Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Прошедший 18 июня с. г. второй тур парламентских выборов во Франции не обошелся без сюрпризов. По его итогам, партия президента Эмманюэля Макрона «Республика, вперёд», вместе со своим союзником, центристским Демократическим движением (Модем) Франсуа Байру, получила не 415-445 депутатских мандатов из 577, как предсказывали специалисты, а 350 мандатов. Тем не менее, налицо бесспорная и внушительная победа.

Бизнес, несмотря ни на что

Комитет Госдумы по финансовому рынку оказывает серьезное влияние на финансовую систему России. Он активно взаимодействует с Центральным банком, биржами, Национальной системой платежных карт, Министерством финансов. В то же время, кажущаяся узость сферы законотворческих интересов Комитета обманчива. Комитет осуществляет предварительное рассмотрение законопроектов, касающихся ипотечного кредитования, страхования, инвестиций, лизинга, аудита и др.

Интервью

Положение в Сирии с приходом Дональда Трампа к власти в США не стало более ясным. Наоборот, ряд действий новой администрации еще больше запутали «сирийский клубок». В перипетиях ситуации в регионе, интересах многочисленных участников и последних тенденциях «Политком.RU» разбирался вместе со старшим преподавателем департамента политической науки НИУ ВШЭ, экспертом по Ближнему Востоку Леонидом Исаевым.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Текущая аналитика

02.03.2016 | Сергей Слободчук

Украина: диктатура партийных боссов

Олег Ляшко и Юрий ЛуценкоСкандальный закон о внесении изменений в Закон Украины «О выборах народных депутатов» официально вступил в силу. Суть нововведения – в том, что партийные боссы получили право уже после выборов исключать кандидатов в депутаты из своего предвыборного списка. Правда, не совсем произвольно – а путем созыва съезда партии, который должен утвердить такое решение об исключении.

В интересах политической конъюнктуры

Законопроект №3700 с самого начала представлял собой партийный консенсус. Его авторы – это первые лица всех депутатских фракций Верховной Рады, кроме партии «Оппозиционный блок». Законопроект подали в секретариат ВР Олег Ляшко (глава Радикальной партии имени самого себя), Олег Куприенко (еще один депутат из фракции Ляшко), Максим Бурбак (руководитель фракции «Народный фронт»), Юлия Тимошенко («Батькивщина»), Олег Березюк («Самопомощь») и Юрий Луценко («Блок Петра Порошенко»).

Если говорить о юридических характеристиках закона, то профильный комитет Верховной Рады по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления раскритиковал проект, предусмотрительно ссылаясь на выводы парламентских экспертов, но под конец своего заключения неожиданно рекомендовал принять за основу.

Специалисты Главного научно-экспертного управления Верховной Рады, не скованные нуждами политической конъюнктуры, более жестко отозвались об инновациях украинских политических боссов. Действительно, как персональный состав, так и очередность включения кандидатов в предвыборный список – один из ключевых факторов, влияющих на решение избирателя, голосовать за конкретный список или нет. Особенно, если речь идет об избирателе из регионов, который зачастую ищет в списке представителей своей области или города. А что же получается теперь? Например, как гласит официальный сайт ЦИК, один миллион 173 тысячи 131 избиратель проголосовали за предвыборный список Радикальной партии Олега Ляшко именно в том виде, как список выглядел 26 октября 2014 года. А теперь, спустя полтора года после выборов, Ляшко сотоварищи могут вооружиться ручкой и черкать предвыборный список, как угодно.

Не говоря уже о том, что такая норма противоречит статье 58 Конституции Украины, согласно которой ни один закон не имеет обратной силы.

Если же говорить о политических мотивах, то речь идет о желании владельцев политического бренда «Блок Петра Порошенко» (фракция в Верховной Раде насчитывает 139 народных депутатов) «зачистить» своего кандидата Андрея Богдана. Кандидат, занимающий позицию №74 в списке «Блока Петра Порошенко» - следующий на получение депутатского мандата, если кто-нибудь из действующих депутатов сложит полномочия, например, по причине назначения в Кабинет Министров.

Интересный факт – с 2010 по 2011 и затем с 2013 по 214 годы кандидат занимал должность правительственного уполномоченного по вопросам антикоррупционной политики. И хотя дело было во времена «преступного режима» президента Виктора Януковича, администрация Порошенко решила не распространять на него нормы закона «Об очищении власти» (в просторечии – закона о люстрации) и без сомнений включила в предвыборный список партии «Блок Петра Порошенко» на внеочередные выборы в Верховную Раду 26 октября 2014 года.

Сегодня Андрей Богдан – адвокат опального главы политсовета партии «Украинское объединение патриотов - УКРОП» Геннадия Корбана. Более того, в качестве адвоката он занимается решением юридических вопросов для олигарха и совладельца группы «Приват» Игоря Коломойского. Сам Корбан находится под судом – как из-за политической борьбы, так и по причине непростых отношений с Петром Порошенко. Поэтому желание окружения Порошенко не допустить к мандату «вражеского кандидата» в чем-то понятно. А в целом – очень плохо характеризует как партийных руководителей, так и администрацию президента, которые сначала нашпиговали предвыборный список кем попало, а теперь пытаются переобуваться на ходу, изменяя правила игры.

Мошенничество одноразового применения

Так что же, отныне свободное волеизъявление для избирателя Украины – это фикция? Ведь получается, что владельцы политического проекта вместе с партийным начальством (иногда владельцы и руководители – это не одно и то же) в любой момент могут созвать съезд партии и исключить из списка неугодных кандидатов.

Если проанализировать, как нормы закона можно применять на практике, получается, что фактически новый закон дает партийным боссам возможность серьезно искажать результаты волеизъявления избирателей. К примеру, закон не предусматривает никаких ограничений насчет количества кандидатов, которых партийное начальство может на съезде исключить из предвыборного списка. Что мешает партийным боссам, к примеру, исключить подряд 20 или 30 кандидатов, чтобы подвинуть «нужного человека» ближе к проходной части и в результате сделать его депутатом Верховной Рады?

Более того, так как вся украинская политика держится на наличном расчете, в будущем есть риск скандалов, когда особо амбициозные кандидаты будут давать взятку партийному начальству, чтобы боссы исключили конкурентов выше по списку и искусственно увеличили шансы «просителя» стать депутатом Верховной Рады.

Оказывается, не совсем так. Авторы ловким движением руки завершают документ пассажем, что нормы закона распространяются лишь на те партии, которые участвовали во внеочередных выборах народных депутатов 26 октября 2014 года. То есть, тасовать свои предвыборные списки смогут лишь боссы тех 52 политических партий Украины, что участвовали в последних выборах в Верховную Раду 26 октября 2014 года. Хотя на деле понятно, что реальная мотивация для этого есть только у руководителей таких парламентских партий как «Блок Петра Порошенко», «Народный фронт», «Оппозиционный блок», Радикальная партия и «Батькивщина». Что касается последующих парламентских выборов, а также выборов депутатов районных, городских, районных в городах и областных советов, то действие закона на них не распространяется.

Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

14 июля 2017 года исполнилось четверть века со дня начала миротворческой операции в Южной Осетии. Между тем, эта дата и сегодня представляет значительный интерес не только как значимое юбилейное событие. В своем развитии грузино-осетинский конфликт прошел несколько этапов – от локального (даже не регионального) противостояния, малоизвестного и малоинтересного мировому сообществу, до события международного уровня.

По масштабу перемен во французской политике победа Макрона на президентских и парламентских выборах сопоставима с приходом к власти Шарля де Голля. Соцпартия почти исчезла, в Национальном фронте и у республиканцев намечается раскол, на подъеме левые радикалы. Теперь вопрос, сможет ли новая политическая конструкция убедить французов согласиться на давно назревшие реформы в социальной сфере

Западные Балканы не сходят с повестки дня объединенной Европы. Они остаются основным резервом для расширения ЕС и в то же время являются источником постоянной напряженности. С одной стороны, перспектива вступления в Евросоюз стала для этих стран ключевым драйвером реформ и социально-экономического прогресса. С другой – регулярно возникают серьезные кризисы на Западных Балканах, и Брюссель часто вынужден брать на себя роль медиатора для их разрешения и купирования.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net