Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

22.09.2014 | Сергей Слободчук

Люстрация мимо кассы

Верховная Рада приняла закон «Об очищении власти». Во время зимних протестов на Майдане Независимости тогдашние оппозиционеры обещали народным массам «зачистать» коррумпированных чиновников и нечестных политиков. На первый взгляд можно сказать, что список достижений Майдана пополнился важным пунктом. Но изучение текста демонстрирует, что предлагаемое лекарство оказывается страшнее самой болезни. Какого подвоха стоит ожидать от закона о люстрации?

Выступая с трибуны на Майдане Независимости, вчерашние оппозиционеры, пришедшие на первые посты в госаппарате Украины, в том числе обещали митингующим люстрацию против чиновников и политиков. Да, для ясности понимания, в Украине в понятие «люстрация» вкладывается несколько иной смысл, чем в общеупотребительный термин. Если в Восточной Европе люстрация была призвана уволить с государственной службы и исключить из политического процесса бывших сотрудников Коммунистической партии, полиции и спецслужб, то украинские политики долгие годы продвигали идею о люстрации, прежде всего как о механизме антикоррупционной политики.

Итак, депутаты Верховной Рады поддержали в целом закон «Об очищении власти», подготовленный группой народных депутатов из разных фракций (в том числе, бывшие «регионалы» Виталий Журавский и Юрий Благодыр, состоящие ныне в нейтральных группах «Экономическое развитие» и «Суверенная европейская Украина»).

Говоря по сути, закон «Об очищении власти» - это на самом деле механизм антикоррупционной проверки. То есть, выходит, что новый закон проводит дублирование функций, предусмотренных так называемым «антикоррупционным пакетом». Пакет антикоррупционных законов вносил еще президент Виктор Янукович, Верховная Рада проголосовала за него в апреле 2010 года, президент подписал в июне, а вступили законодательные акты в силу с июля 2010 года. С принятием закона «Об очищении власти» получается, что отныне весь руководящий состав Украины будет проходить антикоррупционную проверку дважды. Круг лиц охватывает всех государственных чиновников и выборных лиц Украины, а также судей и руководящие должности в Вооруженных силах. Начиная с президента, премьер-министра, главы Верховной Рады и заканчивая последним чиновником. Схема проверки выглядит так – целевая аудитория подает данные о своих доходах, имуществе, расходах и финансовых обязательствах, а также сведения о доходах и активах членов своей семьи, родных и близких. Если последующая проверка со стороны государственных лиц установит, что чиновник подал неправдивые данные о своих доходах, имуществе, расходах и финансовых обязательствах, а также неверные сведения о семье, родственниках и близких, такие выводы становятся поводом для увольнения с должности.

А, собственно, сама идея люстрации заключается в том, что каждый политик или чиновник, кто занимал свою должность в период администрации Виктора Януковича-Николая Азарова - с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года - автоматически зачисляется в список тех, кто не прошел проверку, а потому подлежит увольнению. Такой подход означает, что на практике «расстрельные списки» включают как первых лиц администрации Януковича, так и рядовых представителей «преступной власти».

Если же говорить о последствиях закона «Об очищении власти» для политической среды и государственного аппарата Украины, то они заключаются в следующем.

Итак, согласно закону, организатором проверки назначается руководитель государственного органа или его заместитель (в отношении политиков, претендующих на выборные должности – Центральная избирательная комиссия). Если переложить нормы закона на практику, то следует исходить из того, что государственный аппарат Украины – насквозь коррумпированный. Поэтому схема проверок «сверху вниз» на деле со старта превращается в механизм вассальной «дани», когда желающие, к примеру, занять должность руководителя отдела и работающие чиновники понесут «благодарность» вышестоящему начальству за благоприятное прохождение «проверки». С другой же стороны, провозглашенная в законе люстрация выразится еще и в переделе государственных должностей – начиная с руководящих и вплоть до самых рядовых. Естественно, в переделе не «за красивые глаза», а с целью поставить на вакантные места «своих людей». В четком соответствии с законами кумовства-сватовства. Да вот простой пример. Верховная Рада назначила Валерию Лутковскую уполномоченным по правам человека еще при Януковиче. Да вот незадача – у нынешней власти не хватает голосов, чтобы уволить ее и поставить на пост омбудсмена «своего человека». А теперь закон о люстрации поможет освободить «сладкое» место. То же самое можно сказать и в отношении нынешнего главы Центральной избирательной комиссии Михаила Охендовского, и многих других чиновников. Да и вообще закон «Об очищении власти» поможет «зачистить» всех, кто не имеет «политической крыши» и родственников среди победителей Майдана, а также не сумеет «решить вопрос» с помощью взятки.

Еще один «крючок» в интересах передела – это включение в список «непрошедших проверку» тех чиновников и политиков, кто до 19 августа 1991 года работал на руководящих должностях в Коммунистической партии и комсомоле. А также тех, кто являлся негласным агентом или штатным сотрудником / входил в руководящий состав КГБ, трудился начальником политического отдела в Вооруженных силах или МВД советской Украины etc.

Кстати, авторы не были бы украинскими политиками, если бы заранее не предусмотрели лазейку. Согласно пункту 2 статьи 4 закона, «зачистка» коснется тех из чиновников, кто служил при администрации Януковича, но в период протестов на Майдане (конкретные рамки – это с 1 декабря 2013 по 22 февраля 2014 года) «были в этот период уволены по собственному желанию из органов государственной власти (государственных органов)». На практике же это означает, что люстрация не распространяется, к примеру, на многолетнего главу Администрации президента Сергея Левочкина и других чиновников, уволившихся «по собственному желанию» во время протестов. А вот, к примеру, премьер-министр Николай Азаров тоже подал в отставку в период Майдана, однако для него закон не делает исключения, прямым текстом указав «виновен!».

Еще одним последствием закона станет окончательный демонтаж судебной и правоохранительной системы. Согласно закону, под «зачистку» попадают рядовые и руководящие судьи и милиционеры, «беркутовцы» и солдаты внутренних войск. Причем, не только те, чья вина в нанесении ущерба жизни и здоровью участникам протестов на Майдане доказана. «Очищение» распространяется на всех, кто принимал участие в задержании демонстрантов и митингующих за весь период пребывания Януковича и Партии регионов у власти с 2010 по 2014 годы. А также на сотрудников прокуратуры и следователей, чиновников и служащих местных советов, «которые любыми действиями или бездеятельностью пытались помешать или помешали реализации конституционного права граждан Украины собираться мирно и проводить собрания, митинги, походы и демонстрации в период с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года включительно». Правда, здесь доказать вину каждого конкретного обвиняемого потребуется в судебном порядке.

И, наконец, стоит четко различать нынешние реалии Украины, и в первую очередь разницу между законами и их воплощением на практике. К примеру, если строго следовать букве закона, то в список лиц, подлежащих люстрации, попадают и нынешний президент Петр Порошенко (министр экономики в правительстве Николая Азарова с марта по декабрь 2010 года), и глава Верховной Рады Александр Турчинов (секретарь райкома комсомола, а затем завотделом агитации и пропаганды Днепропетровского областного комитета ВЛКСМ с 1987 по 1990 годы). И народный депутат и №1 партии «Сильная Украина» Сергей Тигипко (экс-вице-премьер в правительстве все того же Азарова с 2010 по 2012 годы, в 1989 году – первый секретарь Днепропетровского областного комитета комсомола), и активная русофобка Ирина Фарион (в конце 80-х – пламенная коммунистка, член партбюро факультета Львовского университета), и многие другие.

Правда, сразу же вслед за принятием закона, спикер Верховной Рады Александр Турчинов собрал брифинг, где заявил, что требование о люстрации не распространяется на Петра Порошенко и Юлию Тимошенко. «Те, кто избирается на должность путем всенародного голосования проходят люстрацию во время этого голосования, и они не являются субъектами этого закона. Он в первую очередь касается чиновников всех уровней, госслужащих, то есть это закон, который очищает властную вертикаль в Украине», - гласит его прямая цитата. Какие еще нужны свидетельства в пользу того, что первые лица Украины не позволят себя люстрировать? А передел должностей коснется только самых беззащитных из чиновников, кто не сможет пройти проверку, «мотивировав» проверяющие органы с помощью «благодарности».

Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

В Никарагуа свыше 40 лет с краткими пере­рывами на вершине власти находится революционер, испытан­ный в боях - Даниэль Ортега Сааведра. Он принимал активнейшее участие в свержении отрядами Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО) диктатуры Анастасио Сомоса Дебайло 19 июля 1979 года.

В самом начале октября страна забурлила. Поводом резкого обострения ситуации в Эквадоре, расположенном по обе стороны экватора, явилось решение властей отпустить цены на горючее, что привело к повышению стоимости жизни, в частности, проезда на общественном транспорте.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net