Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

15.05.2015 | Александр Ильин

Госдума на страже госбезопасности

В последние дни Государственная Дума вновь активизировала свои неустанные труды по жесткому ограничению деятельности политических и общественных организаций, не проявляющих достаточную лояльность власти. Казалось бы, весь последний год, отмеченный ура-патриотической консолидацией российского общества, организованная оппозиционная активность сведена практически к нулю. Но депутатам всё мерещатся миражи «цветных революций» и угрозы идеологических диверсий из-за кордона. Очередное обострение бдительности, возможно, связано, с быстрым приближением нового федерального электорального цикла. И раз уж совсем избавиться от неприятной необходимости идти на выборы пока невозможно, надо хотя бы максимально оградить себя от малейших рисков.

13 мая Госдума приняла во втором чтении неприметный законопроект, предусматривающий поправки в Гражданский кодекс и закон о политических партиях. Законопроект был внесен в начале апреля председателем Комитета по гражданскому и уголовному законодательству единороссом Павлом Крашенинниковым и в том же месяце прошел первое чтение. Теперь можно ждать скорого окончательного принятия нового закона. Смысл проекта в том, что он, во-первых, запрещает называться партиями любым юридическим лицам, кроме зарегистрированных политических партий, во-вторых, исключает возможность преобразования общественных движений в новые политические партии по упрощенной процедуре.

На первый взгляд, даже не понятно, ради чего огород городить. Но собеседники РБК на Охотном Ряду пояснили, что законодательная инициатива не позволит преобразоваться в партию движению «Открытая Россия» Михаила Ходорковского и вынудит переименоваться недавно лишенную Минюстом госрегистрации «Партию прогресса» Алексея Навального (а если она станет движением, то не сможет преобразоваться в партию). Один из источников РБК прямо сказал, что именно «Партии прогресса» адресована поправка о запрете юридическим лицам называться партиями, не имея регистрации в качестве политической партии. Понятно, что нововведение затронет и такие неподконтрольные власти незарегистрированные партии, как «Партия 5 декабря», Либертарианская и Пиратская партии.

Возможно, дополнительным стимулом для ускорения работы с законопроектом стало недавнее решение «Партии прогресса», РПР-ПАРНАС, «Партии 5 декабря» и ряда других оппозиционных партий создать «Демократическую коалицию» для активного участия в региональных и федеральных выборах с единым списком кандидатов. При этом единый список в рамках коалиции будет формироваться на базе РПР–ПАРНАС, но Алексей Навальный и его партийные соратники пока не собираются отказываться от самостоятельного существования своей политической структуры. Идею электоральной коалиции активно поддержало движение «Открытая Россия» Михаила Ходорковского.

И хотя «Открытая Россия» решительно открещивается от планов преобразования в политическую партию, это движение, финансируемое главным изгнанником страны, находится под пристальным вниманием думцев. Известный борец с крамолой, единоросс Александр Сидякин в конце апреля направил запрос в Минюст с просьбой выяснить, имеет ли общественное движение «Открытая Россия» отношение к одноименной общественной организации Михаила Ходорковского и подавало ли оно заявление о включении в реестр иностранных агентов. Но поскольку общественные движения по закону не обязаны создавать юридическое лицо и иметь госрегистрацию и не относятся к компетенции Минюста, ведомство переадресовало запрос Сидякина в Генпрокуратуру. Тем не менее, по информации «Ведомостей», в Комитете Госдумы по делам общественных объединений не исключают, что в законодательство придется внести поправки, вводящие уведомительный порядок создания общественных движений без юридического лица. Должен быть какой-то минимальный набор документов, которые они принимают при создании и уведомляют о своем существовании, пояснил собеседник газеты в Думе.

Наконец, 15 мая планируется принятие во втором чтении законопроекта, вводящего в российское законодательство понятие «иностранной или международной нежелательной организации». Законопроект был внесен в Госдуму в конце ноября 2014 года депутатами Александром Тарнавским («Справедливая Россия») и Антоном Ищенко (ЛДПР) и почти единогласно одобрен в первом чтении в январе, но после этого о нем некоторое время не было слышно. Уж слишком широко трактовали авторы проекта рамки «нежелательности». В первоначальной версии в «черный» список «нежелательных организаций» могли включаться организации, которые представляют «угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов граждан». В пояснительной записке авторы указывали, что реализация предложенных мер «повысит эффективность препятствования деятельности иностранных структур, представляющих угрозу безопасности государства, формирующих угрозы "цветных революций"». При этом в тексте законопроекта нигде не конкретизировалось, какие типы иностранных и международных организаций могут попасть в разряд нежелательных, т.е. в принципе к ним могли быть причислены и зарубежные бизнес-структуры.

И вот теперь законопроект слегка подкорректировали. 12 мая профильный Комитет по конституционному законодательству одобрил поправки ко второму чтению. Они несколько сузили критерии отнесения к «нежелательным»: в соответствующий реестр предлагается включать «иностранные или международные неправительственные организации», если они представляют угрозу основам конституционного строя, обороноспособности или безопасности государства. В остальном же концепция законопроекта осталась прежней. Видимо, учитывая, что процесс выявления «иностранных агентов» среди российских НКО из-за зависимости действий Минюста от судебных решений оказался замедленным, в данном случае законодатели решили вообще вынести суды за скобки. Решение о признании организации нежелательной, согласно законопроекту, принимается Генеральным прокурором или его заместителями по согласованию с МИДом. А на Минюст возлагается лишь ведение реестра таких организаций.

Попадание в реестр «нежелательных» повлечет за собой прекращение работы структурных подразделений организации в России, блокирование ее счетов и имущества, запрет на распространение издаваемых ею информационных материалов, в том числе через СМИ и в Интернете. Банки и другие финансовые организации будут обязаны отказывать в проведении операции с деньгами и иным имуществом, «одной из сторон которой» является нежелательная организация. Правительство должно будет установить порядок отчета финансовых организаций перед Росфинмониторингом о проделанной работе.

Въезд в Россию иностранцев, участвующих в деятельности нежелательных организаций, может быть запрещен. А для россиян предусматриваются поправки в Кодекс об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс. Гражданам, вовлеченным в деятельность нежелательной организации, будет грозить штраф от 5 до 15 тыс. рублей, должностным лицам – от 20 до 50 тыс., юридическим лицам – от 50 до 100 тыс. За «руководство деятельностью» нежелательной организации может грозить широкий спектр уголовных наказаний – от штрафа в 300-500 тыс. руб. до лишения свободы на срок от двух до шести лет. Такое же наказание предусматривается за участие в деятельности нежелательной организации, если оно зафиксировано больше двух раз за год.

Крайне расплывчатые критерии – «угроза основам конституционного строя, обороноспособности или безопасности государства» – и внесудебный порядок отнесения организаций к нежелательным дают поистине безбрежный простор для правоприменения. Естественно, первое, что приходит на ум, – это правозащитные организации, известные своей достаточно жесткой критикой положения с правами человека в России, вроде Amnesty International или Human Rights Watch. Вполне могут пострадать и российские представительства таких международных организаций, как исследователи коррупции Transparency International и борцы за охрану окружающей среды Greenpeace. Наконец, при большом желании под действие будущего закона можно подвести и зарубежные организации–доноры, которые помогают российским НКО, не получающим финансовой поддержки от государства.

Оппозиционеры прозвали Госдуму «взбесившимся принтером» уже давно, летом 2012 года. Но, как видно, бумаги и чернил всё ещё хватает. Федеральный парламент, утративший какие-либо признаки самостоятельного государственного института, методично, шаг за шагом, сужает возможности для политической конкуренции и независимой общественной деятельности.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net