Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

22.05.2001 | Дмитрий Орлов

Принуждение к компромиссу

Правительство наконец определилось с тем, как должна реформироваться российская электроэнергетика. Зерно этих реформ было посеяно младореформаторами еще в далеком 1997-м, проросло первыми вариантами реструктуризации РАО "ЕЭС России" год назад и дало первые всходы в конце минувшей недели. Министр экономического развития и торговли Герман Греф, главный правительственный идеолог реструктуризации, считает: одобрив "Основные направления реформирования электроэнергетики", кабинет выбрал "плавный, непротиворечивый и подконтрольный государству путь", "выжимку" из всех представленных мнений. С этой характеристикой Грефа согласны большинство наблюдателей: дальнейшая дискуссия новых точек зрения действительно уже не выявила бы. Месяц - именно такой срок есть у правительства, менеджмента РАО, президентской администрации, рабочей группы Госсовета (ее возглавляет Виктор Кресс) для окончательной доработки этого документа. Тогда его подпишет премьер, и корабль реструктуризации поплывет по воле волн.

8-10 лет - а именно столько займут преобразования - срок вполне достаточный. На первом этапе (до 2004 года) они будут происходить в рамках РАО "ЕЭС России". Столь длительный подготовительный этап, на котором настояла рабочая группа Госсовета, - это, по мнению Анатолия Чубайса, "опасно, но лучше, чем бесплодная дискуссия о реформе". Слова главы РАО "ЕЭС России" об опасности вполне подтверждаются выводами компании Arthur Andersen, напророчившей российской энергетике серьезный кризис в отсутствие реформ.

Из корпорации будут постепенно выделены непосредственно контролируемые государством Федеральная сетевая и Федеральная диспетчерская компании (ФСК и ФДК), которые составят новую систему транспортировки и распределения энергии. Кроме того, государство возьмет под свой контроль местные магистральные сети. Как заверяет министр экономического развития и торговли, процесс отъема региональных сетей пройдет "исключительно рыночными методами - через выкуп или обмен". Так правительство собирается сохранить в своих руках сети и диспетчерские - естественную монополию. Генерирующие и сбытовые компании будут самостоятельными участниками рынка. При этом права всех нынешних собственников декларируются неизменными, хотя и до сих пор неясно, чем правительство собирается компенсировать переход местных сетей под федеральную длань. Это, пожалуй, наиболее уязвимый фрагмент утвержденной кабинетом концепции.

Экономический советник президента Андрей Илларионов недалек от истины, когда заявляет о том, что утвержденный правительством проект реформы отражает интересы par excellence менеджмента РАО "ЕЭС России". В аппаратной борьбе за реструктуризацию позиции самого Илларионова, главы президентской администрации Александра Волошина и рабочей группы Госсовета оказались слабее солидарного напора Чубайса, Грефа и примкнувшего к ним премьера Касьянова. Однако сила высшего менеджмента РАО "ЕЭС России" и Минэкономразвития превратилась бы в ничто, если бы эти игроки не приняли - и не сделали своей -- логику сохранения жесткого государственного контроля над отраслью. Логику, против которой де факто выступили при поддержке президентской администрации региональные бароны.

Ведь что такое вертикально интегрированные компании (ВИКи), создание которых столь агрессивно лоббировали рабочая группа Виктора Кресса и президентская администрация? Это вещь в себе. В смысле - в своем региональном доме. Основу ВИКов должны были составить региональные АО-энерго, в их сегодняшнем виде или укрупненные. Они выделялись бы из РАО "ЕЭС России" по мере готовности к такому выделению.

Сегодня государство владеет 52% уставного капитала РАО "ЕЭС России", а само РАО - своими "дочками", АО-энерго. Госконтроль гарантируется во всей системе. Если принять принцип пропорционального сохранения собственности в энергетике, то в результате так называемого "зеркального обмена" акций РАО на акции выделяемых ВИКов государство вынужденно становилось бы в них миноритарным акционером. А бал правили бы местные администрации и финансово-промышленные группы. И это при том, что местные вертикально интегрированные компании контролировали бы и производство, и сбыт электроэнергии, и местные магистральные сети. По существу ВИКи - классическая схема "сброса пассивов" на руки государства после приватизации региональными властными, промышленными и финансовыми элитами дешевой (и относительно высокодоходной) генерации энергии. Для единого российского рынка электроэнергии их господство было бы поистине разрушительным - в стране образовалось бы несколько десятков вполне закрытых региональных рынков. Впрочем, создание ВИКов формально не запрещено и в принятом документе, хотя при контроле государства над транспортировкой энергии в регионах оно теряет экономический смысл.

Если "Основные направления..." - это все же компромисс, то не паллиатив. При всей широте высказывавшихся мнений документ стал не итогом согласований в режиме "с миру по нитке", а следствием откровенного принуждения к компромиссу. Принуждения, основанного на идее сохранения государственного контроля над естественно-монопольной составляющей отрасли. В российской энергетике такой госконтроль прежде всего гарантирует единство рынка. Впрочем, все еще может измениться: месяц - срок большой, особенно если учесть заданный президентом правительству "майский фактор".

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net