Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

18 декабря в публичном пространстве появилась информация о прошедших обысках в доме Михаила Гуцериева и связанных с ним компаниях. При этом представитель группы «Сафмар» опроверг информацию об обысках: «Все компании группы «Сафмар» и ее руководитель Гуцериев работают в штатном режиме». Сам Гуцериев в интервью РЕН ТВ назвал сведения об обысках провокацией.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

22.05.2001 | Дмитрий Орлов

Принуждение к компромиссу

Правительство наконец определилось с тем, как должна реформироваться российская электроэнергетика. Зерно этих реформ было посеяно младореформаторами еще в далеком 1997-м, проросло первыми вариантами реструктуризации РАО "ЕЭС России" год назад и дало первые всходы в конце минувшей недели. Министр экономического развития и торговли Герман Греф, главный правительственный идеолог реструктуризации, считает: одобрив "Основные направления реформирования электроэнергетики", кабинет выбрал "плавный, непротиворечивый и подконтрольный государству путь", "выжимку" из всех представленных мнений. С этой характеристикой Грефа согласны большинство наблюдателей: дальнейшая дискуссия новых точек зрения действительно уже не выявила бы. Месяц - именно такой срок есть у правительства, менеджмента РАО, президентской администрации, рабочей группы Госсовета (ее возглавляет Виктор Кресс) для окончательной доработки этого документа. Тогда его подпишет премьер, и корабль реструктуризации поплывет по воле волн.

8-10 лет - а именно столько займут преобразования - срок вполне достаточный. На первом этапе (до 2004 года) они будут происходить в рамках РАО "ЕЭС России". Столь длительный подготовительный этап, на котором настояла рабочая группа Госсовета, - это, по мнению Анатолия Чубайса, "опасно, но лучше, чем бесплодная дискуссия о реформе". Слова главы РАО "ЕЭС России" об опасности вполне подтверждаются выводами компании Arthur Andersen, напророчившей российской энергетике серьезный кризис в отсутствие реформ.

Из корпорации будут постепенно выделены непосредственно контролируемые государством Федеральная сетевая и Федеральная диспетчерская компании (ФСК и ФДК), которые составят новую систему транспортировки и распределения энергии. Кроме того, государство возьмет под свой контроль местные магистральные сети. Как заверяет министр экономического развития и торговли, процесс отъема региональных сетей пройдет "исключительно рыночными методами - через выкуп или обмен". Так правительство собирается сохранить в своих руках сети и диспетчерские - естественную монополию. Генерирующие и сбытовые компании будут самостоятельными участниками рынка. При этом права всех нынешних собственников декларируются неизменными, хотя и до сих пор неясно, чем правительство собирается компенсировать переход местных сетей под федеральную длань. Это, пожалуй, наиболее уязвимый фрагмент утвержденной кабинетом концепции.

Экономический советник президента Андрей Илларионов недалек от истины, когда заявляет о том, что утвержденный правительством проект реформы отражает интересы par excellence менеджмента РАО "ЕЭС России". В аппаратной борьбе за реструктуризацию позиции самого Илларионова, главы президентской администрации Александра Волошина и рабочей группы Госсовета оказались слабее солидарного напора Чубайса, Грефа и примкнувшего к ним премьера Касьянова. Однако сила высшего менеджмента РАО "ЕЭС России" и Минэкономразвития превратилась бы в ничто, если бы эти игроки не приняли - и не сделали своей -- логику сохранения жесткого государственного контроля над отраслью. Логику, против которой де факто выступили при поддержке президентской администрации региональные бароны.

Ведь что такое вертикально интегрированные компании (ВИКи), создание которых столь агрессивно лоббировали рабочая группа Виктора Кресса и президентская администрация? Это вещь в себе. В смысле - в своем региональном доме. Основу ВИКов должны были составить региональные АО-энерго, в их сегодняшнем виде или укрупненные. Они выделялись бы из РАО "ЕЭС России" по мере готовности к такому выделению.

Сегодня государство владеет 52% уставного капитала РАО "ЕЭС России", а само РАО - своими "дочками", АО-энерго. Госконтроль гарантируется во всей системе. Если принять принцип пропорционального сохранения собственности в энергетике, то в результате так называемого "зеркального обмена" акций РАО на акции выделяемых ВИКов государство вынужденно становилось бы в них миноритарным акционером. А бал правили бы местные администрации и финансово-промышленные группы. И это при том, что местные вертикально интегрированные компании контролировали бы и производство, и сбыт электроэнергии, и местные магистральные сети. По существу ВИКи - классическая схема "сброса пассивов" на руки государства после приватизации региональными властными, промышленными и финансовыми элитами дешевой (и относительно высокодоходной) генерации энергии. Для единого российского рынка электроэнергии их господство было бы поистине разрушительным - в стране образовалось бы несколько десятков вполне закрытых региональных рынков. Впрочем, создание ВИКов формально не запрещено и в принятом документе, хотя при контроле государства над транспортировкой энергии в регионах оно теряет экономический смысл.

Если "Основные направления..." - это все же компромисс, то не паллиатив. При всей широте высказывавшихся мнений документ стал не итогом согласований в режиме "с миру по нитке", а следствием откровенного принуждения к компромиссу. Принуждения, основанного на идее сохранения государственного контроля над естественно-монопольной составляющей отрасли. В российской энергетике такой госконтроль прежде всего гарантирует единство рынка. Впрочем, все еще может измениться: месяц - срок большой, особенно если учесть заданный президентом правительству "майский фактор".

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

В Никарагуа свыше 40 лет с краткими пере­рывами на вершине власти находится революционер, испытан­ный в боях - Даниэль Ортега Сааведра. Он принимал активнейшее участие в свержении отрядами Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО) диктатуры Анастасио Сомоса Дебайло 19 июля 1979 года.

В самом начале октября страна забурлила. Поводом резкого обострения ситуации в Эквадоре, расположенном по обе стороны экватора, явилось решение властей отпустить цены на горючее, что привело к повышению стоимости жизни, в частности, проезда на общественном транспорте.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net