Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

18.05.2015 | Иван Александров

Донбасс поднимает ставки

После создания в рамках трехсторонней контактной группы по Украине рабочих подгрупп, призванных работать над конкретными аспектами реализации «Минска-2», и достижения близости позиций России и США по ряду важных вопросов урегулирования в Донбассе, зафиксированной по итогам переговоров Джона Керри в Сочи, политические события, связанные с украинским кризисом, заметно ускорились. При этом инициативу выступления с новыми предложениями по устойчивому разрешению конфликта Москва предоставила самопровозглашенным республикам, а Киев был вынужден оперативно реагировать на произошедшее изменение ситуации.

Еще 11 мая полпреды ДНР и ЛНР на переговорах в Минске Денис Пушилин и Владислав Дейнего почти синхронно заявили, что их республики согласны на широкую автономию в составе Украины, но если Киев не будет выполнять Минские соглашения, то они будут вынуждены двигаться к полной независимости. 13 мая, на следующий день после визита госсекретаря США в Сочи, ДНР и ЛНР опубликовали свой совместный проект реформы конституции Украины и законопроект о местных выборах на контролируемых ими территориях. Документы были направлены главе конституционной комиссии Украины, спикеру Верховной рады Владимиру Гройсману и в трехстороннюю контактную группу.

Проект поправок в конституцию предусматривает включение в основной закон Украины специального раздела, закрепляющего особый правовой статус отдельных районов Донбасса. Особый статус обеспечивает право на создание отрядов народной милиции, подконтрольной местным властям, официальный статус русского языка, право на развитие самостоятельных трансграничных связей и другие права. Помимо этого, в документе содержатся поправки в статьи конституции Украины о судебной системе, о прокуратуре, о местном самоуправлении, об административно-территориальном устройстве страны. Проект предусматривает конституционное закрепление внеблокового статуса Украины.

Надо сказать, что содержащиеся в документе параметры особого статуса отдельных районов Донбасса в общем и целом совпадают с пунктами, зафиксированными в Комплексе мер по выполнению Минских соглашений, который был подписан 12 февраля. А вот то, что неподконтрольные Киеву территории будут вносить конституционные предложения, касающиеся всей страны, Минские договоренности не предполагают. В первую очередь, это, конечно, относится к положению о внеблоковом статусе Украины. Предложения ДНР и ЛНР, касающиеся особенностей проведения будущих местных выборов, в значительно большей степени противоречат содержанию Минских договоренностей. В законопроекте, правда, отмечается, что выборы местных глав и депутатов должны проводиться при соблюдении избирательных стандартов ОБСЕ и под мониторингом БДИПЧ, но это чисто декларативное заявление. В Комплексе мер по выполнению Минских соглашений четко оговорено, что вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках трехсторонней контактной группы, но проведены выборы должны быть в соответствии с украинским законодательством. А предложенный ДНР и ЛНР законопроект предусматривает «независимое формирование населением отдельных районов временных избирательных комиссий», которые будут самостоятельно организовывать и проводить выборы. При этом партиям, избирательным блокам и другим политическим формированиям, «представители которых принимали участие во введении режима АТО, экономической блокады», участие в выборах и процессе выдвижения кандидатов законопроектом не разрешено. Также к освещению избирательной кампании не допускаются СМИ, «разжигающие гражданскую рознь и распространяющие заведомо недостоверную информацию о положении в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Другими словами, выборы должны пройти без участия украинских политических сил и их информационного влияния.

Кроме того, законопроект предусматривает ряд условий проведения выборов, которые в принципе не противоречат Минским договоренностям, но последовательность выполнения которых рассматривается Киевом совсем иначе. Это прекращение АТО на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей, снятие экономической блокады этих районов, освобождение от уголовной, административной ответственности и наказания лиц – участников событий на территории отдельных районов, а также введение в действие закона Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей».

Понятно, что в полном объеме и конституционные, и электоральные инициативы самопровозглашенных республик, предложенные к началу работы подгруппы по политическим вопросам в рамках трехсторонней контактной группы, не приемлемы для Киева и западных участников «нормандского формата». Это, скорее, обозначение максимально завышенной переговорной позиции, от которой можно постепенно отступать в ходе жесткого торга. Однако первоначальную реакцию официального Киева на предложения ДНР и ЛНР трудно назвать адекватной. Под каким углом зрения ни смотреть на февральские Минские договоренности, невозможно отрицать, что они предусматривают политическое урегулирование конфликта в Донбассе за счет предоставления «отдельным районам Донецкой и Луганской областей» определенной степени автономии, причем эта степень должна быть согласована с представителями неподконтрольных территорий и отражена в законодательстве. А киевские политики пока отказываются признавать даже возможность какой-либо автономии.

Так, лидер «Блока Петра Порошенко» в Верховной раде Юрий Луценко заявил: «Донбасс является неотъемлемой частью Украины. И никакого особенного, от всей остальной Украины, статуса он не должен получить». Такую же позицию выразил секретарь СНБО Александр Турчинов: «На правах автономии мы готовы вернуть в состав Украины только Кубань. Все остальные территории, входящие в состав Украины сейчас и признанные украинским и мировым сообществом, имеют и будут иметь права такие же, как и все остальные регионы Украины согласно действующей конституции Украины». Такого рода заявления открыто противоречат смыслу Минских договоренностей.

Президент Петр Порошенко пока инициативы самопровозглашенных республик прямо не комментировал. 13 мая он уехал в Германию, где встречался с канцлером Ангелой Меркель, президентом Франции Франсуа Олландом и первыми лицами Евросоюза. Перед визитом он заявил: «Наша ключевая задача – обеспечить единство Евросоюза и обеспечить солидарность с Украиной». Украинские эксперты отмечали, что Порошенко обеспокоен ходом и итогами переговоров Джона Керри с Владимиром Путиным и стремится убедить европейских лидеров, что предложения ЛНР и ДНР – это не реальная мирная инициатива, а ширма, за которой скрывается постоянная дестабилизация Украины. В беседе с президентом Европейского совета Дональдом Туском Порошенко подчеркнул, что «Украина нуждается в большей координации действий в вопросах мирного урегулирования и выполнения Минских договоренностей между ЕС и США».

Однако пока, похоже, обнадеживающих заверений со стороны Европы он не получил. Меркель и Олланд, судя по всему, стремятся к устойчивому миру в Донбассе даже за счет серьезных уступок лидерам самопровозглашенных республик. А госсекретарь США Джон Керри на встрече глав МИД стран НАТО в Анталье заявил, что настал «критический момент», когда Россия и «пророссийские сепаратисты» должны «вместе сесть за стол переговоров с украинским руководством», т.е. прямо признал необходимость участия представителей Донецка и Луганска в переговорах по урегулированию.

В это же время из России послышался достаточно заметный голос в поддержку предложений самопровозглашенных республик. Глава комитета по международным делам Совета Федерации Константин Косачев 14 мая на сайте верхней палаты опубликовал свой комментарий под заголовком «Кто на самом деле готовит Донбассу судьбу Крыма?» Косачев подчеркнул, что если Украина хочет сохранить Донбасс в своем составе, она должна отнестись к нему как к особому региону, «в том числе с учетом тех жертв, которые он понес в результате АТО, оказавшейся войной со своим народом». Предложения властей ДНР и ЛНР, с точки зрения сенатора, «свидетельствует об их готовности договариваться несмотря ни на что». Слова председателя комитета Совфеда обратили на себя внимание в Киеве. «Газета.ру» привела мнение авторитетного украинского политолога Владимира Фесенко, который считает, что заявление Косачева – часть игры Москвы, направленной на реализацию сценария, по которому две сепаратистские республики сохраняют самостоятельность, но при этом будут находиться на содержании Киева.

Так или нет, но в ближайшее время официальному Киеву придется подготовить и озвучить свой ответ на быстро происходящие подвижки вокруг ситуации с украинским кризисом. Думается, этот ответ будет вырабатываться в условиях острой борьбы внутри украинского руководства. Решительная, даже воинственная риторика президента Петра Порошенко в последние дни надолго не может скрыть его серьезных противоречий с командой Яценюка–Турчинова, которые гораздо менее готовы идти на реальные уступки в переговорном процессе.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net