Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

В США состоялись промежуточные выборы. Исход голосования, в отличие от 2016 года, совпал с прогнозами социологов. Демократы завоевали большинство в Палате представителей, а республиканцы сумели сохранить и даже усилить большинство в Сенате.

Бизнес, несмотря ни на что

28 ноября на совещании у президента Владимира Путина с правительством обсуждались частные инвестиции в национальные проекты. Основными докладчиками выступили министр финансов Антон Силуанов и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Совещание прошло полностью в открытом режиме, хотя традиционно встречи президента с правительством делятся на открытую и закрытую части, а большинство вопросов рассматривается именно в закрытом режиме.

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Интервью

30.12.2005

2005-Й: ИТОГИ

О главных событиях, определивших политическое лицо 2005 года; о его итогах; о том, с чем страна встречает Новый год, «Политком.Ру» рассказывают Денис Драгунский, Сергей Марков, Иосиф Дискин, Глеб Павловский, Борис Кагарлицкий, Игорь Яковлев.

Денис Драгунский, научный руководитель РНИ "Общественный договор»:

Политические итоги года очень сумбурны. Как и весь год. Потому что, к сожалению, уровень мелочности, необдуманности, невысокого полета популизма и безнаказанности доходил в уходящем году до критических отметок. Особенно печальным в этой связи было решение Конституционного суда (и оно же, на мой взгляд, было главным символическим событием года) о выборности губернаторов. И не потому что мне так уж важно выбирать губернаторов, а потому, что очень неприятно, когда в глаза черное называется белым. Получилось, что такой уважаемый орган, как Конституционный суд, плюнул в лицо обществу.

Малоприятное у меня осталось впечатление и от нашей внешней политики. Мне показалось, что это были бесконечные попытки скорешиться с теми странами, с которыми обычно никто не дружит. Заигрывание с фундаменталистами, безответственные союзы и договоры - все это выглядит как навязчивое желание отказаться от своей европейской судьбы.

У России есть единственная страна, которая представляет потенциальную угрозу. Это Китай. И именно с ней у нас самые прекрасные отношения. Что не может не огорчать. То есть огорчает, конечно, не сам факт хороших отношений. То, что они не конфликтные - это только хорошо. Но нельзя усиливать страну, которая представляет реальную опасность.

В общем и целом итоги года не вызывают большой радости и счастья.

Сергей Марков, директор Института политических исследований:

Год был достаточно спокойным, и он во многом продолжал предыдущий. Я думаю, что его в этом смысле так же продолжит следующий.

Важнейшее событие - монетизация льгот, которая показала низкое качество политической системы, принимающей несбалансированные решения в важнейшей области. А тот факт, что противники закона не смогли воспользоваться обычными демократическими процедурами и были вынуждены выйти на улицы, показал хрупкость социального мира. И это подняло с самого начала года вопрос о построении социального государства, где будут думать не только о богатых.

Второе - цепь событий, связанных с «цветными революциями». Их призрак бродил по постсоветскому пространству и стал причиной многих событий и решений этого года. И Общественная палата, и «Наши», и закон об НКО - все это следствия оранжевого призрака, или его боязни.

Третье, что бы мне хотелось отметить, касается ситуации с терроризмом. Вернее, борьбы с ним. Россия может в этом году похвастаться успехом - теракт в Нальчике можно назвать неудавшимся. По крайней мере, таких трагедий, которые случались в прошлые годы, в этом году удалось избежать.

Если говорить о партийной жизни, то главным в этом году было то, что «Единая Россия» смогла усилить свои позиции и в то же самое время и на левом, и на правом фланге продолжались склоки. В этом смысле старым партиям не удалось избежать наследия 90-х годов.

Во внешней политике важнейшим было продолжение кризиса политики США а Ираке и кризис Евросоюза.

Что касается прогнозов на 2006 год, думаю, нас ждут серьезные кризисы в отношениях с Украиной и кризис в связи с выборами в Белоруссии.

Иосиф Дискин, сопредседатель Совета по национальной стратегии:

Я считаю, что этот год был хоть и не успешный, но удачный. То есть достижения возникли в результате не усилий власти, а сложившихся обстоятельств. То социальное напряжение, с которого начался год, в апреле рассосалось.

Второе, что хотелось бы отметить. Это был год, когда заработала система нового порядка назначения губернаторского корпуса, но не было качественного изменения этого корпуса. Оправданием новой схемы является разрушение феодальных губернаторских анклавов. Однако ни в одном из них не было сменено руководство.

Среди хорошего я бы выделил стабильность, которая защищала граждан от неприятных неожиданностей. Она, опять же, она не превратилась в стабильность как в предпосылку развития, но этот год в некотором смысле был годом реинкарнации президентства. Вернулись надежды населения на лучшее будущее. Если несколько лет рейтинг Путина съезжал, то в этом году он снова взметнулся вверх.

В этом смысле очень важным моментом был инцидент в Нальчике, вернее, его итог. То, что властям достаточно успешно удалось сломать планы террористов, дало ощущение защиты, которую обеспечивает государство.

У бизнеса ушли из памяти страхи о деприватизации, что сказалось к концу года на очень высоких темпах экономического роста.

К концу года эти позитивные движения выразились в президентских национальных проектах.

Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики:

Благополучный был год, в этом трудность. Опыт 2005 года - это неожиданный для большинства опыт нормального хода жизни. Жизни, когда внутренней новостью становятся не катастрофы, а разводы кинозвезд. А мы-то ждали потрясений, особенно после катастроф на Украине, в Киргизии... Катастрофы бодрят нас, заводят, они ожидаемее и привычней. Но в прошедшем году катастрофы происходили на Западе, от Лондона и Парижа до Нового Орлеана. Глобальный мир становится все более рискованным, и русский опыт - опыт выживания - приобретает новую ценность. В перспективе даже рыночную ценность. А русское общество в 2005-м получило мирную передышку, быть может, последнюю перед назревающей в мире войной. Пора использовать ее для политического самообучения.

Политическая новинка российского 2005 года - попытки Кремля работать с реальными интересами и начало реальной работы на будущее. Пароль первого - «монетизация», второго - «национальные проекты». Еще с весны администрация взяла курс на монетизацию отношений с правительствами Евровостока, особенно с враждебными - Украиной, Грузией, Молдовой. Революции дали-таки по морде, она остановлена. Видно, однако, как трудно вырабатывается язык российской политики. «Газовый дискурс» власти уродлив. Мы пытаемся говорить о табуированном для интернационалистов - например о том, что у нации есть интересы. Не какие-то «великие исторические», а простые, частные. Интерес - это всегда односторонность. Мы учимся быть цивилизованно односторонними. Получается некрасиво, коряво и довольно рискованно. Наши газовые политики, которым разрешили нарушать «табу», то и дело срываются с языка интересов на хамство. Но, как говорится, других писателей у «Газпрома» нет. Энергополитика учится быть национальной. Но в современном мире этого мало. Все острее нехватка политической культуры, образования и простого знания о жизни других обществ. Это опасно. Те, кто не имеют своих идей, не могут владеть собственностью и, следовательно, ее не сохранят. То же относится к нациям - права сохранять своё обеспечиваются не только силой оружия, но силой концепций, идей, силой ценностей. У кого нет идей, тот потеряет и собственность.

Российской политике придется предъявлять свои цели, идеи и предложения на ясном языке. Рубеж - 2006-2007 годы, «навстречу выборам». Но заявку на мировые стандарты Путину придется сделать совсем скоро - в наступающем году. Страна-председатель «Большой восьмерки» обязана предъявлять стандарты, в которые она верит, на которых настаивает и которым берется сама соответствовать. А стандартизация никогда не была сильной стороной русской культуры. Но кто не блюдёт стандарты, тот не управляющий, а управляемый.

Еще трудней политика в противоречивых ситуациях. Когда, например, придется и защищать союзную Белоруссию, сохраняя принципы и достоинство мировой державы. Россия, похоже, возвращает глобальную роль державы, которую нельзя обойти хотя бы из-за ее энергетики и размеров. А завтра нельзя будет и из-за ее модельных свойств - намерения быть другим, альтернативным вариантом цивилизационного развития. Ну, к этому нам еще идти и идти. Как говорится - «если не остановят». Как общество мы слишком невежественны для той роли, которой почти добились как государство.

Борис Кагарлицкий, директор Института проблем глобализации:

Главное событие этого года - волнения в январе по поводу монетизации. И они же были единственным событием, благодаря которому этот год останется в истории. Хотя были вроде бы и другие события, перестановки и перестрелки. Но то, что произошло в начале года, почти уникально в своем роде.

Протесты против монетизации определили некий перелом в общественном сознании, которое вдруг обнаружило для себя, что повестку дня определяет не конфликт внутри политической тусовки, а что, наоборот, некие общественные настроения заставили эту «властную кучку» переменить повестку дня. Такого не было с начала XX века. Таких случае в русской истории было вообще всего несколько.

Власть вынуждена была публично отказаться от принятых решений.

Но это же событие вызвало много надежд, которые не реализовались. Одна из причин заключается в том, что у массы людей, которые почувствовали свою силу, не было представлений о том, что она хочет добиться дальше.

Еще одно следствие январских событий - оживление на левом фланге.

Что касается прогнозов на следующий год, то, по моему мнению, будущая повестка дня напрямую зависит от того, что до следующих выборов осталось от 15 до 18 месяцев (сроки выборов, скорее всего, сместят), а у власти есть в запасе крайне непопулярный ряд реформ, проводить которые прямо перед выборами невозможно. Поэтому, я думаю, что в течение ближайших 8-10 месяцев власть будет проводить жесткий и непопулярный курс, в расчете на то, что последние перед выборами месяцы этот курс сознательно будет корректироваться и смягчаться, что позволит нынешней власти прийти на выборах к триумфу.

То есть в плане социальной политики мы придет к самой низкой точке, а 2006 год будет очень трудным, поскольку все позитивные итоги реформирования некоторых областей населению удастся ощутить не раньше 2007 года. Стало быть, будет много и социальных, и политических конфликтов.

Игорь Яковлев, вице-президент Российской ассоциации политической науки:

Самыми яркими событиями для меня стали события, связанные с энергетикой. В начале года - повышение тарифов на энергоуслуги. В конце года - позиция Россия по поводу экспорта газа. И если первое было воспринято негативно, то второе, наоборот, как прагматичная и последовательная политика.

На мой взгляд, серьезным и существенным моментом было то, что этот год прошел под знаком этатизации - то есть усиления государственной составляющей в жизни страны. Это выразилось, в частности, в изменения порядка формирования губернаторского корпуса. Происходит усиление централизации власти в жизни общества, и на фоне огосударствления происходит десоциализация, то есть интересы общества отходят на второй план и зачастую задеваются.

Судя по тому, что нам предстоят выборы, которые уже не за горами, 2006 год пройдет тоже под знаком усиления государства. Скорее всего, будут проявления недовольства институтов гражданского общества. По всей видимости, не снизится вероятность социальных проявлений недовольства. Они могут приобретать самые разнообразные формы, но поскольку это происходит на фоне снижения уровня гласности, не исключены уличные формы выражения недовольства. Однако планка принятия решения по проведению крупных демонстраций в Москве очень повышена - мэр теперь лично принимает решения по поводу проведения уличных демонстраций, что тоже говорит об усилении роли государства в жизни общества. Так что на вывеске 2006 года надпись крупными буквами - «государственничество».

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Победа на президентских выборах в Бразилии крайне правого политика Жаира Болсонару вызвала резко негативную реакцию ведущих мировых СМИ. Избранного президента страны (он должен приступить к своим обязанностям 1 января 2019 года) иногда называют «бразильским Трампом», но тот по сравнению с Болсонару выглядит умеренным политиком. Болсонару имеет репутацию жесткого противника либерализма, социал-демократии, коммунизма, а также христианского фундаменталиста (он католик, но политически близок к бразильским протестантам-евангелистам) и гомофоба.

Владимир Путин и Синдзо Абэ на встрече в Сингапуре 14 ноября договорились ускорить переговорный процесс на основе Советско-японской совместной декларации 1956 года, предполагающей возможность передачи Токио после заключения мирного договора острова Шикотан и группы островов Хабомаи. На встрече Абэ выразил надежду, что Россия и Япония решат территориальный спор и заключат мирный договор. А Путин подтвердил, что переговоры об островах начались именно на основе декларации 1956 года.

Предсказывать исход и даже интригу президентских выборов в США, когда до них еще более двух лет, ни один уважающий себя эксперт не решится. Но о некоторых параметрах президентской гонки 2020 года можно рассуждать уже сейчас. Смысл этой статьи – показать, за чем и за кем следить, потому что американская политика, как внутренняя, так и внешняя, во все большей степени будет определяться «прицелом» на эти выборы.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net