора исследовательских программ Международного института политической экспертизы Тихона Паскаля, сошлись на том, что попытки региональных политических акторов пролоббировать нужную им кандидатуру на пост губернатора конкретного региона на сегодняшний день не имеют никакого успеха. Этот сегмент рынка, по сути, является бесперспективным, поскольку новый порядок избрания губернаторов, по мнению Паскаля, был задуман Кремлем лишь в целях смены наиболее одиозных руководителей субъектов Федерации, которые никогда не уйдут с "насиженных мест" в ходе стандартных электоральных процедур.

Апофеозом состоявшегося во вторник мероприятия стало выступление известного консультанта Глеба Павловского, тема доклада которого на "Днях PR в Москве-2005" уточнялась вплоть до дня его выступления. И это не удивительно, поскольку проблемы, изучением которых занимается теперь президент Фонда эффективной политики, мало вписывались как в контекст тематики фестиваля, так, собственно, и в тему семинара по лоббизму. Тем не менее, его выступление продлилось около часа и было посвящено грядущему электоральному циклу 2007-2008 годов, потенциальные результаты которого Павловский попытался спроецировать и на последующий цикл 2014-2015 годов.

Глава ФЭП описал ситуацию на современной "политической поляне" и констатировал, что было бы ошибочным полагать, будто власть в ближайшие годы по-прежнему будет придерживаться имиджевой политики (безальтернативность Путина, высокий рейтинг и т.п.). Модель "преемник", по словам политолога, является весьма уязвимой, а потому надо исходить из реальной политики, действенность которой заключается в опоре на "средние слои", интересы которых должны быть учтены в ходе грядущих выборов. Главная же задача, по мнению Павловского, заключается в том, чтобы найти те силы, которые смогут сформулировать запросы и будут лоббировать интересы "средних слоев". В этом и заключалась, по сути, вся привязка к теме лоббизма выступления известного политтехнолога.

Видимо, проблемы, затронутые Павловским, а также во многом мифологизированный образ самого докладчика настолько "завели" участников семинара, что о лоббизме как таковом они фактически забыли. Вопросов к докладчику было много, и их спектр был довольно широк - от желания узнать мнение эксперта о возможном изменении Конституции до проблемы чувства вины за проигрыш президентских выборов на Украине. Как ни странно, но сложилось впечатление, что президент ФЭПа с большим удовольствием отвечал именно на последний вопрос, а также весьма охотно комментировал обвинения в свой адрес в причастности к отравлению нынешнего президента Украины Виктора Ющенко.

Как заметил в конце выступления Павловского Дмитрий Гавра, глава ФЭП, всегда славившийся проектным мышлением, разработкой и применением объектных технологий, вдруг занялся описанием масштабных внутриполитических проблем, стоящих ныне пред Россией, что свидетельствует об отстраненности известного консультанта Кремля от процесса принятия решений.

Работа семинара "Лоббистские технологии в условиях новый политических реалий", организованного Образовательным центром РАСО им. С.Д. Беленкова, продлилась три дня.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net