Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Экспертиза

10.05.2016 | Нана Гегелашвили

Нагорный Карабах – где кончается красная линия?

Карабах5 мая правительство Армении утвердило заключение по законопроекту «О признании Нагорно-Карабахской республики» и направило его на рассмотрение на внеочередном заседании парламента страны. Однако на заседании парламента Армении 10 мая данный законопроект не был включен в повестку.

Законопроект «О признании Нагорно-Карабахской республики» был выдвинут оппозиционными депутатами Заруи Постанджян и Грантом Багратяном. Как заявил заместитель главы МИД Армении Шаварш Кочарян, положительное заключение правительства по этому законопроекту - результат «обсуждений между Арменией и Карабахом с учетом внешних и внутренних факторов». В нем отмечается, что «Армения признает Нагорный Карабах как субъект деколонизации Советского Союза, который завоевал право на самоопределение». Также подчеркивается, что данный законопроект «не исключает определения волей жителей Нагорного Карабаха другого статуса в случае проведения референдума».

Показательно, что время от времени отдельные депутаты выступали с заявлениями о признании Нагорного Карабаха, однако это никогда не принималось в расчет - официальный Ереван неоднократно объяснял непризнание Нагорного Карабаха своим нежеланием навредить ходу переговоров в рамках Минской группы ОБСЕ. Однако очередное обострение ситуации в зоне конфликта, которое произошло в ночь на 2 апреля, вынудило Ереван пойти на подобный шаг. Ведь сейчас самое главное для Армении – это предоставление гарантии самоопределения и безопасности для армян Нагорного Карабаха. Вот почему на встрече с послами стран-членов ОБСЕ в Ереване, состоявшейся в самый разгар апрельских боевых действий, глава армянского государства заявил, что «если боевые действия перерастут в масштабную войну, то Армения непременно признает Карабах». И, несмотря на то, что 5 апреля начальники Генштабов ВС Армении и Азербайджана при посредничестве Москвы договорились о прекращении огня, вопрос о признании НКР вновь актуализировался.

В ответ на утверждение заключения по законопроекту «О признании НКР » МИД Азербайджана выступил с довольно резким заявлением, согласно которому «руководство Армении, не задумываясь о последствиях своих безответственных действий, начало подготовку к политическому взрыву ситуации и полному срыву мирного урегулирования, в рамках которого ей неизбежно пришлось бы освободить оккупированные территории Азербайджана». Более того, в нем подчеркивается, что «в случае если узкокорыстные цели возобладают над благоразумием и эта провокация будет реализована, вся ответственность за ее последствия ляжет на Армению и ее руководство».

Однако, похоже, что официальный Ереван пока еще не готов обсуждать вопрос о признании НКР: согласно утвержденному правительством заключению, это будет всецело зависеть от дальнейшего развития ситуации. В случае же новой вспышки военной агрессии со стороны Баку, вопрос о признании Нагорного Карабаха будет внесен на рассмотрение в парламент страны.

Какие же причины повлияли на решение Еревана начать процесс по признанию независимости Нагорного Карабаха?

Представляется, что одна из главных причин, способствовавших принятию этого решения, была связана с намерением Еревана изменить формат переговоров для обеспечения прямого диалога между Степанакертом и Баку, в котором Нагорный Карабах мог выступать в качестве полноценного участника переговоров. На взгляд Еревана, отсутствие за столом переговоров НКР является одним из ключевых препятствий, стоящих на пути урегулирования этой проблемы. При этом Ереван полностью осознает, что запуск процесса по признанию Нагорного Карабаха может крайне негативно повлиять на весь ход, пусть еще и не очень эффективного, но реально действующего переговорного процесса под эгидой Минской группы ОБСЕ. Таким образом, реализация этой цели позволит Еревану сделать первый шаг на пути признания независимости Нагорного Карабаха. Более того, на взгляд Еревана, отнюдь не исключается, что сама постановка этой проблемы может создать для Баку такие условия, при которых необходимость продолжения переговорного процесса будет иметь для него такое же значение, какое она имеет для Еревана.

Тем не менее, вопрос о том, насколько реально может сегодня пойти Ереван на такой шаг, остается открытым. Ведь возможное признание Ереваном Степанакерта может умножить и без того немало проблем, стоящих перед Арменией. При этом основная проблема здесь заключается в отсутствии у Еревана внешнеполитической мощи, необходимой для подобных самостоятельных шагов, которая отнюдь не определяется влиянием армянской общины в США и во Франции. К тому же такая мера не получит должной поддержки как со стороны внешних акторов, так и всего мирового сообщества. В любом случае в настоящее время Ереван не может не понимать всю серьезность рисков, стоящих на пути решения этой проблемы.

Что же касается позиции Баку, то она остается незыблемой. Баку исключает участие Степанакерта в переговорах и продолжает настаивать на том, что «Азербайджан не пойдет на уступки в вопросе своей территориальной целостности, а «урегулирование конфликта должно быть проведено на основе известных четырех резолюций ООН». К тоже же, возможное признание Нагорного Карабаха Арменией может способствовать выходу Азербайджана из Минской группы и обеспечить его переход на другие дискуссионные форматы, что идет вразрез с намерениями стран-сопредседателей, возглавляющих эту группу. В этой связи большое значение будут иметь позиции, которые займут все три страны- Россия, США и Франция, являющиеся сопредседателями Минской группы. Крайне важной в этом контексте может быть позиция Турции, которая становится все более самостоятельной в проведении своего внешнеполитического курса, учитывая ее особые отношения с Азербайджаном, а также реакция со стороны Ирана.

Понятно, что в сложившейся ситуации Россия оказывается в сложном положении. В случае нарушения баланса, который пока еще удается сохранять Москве между двумя противоборствующими сторонами, и провозглашения Россией четкого курса на поддержку Армении, вероятность более тесного сближения Баку с Анкарой на всех направлениях будет крайне высокой. Это может сильно обострить ситуацию в регионе, что чревато негативными последствиями, особенно в условиях жесткой конфронтации между Россией и Западом в целом, и российско-турецким кризисом, в частности.

В Кремле продолжают настаивать на том, что политический процесс и мирное урегулирование карабахского конфликта не имеют альтернативы и рассчитывают на «благоразумие конфликтующих сторон, призывая их избегать шагов, могущих привести к эскалации напряженности в регионе». По сообщению ряда авторитетных информагентств, Москва представила «дорожную карту» по карабахскому урегулированию, которая в основном базируется на Мадридских принципах, разработанных Минской группой ОБСЕ еще в 2007 году. Она предусматривает передачу Арменией Азербайджану пяти из семи районов вокруг Нагорного Карабаха (пояс безопасности НКР), а также снятие Азербайджаном экономической блокады с Армении. В результате этого Нагорному Карабаху будет предоставлен временный статус, гарантирующий безопасность и самоуправление. После деэскалации конфликта, вопрос о проведении референдума об окончательном статусе НКР и статусе двух оставшихся районов будут вынесены на обсуждение. «Дорожная карта» также предусматривает размещение миротворческих сил в зоне конфликта, равно как и возвращение беженцев.

Тем не менее, дальнейшая судьба вопроса о признании Нагорного Карабаха остается под вопросом. При том, что Армения прекрасно понимает всю серьезность стоящих перед нею рисков, Ереван в целом может занять ту же позицию, что и Россия по Южной Осетии и Абхазии, исходя из своих национальных интересов. Поможет ли это Армении укрепить ее позиции на международной арене и не получится ли так, что этот шаг приведет Ереван куда к более значительным потерям, чем к приобретениям, тоже пока остается неизвестным.

Нана Гегелашвили – руководитель Центра региональных проблем Института США и Канады РАН

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net