Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

20.10.2005 | Татьяна Становая

РСПП МЕНЯЕТ СТРАТЕГИЮ

Вчера состоялось очередное заседание бюро Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) под руководством нового главы РСПП Александра Шохина. Выяснилось, что теперь позиция РСПП может заметно откорректироваться, что в свою очередь способно оказать влияние на налоговую политику, а также расстановку сил в правительстве. Теперь либералам в кабинете министров будет сложнее апеллировать к бизнесу для защиты своих представлений об экономической политике. Главный вопрос для предпринимателей сегодня - налоговый. Напомним, что весь этот год правительство и представители РСПП пытались придти к единому видению не только уровня ставок важнейших налогов (прежде всего, речь идет об НДС), но и путей решения проблем налогового администрирования.

Начало этому диалогу положил председатель правительства РФ Михаил Фрадков, который в конце 2004 года предложил снизить НДС до 13%, компенсировав выпадающие доходы бюджета за счет средств стабилизационного фонда. Понятно, что это вызвало недовольство со стороны министра финансов РФ Алексея Кудрина. Его поддержал и другой министр экономического блока - Герман Греф. В процессе спора Фрадков и Кудрин активно апеллировали к бизнес-сообществу: Фрадков уповал на его поддержку в деле снижения НДС, а Кудрин обещал бизнесменам упрощение налогового администрирования.

Закончилось все победой Алексея Кудрина. Он сумел отстоять стабфонд: теперь речь о снижении НДС до 13% может идти только после 2007 года, и это уже признал Михаил Фрадков. Однако бизнес, который должен был разделить с Кудриным радость победы, оказался разочарованным: принятые поправки в налоговое законодательство оказались далеки от желаемых. Например, бизнес так не сумел добиться наиболее принципиального для себя запрета на проведение повторных проверок: они все же могут иметь место в порядке контроля вышестоящей инстанции. А ведь именно повторные проверки стали основой для начисления губительных для компании ЮКОС налоговых долгов.

Теперь позиция крупного бизнеса будет заметно откорректирована, что связано как с разочарованием в обещанном упорядочивании налогового администрирования, так и с приходом нового главы РСПП. Шохин, известный своей лояльностью Кремлю, провел пресс-конференцию, на которой озвучил новые приоритеты организации.

В налоговой сфере, по мнению Александра Шохина, надо жестко ставить вопрос о снижении НДС. Правда, при этом он оговорился, что говорить об этом надо не ранее 2008 года. В марте этого года Шохин, напротив, отмечал, что бизнес-организации отстаивают идею не снижения НДС, а скорее механизма нейтрализации этого налога, а также упорядочивания взимания налога на прибыль. В то же время он признал, что тема налогового администрирования не снимается с повестки дня и остается для РСПП "приоритетом номер один". Ведь снижение ставок, по его мнению, правительство может компенсировать ужесточением налогового администрирования и увеличением штрафных санкций. Шохин также сообщил, что предложил министру финансов Алексею Кудрину продолжить работу совместной рабочей группы по налогам и налоговому администрированию.

В целом же пресс-конференция Александра Шохина подтвердила, что РСПП будет не столько лоббистом интересов бизнеса и даже не столько посредником, сколько "партнером власти". По мнению Шохина, это может выражаться в том, что "государство будет входить в компании, в том числе и нефтегазовые, временно, объявляя общую стратегию работы и последующего выхода из нее". По его мнению, "бизнес воспримет это нормально. Это не является усилением госвмешательства в экономику. Главное, чтобы чиновник не получал возможности усиления собственного влияния", - прояснил новый президент РСПП.

Таким образом, коренным образом меняется стратегия РСПП. До последнего времени торг с правительством шел в рамках "сделки": отказ от лоббирования снижения налоговых ставок в обмен на упорядочивание налогового администрирования со стороны государства. Иными словами, бизнес готов был платить больше, чем это могло бы быть при снижении ставок, в обмен на большую защиту от использования налоговых органов в целях "государственного рэкета" или политического давления. Теперь же РСПП хочет добиваться снижения налоговых ставок, то есть получить хоть какую-то выгоду, одновременно отказываясь от жесткой (часто политической) позиции в отношении работы налоговых ведомств. Если раньше приоритетом для бизнеса были четкие правила игры и гарантии от произвола чиновников, то сейчас он хочет добровольно пустить государственных представителей в свой бизнес, чтобы сделать отношения более тесными и менее противоречивыми. В то же время очевидно, что это противоречит реальным потребностям бизнеса, объективно заинтересованного в минимизации государственного участия в экономике.

Компенсировать снижение лоббистского потенциала РСПП Шохин намерен путем увеличения роли организации. "В качестве главного приоритета у РСПП выступает защита интересов всего бизнеса. Но мы не ставим задачи поглотить все бизнес-объединения и стать единым представителем бизнеса", - заявил он. Однако РСПП претендует на то, чтобы быть безальтернативным центром обсуждения с властью основных направлений государственной политики. Судя по всему, Шохин рассчитывает на то, что другие предпринимательские организации - ОПОРа и "Деловая Россия" - в наиболее важных, политических вопросах, консультировались с РСПП, которая в свою очередь должна будет вырабатывать уже единое мнение всего бизнес-сообщества. Так, по словам Шохина, "в ближайшее время РСПП сформулирует позиции по приоритетным национальным проектам, и затем мы хотим обсудить это с президентом".

РСПП при Александре Шохине станет гораздо более конструктивной с точки зрения интересов власти. Бизнес и дальше будет требовать упрощения налогового администрирования и снижения налогов. Но политическая составляющая в критике работы налоговиков приобретет более латентный характер. Сама же РСПП может стать публично более "социально ответственной" организацией и лояльной к дирижистским тенденциям в экономической политике.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net