Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

03.09.2001 | Алексей Макаркин

Учебник без беспредела

Российские власти озаботились проблемой качества школьных учебников по новейшей российской истории. Кажется, впервые эта проблема обсуждалась на заседании правительства. По словам Михаила Касьянова, в школьных учебниках до сих пор встречаются такие понятия как "рабочий класс" и "трудовая интеллигенция", а также и некоторые нововведения - типа "уголовного беспредела". Все это напоминает скорее "Совраску", чем книгу для российского юношества. В результате предполагается провести конкурс на лучший учебник отечественной новейшей истории.

Интерес правительства к учебникам истории вызывает двоякие чувства. С одной стороны, приятно. Раньше учебниками истории интересовались разве что коммунисты и другие левые. Несколько лет назад администрации и законодательные собрания целого ряда регионов устроили настоящее гонение на авторский учебник саратовского профессора Кредера. В результате он не был рекомендован к употреблению в школах Тульской, Ульяновской, Воронежской, Смоленской и даже "некоммунистической" Вологодской областей (в последней на мнение законодателей оказала решающую роль позиция местных писателей-почвенников). Учебник (кстати, один из лучших в стране) подвергся остракизму за ярко выраженный "западнический" подход к освещению современной истории. Дело доходило до полного маразма. Так, один из критиков Кредера обвинил историка в симпатиях к Маргарет Тэтчер, а завершил свою многостраничную статью призывом отправить автора (и заодно рекомендовавших книгу чиновников Минобразования) куда-нибудь в район Колымы.

В то же время слегка видоизмененные с брежневских времен учебники находились вне зоны критики. Многие традиционные авторы этих пособий просто не умеют изъясняться на языке демократического общества. Правительству все 90-е годы было не до них - оно то делило собственность, то боролось с инфляцией, то искало деньги на очередную войну или реконструкцию в Чечне. И вот теперь дошли руки до учебников - благо тема образования поднималась и на последнем заседании Госсовета под председательством президента.

Действительно, учебники призваны формировать умонастроения граждан страны. В данном случае, демократического российского государства. Понятно, что стереотипы, доставшиеся в наследство от государства с совершенно иным государственным строем, выполнять эту функцию не способны по определению. Поэтому вряд ли министерство образования может рекомендовать к употреблению в государственных (подчеркнем это слово) школах учебники с "красной" фразеологией, которая не соответствует не только политическому курсу власти (в конце концов, правительства приходят и уходят), но и нормам, зафиксированном в основном законе страны - Конституции.

Точно так же сомнительно внедрение в обязательную программу государственных школ учебной литературы, проповедующей "самодержавие, православие, народность" (в последние годы появилась и такая). Другое дело частные учебные заведения. Если педсовет православной гимназии решит, что светский "минобразовательный" учебник ей не подходит, то он имеет полное право разрешить учить детей по другим учебникам. Если свою школу захотят открыть сторонники левой идеологии, то они могут рассказывать детям о преимуществах советской власти. Правда, при этом родители и учителя должны помнить, что приемные экзамены в государственные вузы принимаются все же по учебникам, рекомендованным министерством. И делать соответствующие выводы.

Однако опасения вызывает другая сторона медали. А именно желание создать "образцовый" учебник. Вспомним, что в советские годы вся страна училась по единым учебникам, и только в последнее десятилетие в России существует плюрализм учебной литературы. Отказ от такого плюрализма (который сам по себе является важным достижением отечественной демократии) был бы существенной ошибкой.

Казалось бы, тезис противоречит предыдущим. На самом деле это не так. Просто задачей Минобразования должно стать более четкое определение критериев для учебной литературы, рекомендованной государственным средним школам. Чтобы в ней не было ни "советских", ни "досоветских" архаизмов. При этом необходимо не ограничивать, а даже поощрять творчество ученых-историков по подготовке учебной литературы, достойной демократического общества. В противном случае мы можем получить новую унифицированную "обязаловку" для педагогов и учеников.

Проблема учебников - это лишь часть общей проблемы российского образования. Можно написать самый лучший учебник по новейшей российской истории, но если детей при этом будет учить голодный и озлобленный педагог, при этом после окончания еще в советские годы пединститута толком не читавший даже литературу по специальности, то позитивный эффект от творчества историков будет смазан. Однако это уже другая тема, связанная не с идеологией, а с возможностями далеко не самого богатого российского бюджета.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net