Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

24.11.2014 | Татьяна Становая

Либеральный разворот: вероятность и ограничители

В преддверии ежегодного послания Федеральному собранию РФ, оглашение которого намечено на 4 декабря, зарубежные и российские СМИ, со ссылкой на анонимные источники, пишут о готовящейся либерализации в экономической сфере. Косвенно это находит подтверждение в последних событиях: российский президент говорит о реформах во время встречи с министром экономического развития Алексеем Улюкаевым, который в последние месяцы нередко высказывался по политически значимым вопросам. А также смягчает риторику в отношении НКО, благожелательно принимает нового посла США. На этом фоне кажется уже симптоматичным и благоприятное разрешение конфликта вокруг радиостанции «Эхо Москвы». Однако даже если умеренная либерализация и имеет шансы на реализацию, то ей придется столкнуться с серьёзными внутренними ограничителями.

Разговоры о необходимости широкой либерализации ведутся в экспертном сообществе давно, сразу после избрания Владимира Путина президентом в 2012 году. Тогда кратковременный тренд на диалог с протестной, наиболее модернизированной частью общества, был очень быстро свернут. Кремль посчитал, что риски нарастания протеста сведены к минимуму, актуализировать свою повестку дня после выборов внесистемной оппозиции не удалось, массовость акций пошла на спад, а рейтинги партии власти и президента, напротив, потянулись вверх. Политические явления конца 2011 – начала 2012 годов были признаны «конъюнктурными», а не системными. Вслед за этим на протяжении года страна окунулась в мощную консервативную волну, «подкрутившую» опоры реставрированного путинского режима. Путин прекратил встречаться с системными либералами, вопросы о реформах выпали из повестки дня. Казалось, что вернувшаяся вместе с Путиным силовая и близкая к государству часть элиты нуждается во времени, чтобы восстановить утраченные при «медведевской оттепели» позиции. Консерватизм с его опорой на традиционные ценности и духовность, мораль и стабильность становились фактически официальной идеологией власти.

На конец 2013 года складывались все условия для долгосрочного инерционного сценария, который мог подпитываться относительно высокими мировыми ценами на нефть и гарантировать доминирование «охранителей» в системе власти и стабильную поддержку власти со стороны населения. Инерционный сценарий был сломлен украинским кризисом, лишившим Россию дешевых финансовых ресурсов, продвинутых западных технологий в сфере ТЭКа, иностранных инвестиций. Ситуация усугубилась после стремительной девальвации рубля и падения мировых цен на нефть. Россия, исключенная из G8, лишенная диалога с некогда прагматичными партнёрами из Старого света, осталась без традиционных союзников. Объективно перед руководством страны резко сузился выбор моделей управления. Растущий дефицит ресурсов в самом широком плане ставит Кремль перед необходимостью либо усиливать административное распределение со всеми вытекающими последствиями (регулирование цен, включение печатного станка и т.д. по советам Сергея Глазьева), либо пытаться проводить либерализацию в экономике (а, может быть, и в политике).

Большое внимание привлекла статья в Bloomberg, где издание, ссылаясь на свои источники внутри российской власти, сообщает о готовящейся либерализации экономической политики. По данным агентства, в середине октября Путин встретился с министром экономического развития Алексеем Улюкаевым, который обрисовал безрадостную картину в российской экономике и заявил о необходимости добиваться отмены западных санкций. Президент, в свою очередь, «потребовал подготовить предложения, как пережить десятилетие еще более обременительных санкций», говорится в статье (таким образом, Путин дал понять, что «потепления» в отношениях с Западом может не произойти и в длительной перспективе). Через некоторое время Путину были представлены два варианта действий, из которых президент, вопреки ожиданиям, выбрал сценарий «экономической либерализации», направленный «на ослабление финансового гнета коррупции на все российские предприятия», а не план развития, основанный на реализации новых мегапроектов. И якобы эти новации найдут свое отражение в готовящемся послании Федеральному собранию. Bloomberg делает выводы, что «экономический блок» власти взял верх над «силовым», и Путин склоняется к борьбе с коррупцией как мере подъема экономики, вместо бывших ранее у всех на слуху «мега-проектов», лоббируемых близкими к власти олигархами, такими, как братья Ротенберги или Геннадий Тимченко.

Подобная схема кажется в определённой степени упрощенной. Уже после встречи с экономическим блоком, Путин, например, высказывался в пользу выделения средств ФНБ «Роснефти». Средства понадобятся и «Газпрому» на строительство газопроводов в рамках соглашений, подписанных с Китаем. Кроме того, прессе стало известно о просьбе «Новатэка» выделить компании 150 млрд. долларов (причем именно в валюте). Таким образом, противопоставление курса на либерализацию и раздачи средств из ФНБ выглядит несколько ошибочным. Напротив, чем сильнее будет давление на ФНБ, тем активнее власти будут вынуждены задумываться о либеральных реформах, которые, в свою очередь, будут наталкиваться на сопротивление лоббистов, в том числе «силовых».

Тем не менее, условия для умеренного либерального тренда все-таки есть, и на это указывают несколько фактов последнего времени. Во-первых, возвращение внимания Путина к экономическим вопросам и возобновление консультаций с экономистами. Во-вторых, обращает на себя смягчение риторики президента, что было особенно заметно на встрече Путина с активом ОНФ. В своем вступительном слове он особое внимание уделил борьбе с коррупцией и допустил осторожный пересмотр майских указов. Обращает на себя внимание и нежелание Путина устраивать «разбор полетов». Учитывая весьма критичное выступление Александра Бречалова на форуме (он обвинил правительство в невыполнении 80% поручений Путина), президент пригласил членов правительства вместе посмотреть на ситуацию. «Нам нужна конечная цель, достижение конечной цели. Поэтому я ещё подумаю сам и с коллегами в Правительстве, предложу им самим подумать, так чтобы работа Народного фронта и соответствующих министерств и ведомств, чтобы эта работа была ещё более эффективной, чем то, что есть сейчас», - сказал Путин, добавив, что то, что не сделано, - «это нормально», огородив кабинет министров от всякого давления. Это особенно примечательно с учетом того, что правительство превратилось в «мальчиков для битья», причем, прежде всего, со стороны «охранителей» и «дирижистов». А его реальный политический вес в значительной степени просел. Путин также пресекал всякие попытки представителей ОНФ нападать на министерства, не считая лишь ситуации вокруг нежелания МЭР принять к сведению предложения ОНФ о регулировании электронных торгов.

В-третьих, смягчена и риторика Путина в отношении Запада. На том же форуме ОНФ Путин необычно дружелюбно отозвался о саммите G20 и его организаторе - Австралии, несмотря на свой досрочной отъезд и откровенное политическое давление на российского лидера со стороны глав западных государств. «Австралийские партнёры создали исключительно доброжелательную обстановку для работы, очень сердечную, я бы сказал, и располагающую к поиску решений, к решению проблем, перед которыми стоит мировая экономика, я Вас уверяю, говорю совершенно откровенно», - сказал Путин. «Воинствующие же заявления» он объяснил особенностями политической культуры Запада. NewYorkTimes также обратили внимание на доброжелательный тон Путина, когда он принимал верительные грамоты от иностранных послов, в числе которых находился и новый посол США Джон Теффт. «Россия готова к сотрудничеству с США на основе невмешательства во внутренние дела и равноправия», - сказал российский лидер, добавив, что Россия исходит из того, что «Россия и Соединенные Штаты Америки несут особую ответственность за поддержание международной безопасности и стабильности, за противодействие глобальным вызовам и угрозам». Правда, днем ранее Путин гораздо жестче высказался о роли США на форуме ОНФ, обвинив Вашингтон в стремлении «подчинить Россию своему влиянию и за ее счет решить свои проблемы».

В-четвертых, усиливаются слухи о возможных кадровых перестановках внутри власти. Слабое и неспособное к самостоятельной работе правительство Медведева все меньше отвечает сложившимся вызовам в области экономики и финансов. Логично предположить, что возвращение интереса Путина к экономике и его готовность предпринимать структурные действия в экономической и бюджетной сферах заставит его задуматься и о более эффективной, дееспособной команде управленцев. Даже если президент не станет менять премьера, он будет заинтересован в определенной реабилитации «системных либералов». Показательно, что появились слухи о возможном возвращении в правительство Алексея Кудрина. Сам Кудрин в своей статье в «Ведомостях» призвал власти повысить эффективность системы госуправления, улучшить систему доверия между властями, бизнесом и гражданами страны. Экс-министр финансов предложил целый ряд мер, которые могли бы улучшить экономическую ситуацию в стране: восстановить пенсионные накопления, предоставить дополнительные полномочия и финансы регионам, сделать реальные шаги к обеспечению равных прав на выборах, заморозить изменение налогов и ввести мораторий на их повышение и провести дерегулирование экономики. Он также раскритиковал энергетические компании за их претензии на средства ФНБ. «Когда энергетические компании просят помощь при цене на нефть в 80 долларов за баррель – это аномалия. Да, они теперь ограничены во внешнем финансировании, но нужно понимать, что в такой ситуации компании будут вынуждены работать как минимум несколько лет», – писал Кудрин.

В-пятых, очень осторожно можно говорить об определенных подвижках в сфере политического управления. Важным представляется разрешение конфликта вокруг «Эха Москвы»: Алексей Венедиктов сохранил свой пост, отстояв и ведущего Александра Плющева. Нельзя исключать, что без арбитража Кремля это вряд ли бы произошло. Неоднозначно выглядит и ситуация вокруг правозащитной организации «Мемориал». Уполномоченный по правам человека Элла Памфилова на встрече с Путиным поблагодарила президента за разрешение проблем «Мемориала»: Минюст требовал ликвидировать организацию за несоответствие Устава российскому законодательству. Верховный суд, который должен был рассматривать этот вопрос в ноябре, перенес заседание на декабрь, тем самым, позволив «Мемориалу» привести свои документы в соответствие с законом. За «Мемориал» заступил и лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов, что означает, что Кремль не устанавливал тут жестких рамок. Путин также согласился проработать вопрос о процедуре выведения НКО из списка «иностранных агентов». Минюст неожиданно снял свои претензии к НКО «Голос» и «Институт развития свободы информации» в связи с тем, что они своевременно направили почтой отчеты о финансировании.

Однако все эти сигналы свидетельствуют пока что не о либерализации, а лишь об ограничении репрессивной тенденции. Что же до либерализации (не только политической, но даже и экономической), то она имеет массу внутриполитических ограничителей. Прежде всего, это консерватизм наиболее влиятельных провластных элит, не готовых к конкуренции ни в экономической, ни в политической сферах. Да и сама власть сильно оторвана от модернизационных кругов, «продвинутой» части среднего класса, разочарованного консервативным трендом и отсутствием перспектив (да и сама эта «продвинутая» часть численно невелика, насчитывая лишь несколько процентов от всего населения России). Либерализация потребует дистанцирования Путина от его ближнего круга, который особенно нуждается сейчас в политической поддержке на фоне западных санкций. Существенными остаются и социально-политические риски: реформы могут усиливать раздражение населения ухудшением своего положения, а оживление оппозиции может привести к размыванию поддержки власти. Таким образом, путь к либерализации выглядит не менее опасным и трудным, чем дальнейшее инерционного закручивание гаек, особенно в условиях, когда Запад практически прекратил диалог с Россией, а процесс мирного урегулирования на Украине сыпется по всем направлениям. Однако Путин уже не раз удивлял неординарными шагами: когда от него ждали «жестких» действий, он выбирал более прагматичные и рациональные решения (например, после «Норд-Оста» он передал полный контроль над ситуацией в Чечне Ахмаду Кадырову, а не федеральным силовикам), нежели те, что диктуются эмоциями и страхами.

Татьяна Становая – руководитель Аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net