Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

26 марта президент РФ Владимир Путин провел встречу с представителями российского бизнеса. На встрече присутствовали 26 человек, включая гендиректора Mail.ru Group Бориса Добродеева, гендиректор сервиса Okko Яну Бардинцеву, совладельца сети Hoff Михаила Кучмента, президента Faberlic Алексея Нечаева, гендиректора «AliExpress Россия» Дмитрия Сергеева, основательницу сети кафе «Андерсон» Анастасию Татулову и президента ГК «Балтика-транс» Дмитрия Красильникова.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Региональный контекст

27.06.2001 | Сергей Михеев

Президент Якутии тонет

Глава МЧС Сергей Шойгу, прибывший из Якутска в Ленск вместе с рабочей группой правительства, подверг резкой критике медлительность местных и федеральных чиновников в организации работ по восстановлению разрушенного после наводнения города.

На проведённом совещании президенту Якутии Михаилу Николаеву не оставалось ничего, кроме как «сделать хорошую мину при плохой игре» и демонстративно присоединится к недовольству Шойгу. Хотя ясно, что сам Николаев в первую очередь причастен к этим проблемам. Это уже не первый сигнал недовольства федерального центра действиями местных властей по ликвидации последствий наводнения.

Шойгу по сути транслирует недовольство Кремля в целом. Деньги буквально текут в Якутию, а ситуация на местах практически не меняется. Сам Владимир Путин пока ограничился разжалованием руководителя Госстроя Анвара Шамузафарова в заместители председателя федеральной комиссии по ликвидации последствий стихийного бедствия. Более откровенно недовольство президента озвучил Михаил Касьянов, а назначенный председателем Шойгу с первых же часов решил продемонстрировать максимально жёсткий стиль руководства. На периферии процесса пока остаются заявления руководства МВД и Счётной палаты о том, что столь тяжкие последствия наводнения стали возможны благодаря нерадивости и откровенным злоупотреблениям местных чиновников. Все хорошо помнят, что во время наступления стихии самого Николаева долго не могли разыскать.

В этом контексте не вызывает сомнения тот факт, что пусть в неявной форме, но наводнение в Якутии подняло вопрос о политическом будущем её руководства. Автономный политический режим в республике не вписывается в выстраиваемую Кремлем систему власти. Процесс сокращения полномочий якутского президента Николаева, как и прочих губернаторов-«тяжеловесов», начат, а вместе с ним - и процесс политического торга региона и Центра вокруг места республиканского руководства в «новой» России. Моментом истины явятся выборы президента Якутии, которые должны состояться в конце года. Если Москва решится открыто играть против Николаева, проблемы с паводком дают Кремлю возможность начать атаку уже сейчас.

Между Якутией и Татарстаном, в котором Центр недавно санкционировал переизбрание президента Минтимера Шаймиева, есть много общего. Республика традиционно числилась в лидерах суверенизации. Законодательство Якутии, как и многих других национальных республик - того же Татарстана, Ингушетии, Адыгеи, Горного Алтая - содержит противоречащие федеральным нормативным актам положения о государственном суверенитете, примате региональных законов над федеральными, нескольких «государственных языках» и многое другое.

В Якутии достаточно сильны националистические настроения. В середине 90-х гг. большинство русских во властных структурах было заменено представителями коренных национальностей. Сейчас ситуация сглажена, прежнего радикализма нет, однако русские, как правило, являются не первыми лицами республиканских властных структур, а лишь заместителями. В этих условиях русское население активно покидает республику, из-за чего национальный баланс в регионе постепенно меняется в пользу коренных национальностей.

В связи с этим Центр может не решиться на смещение якутского президента. Естественным развитием событий может стать переизбрание Николаева по сценарию Шаймиева. Президент Якутии политически слабее татарского коллеги, из-за чего согласие Центра на его переизбрание может быть обставлено более жесткими условиями.

«Татарстанский» вариант имеет свои плюсы и минусы для федерального Центра. Положительными последствиями благословения Николаева или его преемника несомненно являются сохранение прежнего расклада политических сил внутри республики - это важно для Кремля, озабоченного общественной и, особенно, межнациональной стабильностью. Таким образом, Николаев остается гарантом политического и национального мира в республике. Кроме того, Москве более выгодно иметь дело с известным и проверенным политиком, чем рисковать, ища «нового героя», который, возможно, не будет так же договороспособен. Центр может дорого продать свое согласие на продление полномочий Николаева или победу его преемника, потребовав, например, в ближайшее время изменить законодательство республики или существенно перестроить властные структуры Якутии. К тому же, «татарстанский» вариант исключает активное участие в предвыборной кампании полпреда в Дальневосточном округе Константина Пуликовского, уже достаточно скомпрометированного непродуманными действиями в Приморье.

Наряду с положительными последствиями, продление политической жизни Николаева имеет и отрицательные для федерального Центра стороны. Среди них в первую очередь консервация «ельцинского наследия» - фактически автономного от Кремля регионального политического режима. Президент Николаев, хотя и лишается части рычагов влияния, все же остается авторитарным региональным «бароном», с непрозрачной для Москвы системой власти. Не исключено продолжение деградации республиканской экономики, социальной сферы (что делает возможным повторение разрушительных паводков) и дискриминации неякутского населения. Все это неизбежно вызовет критику в адрес Кремля, закрывающего глаза на антигосударственную позицию якутских властей. Согласие на продление срока Николаева будет расценено наблюдателями и общественностью как очередная слабость федерального Центра, который «обломал зубы» об еще одного губернатора-«тяжеловеса» (предыдущие случаи - выборы президента Татарстана и парламента Адыгеи). Воспрянут духом многие амбициозные главы регионов, видя, что местные элиты регулярно переигрывают Центр на своем поле. «Мягкое» переизбрание Николаева - еще один удар по позициям полпреда Пуликовского. После достижения республиканской администрацией прямых договоренностей с Центром, уровень влияния полпреда на региональные элиты упадет, и с ним могут перестать считаться.

Если же Москва решится играть против Николаева, ей придется поставить на какую-либо из хорошо известных в республике фигур. Электоральная среда в регионе не способствует победе кандидата-«варяга». Как в большинстве сибирских и дальневосточных регионов, в Якутии сильна неприязнь к Москве. Ситуация осложняется распространенностью националистических взглядов среди простых избирателей-якутов.

Из-за глубокого социально-экономического кризиса в регионе весьма сильны протестные настроения. Свою роль сыграли более резкое, чем в «материковых» регионах, падение реального жизненного уровня населения из-за опережающего роста цен на товары и услуги; слабо структурированная экономика; отсутствие возможностей для ведения личного подсобного хозяйства, обесценивание сбережений и низкий уровень развития социальной сферы.

Существенным препятствием для возможного «кандидата Центра» служит региональный закон о выборах. Он содержит положения, которые практически исключают участие в борьбе за президентское кресло не только кандидатов со стороны, но даже русских жителей Якутии.

Согласно региональному законодательству, на пост президента может претендовать любой гражданин республики по рождению, непрерывно проживающий в ней не менее пятнадцати лет, в возрасте не моложе сорока лет и не старше шестидесяти лет. Обязательное условие для претендента на пост президента - свободное владение обоими «государственными языками» республики, якутским и русским.

В то же время все законодательные «перекосы» вполне можно исправить при наличии политической воли. Помочь в этом может налоговый фактор: федеральный Центр претендует на арендную плату, которую основной донор республиканского бюджета - компания «Алмазы России - Саха» платит Якутии за право использовать основные фонды. В 2001 году компания должна заплатить по этой статье в региональный бюджет более 1,6 млрд. долл. Более того, могут быть пересмотрены сами итоги акционирования НПО «Якуталмаз» (прежнее название АЛРОСА). Все эти неблагоприятные факторы могут заставить якутские власти стать более сговорчивыми и выполнить все требования федерального Центра.

Какой из сценариев - война против Николаева или «татарстанский» вариант - будет в конце концов реализован, зависит от многих факторов. Это и общая ситуация в экономике и социальной сфере, и рейтинг Владимира Путина, и общая интенсивность участия Центра в важнейших избирательных кампаниях этого года - в Нижегородской, Иркутской, Ростовской областях и в республиках Коми, Чувашия и Адыгея. Сам якутский вопрос не принципиален для Центра. Дело вполне можно уладить перераспределением налогов и выправлением республиканского законодательства. Поэтому «татарстанский» сценарий представляется пока наиболее вероятным развитием событий.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net