Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Нефтяной контекст

26.11.2001 | Николай Кузнецов

Двойная игра

Среди последних новостей российского ТЭКа любопытной оказалась пресс-конференция вице-президента компании "Лукойл" Леонида Федуна, в ходе которой он решительно поддержал зарубежные планы строительства нефтепровода Баку-Джейхан из Азербайджана в Турцию. С его точки зрения, российскому правительству следует пересмотреть свое негативное отношение к этому проекту. И, значит, снять возражения против участия "Лукойла" в международной группе компаний, оказывающих поддержку его реализации.

На первый взгляд, в самом этом факте нет ничего особенного. Компании "Лукойл" принадлежит 10-процентная доля в международном операционном консорциуме AIOC (в русскоязычном варианте АМОК), образованном для осуществления "контракта века" - разработки нефтяных месторождений Азери, Чираг и Гюнешли (АГЧ) в азербайджанском секторе Каспия. Почти все его участники согласились финансировать проектные работы по новому нефтепроводу, в то время как "Лукойлу" пришлось воздержаться от этого по политическим соображениям. "Лукойл" уже не первый год выступает в авангарде тех нефтяников, которые стремятся выйти в реализации своих экспортных программ из-под контроля государства. Достаточно напомнить об участии компании в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК) или о терминале в Варандейской бухте Печерского моря как альтернативе строящейся "Транснефтью" Балтийской трубопроводной системе (БТС).

В случае с нефтепроводом Баку-Джейхан все намного серьезнее. Ведь ни в КТК, ни в Варандейском терминале Россия все же не утрачивает полностью контроль над нефтяными потоками в жизненно важном для себя экономическом и геополитическом пространстве. Другое дело этот проект.

Выгода по-американски

Идея нефтепровода Баку-Джейхан ("Основной экспортный трубопровод") начала обсуждаться во второй половине 90-х годов представителями Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) и другими участниками консорциума АМОК по разработке "контракта века" (АЧГ) как альтернативе транспортировке нефти оттуда "северным" путем через Новороссийск и "западным" через Супсу (Грузия). Он должен пройти по маршруту Баку (Азербайджан)-Хашури (Грузия)-Пософ-Эрзерум-Эрзинджан-Джейхан (Турция). Его протяженность указывается в пределах 1730-2170 км. В первом случае длина азербайджанского участка 465 км, грузинского 255 км, турецкого 1010 км. Ориентировочная проектная мощность трубопровода - 45-60 млн. т нефти в год, объем инвестиций в диапазоне 2,4-4,0 млрд. долл. Последняя цифра - 2,75 млрд. долл. В одном из минимальных вариантов стоимость проекта раскладывается так: Азербайджан - 800 млн. долл., Грузия - 500 млн. долл., Турция - 1,3 млрд. долл. У Азербайджана и Грузии денег, естественно, нет, а стоимость проекта чрезмерно высока вообще. Поэтому в результате лоббистских усилий США год назад был образована международная спонсорская группа, подписавшая соглашение с правительствами трех стран. В нее вошли почти все члены АМОК кроме, как уже говорилось, вынужденно отказавшегося "Лукойла".

Достоинства проекта Баку-Джейхан его сторонники видят в следующем. Прежде всего это прорыв каспийской нефти к Средиземному морю, избавляющий экспортеров от проблем, связанных с перегруженностью пролива Босфор и возможного ужесточения контроля со стороны Турции за судоходством по нему. К тому же Джейхан - современный морской порт с высокой пропускной способностью, принимающий танкеры водоизмещением до 300 тыс. т. Азербайджан и Грузия связывают с новым маршрутом надежды на переориентацию своих экономических и политических связей на США и их союзников. Турция рассчитывает компенсировать каспийской и казахстанской нефтью потерю иракского транзита, а также приобрести политические козыри в претензиях на региональное лидерство и повышение авторитета в НАТО.

Все эти планы остались бы на песке из-за экономической сомнительности проекта, не поддержи их руководство США. По мнению многих американских экспертов, США продолжают свой курс на ограничение экспорта нефти Каспия и Центральной Азии через Россию и Иран и на усиление собственного влияния в Закавказье и Центральной Азии. Недавно Кандализа Райс публично заверила Кремль, что государственное руководство США не стремится к вытеснению России из этого региона, примерно в том же духе высказывается и президент Джордж Буш. Но десять с небольшим лет назад лидеры Запада так же обещали Михаилу Горбачеву не расширять НАТО на восток.

Сегодня нечто новое внесла в эту стратегию акция в Афганистане. С одной стороны, расчеты на ее успешное завершение питают надежды сторонников турецкого маршрута каспийской нефти. С другой, в случае затягивания и разрастания конфликта опасность дестабилизации политической обстановки в "нефтяном сердце" мира" - зоне Персидского залива и на всем Ближнем и Среднем Востоке побуждает США думать о других источниках поставок нефти, к тому же, независимых от политики ОПЕК. Очевидно, что в данном случае в США геополитические соображения довлеют над экономическими расчетами.

Чрезмерный оптимизм

По словам Леонида Федуна, обновленный вариант проекта Баку-Джейхан, представленный недавно "Бритиш петролеум", разработан с учетом крупных уступок турецкой стороны по ряду статей расходов. Снижена плата за аренду земли, сокращено количество компрессорных станций и некоторых других объектов инфраструктуры. Все это должно поднять рентабельность проекта до 24%. Правда, по некоторым сообщениям, представитель ГНКАР опроверг слухи о "беспрецедентных" турецких уступках. Но в любом случае ожидаются крупные стратегические преимущества. В "Лукойле" опасаются, что, попав в Черном море через КТК и другими путями, каспийская нефть как более качественная начнет вытеснять российскую на рынках Европы. Поэтому целесообразнее отвести ее подальше в сторону - в данном случае в Средиземное море через Джейхан. Более того, России следует прокачивать через систему Баку Джейхан и свою нефть, добываемую на Каспии.

Однако расчеты лоббистов проекта построены на зыбком фундаменте. Сейчас в первую очередь на вере в скорое умиротворение всего огромного региона Среднего Востока, Центральной Азии и Закавказья, что, однако, вовсе не очевидно. Пока же неспокойно даже в тех государствах, по территории которых должен быть проложен нефтепровод. В Турции его трасса пройдет через курдские районы. В Азербайджане в непосредственной близости от зоны Карабахского противостояния, сам факт которого постоянно питает "партию войны". В Грузии при неутихающем конфликте вокруг Абхазии и на фоне общей слабости государственной власти.

С экономической точки зрения, как оказалось, рентабельность проекта не может быть обеспечена только азербайджанской нефтью (30 млн. тонн) без подключения казахстанской (20 млн. тонн). То есть без превращения системы Баку-Джейхан в систему Актау-Баку-Джейхан. Поэтому в Астану зачастили представительные гости и делегации не только из Азербайджана, Грузии, Турции, но и специальные посланники президента и госсекретаря США по вопросам энергетики. Надежд на успех всего дела добавила недавняя информация об успехах в освоении крупного и считающегося очень перспективным казахстанского месторождения Кашаган.

Однако обеспечение необходимых объемов нефти проблематично. Казахстан глубже, чем любое другое государство бывшей советской Центральной Азии, вовлечен в экономические и политические отношения с Россией, будучи членом Таможенного Союза и ЕврАзЭС, а также поставляя нефть в систему КТК и в ожидающий скорой реконструкции нефтепровод Атырау-Самара. Так что перспективы остаются туманными по крайней мере до прояснения вопроса о реальном потенциале месторождения Кашаган. Не меньший скептицизм порождает проблема качества этой нефти - с очень высокой долей примеси газа. Равным образом, проблематично смешивание с высококачественной азербайджанской нефтью тяжелой нефти казахстанского месторождения Тенгиз, добываемой компанией "Шеврон", - даже несмотря на то, что она присоединилась к проекту Баку-Джейхан. Кроме того, привлечение казахстанской нефти связано с трудностью транспортировки ее до Баку - танкерами либо через трубопровод по дну моря. Первый вариант потребует очень высоких расходов. Второй тоже очень дорог. К тому же он сталкивается с резкими возражениями России и Ирана, мотивирующими свою позицию высокой сейсмичностью региона и неопределенностью статуса Каспия.

Наконец, в случае стабилизации политической обстановки на Среднем Востоке иностранные нефтяные компании, которым сейчас принадлежит 85% добываемой в Казахстане нефти, могут склониться в пользу иранского маршрута с его достоинствами в виде сравнительно малой протяженности трубопровода (немногим более 700 км), наличия портовых терминалов на Каспии и в Персидском заливе и способности благодаря развитой сети НПЗ экспортировать нефть по замещению. К тому же пока нет и не может быть ясности в отношении экспортных рынков сбыта для системы Баку-Джейхан: неизвестны ни качество ожидаемой нефти, ни себестоимость ее добычи, ни транспортные тарифы. Для сравнения можно взять российский проект "Адрия", где уже рассчитан сквозной тариф.

Смещение перспективы

В среде ведущих российских предпринимателей, к сожалению, довольно прочно укоренилось представление о российской геополитике как обслуживании частных интересов бизнес-групп. Постоянное соперничество, давление с разных сторон и в противоположных направлениях на государственное руководство стали одной из причин ослабления российских позиций в республиках бывшего Союза, в том числе в Закавказье и Центральной Азии. То есть в регионах, где наша страна имеет, может быть, самые жизненно важные интересы.

В стремлении крупных экспортеров превратить государство в орудие продвижения своих интересов особая роль принадлежит нефтяникам как самому динамичному на международной арене отряду российского бизнеса. И прежде всего, таким компаниям, которые подобно "Лукойлу", отличаются повышенной зарубежной активностью. От этого у некоторых из них начинает смещаться перспектива видения окружающего мира и собственного места в нем. Они начинают видеть себя в ряду тех крупнейших корпораций, которые уверенно действуют в международном экономическом пространстве поверх государственных границ и отождествляют собственные выгоды с интересами своих национальных государств. В случае с "Лукойлом" и проектом Баку-Джейхан налицо очевидное стремление не опоздать к поезду передела геоэкономического пространства огромного региона, рассекаемого во всех направлениях нефтяными интересами. Несмотря на то, что еще неясно, куда этот поезд пойдет и сдвинется ли он с места вообще.

Политика всегда конкретна. Даже нефтяные компании Запада склонны проявлять осторожность в отношении проекта Баку-Джейхан. Они руководствуяются в первую очередь экономическими соображениями. Но для российского бизнеса учет геополитических рисков, конечно, должен играть гораздо более важную роль, ведь, в отличие, скажем, от США, Россия как национальное государство сейчас находится в самом разгаре борьбы за то, чтобы направить в благоприятное для себя русло процесс переформирования экономического и геополитического пространства на самых ближних и жизненно важных своих рубежах.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net