Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
17.05.2016 | Николай Пахомов
Только не Клинтон. Перспективы консолидации республиканцев
Последние полторы-две недели убеждают в том, что, по крайней мере, в краткосрочной перспективе республиканской половине американской партийно-политической системы удаётся справляться с кризисом, вызванным участием в президентских выборах Дональда Трампа. При всём кипении страстей среди как электората, так и представителей элит, неписанные законы американской двухпартийности весьма эффективно остужают горячие головы и направляют политическую борьбу в известное русло избирательной кампании как борьбы только двух партий.
Пока Дональд Трамп расправлялся с более чем полутора десятком конкурентов на праймериз, риторика кампании зачастую была очень далека от конструктивной. Обсуждались жёны, матери, отцы, другие члены семей, причёски, одежда, внешний вид, умственные способности и размеры отдельных частей тела кандидатов. При этом важно отметить, что остроумием старался блеснуть не только Дональд Трамп, в сочинении ярлыков для которого конкуренты заметно преуспели. Завершающий этап праймериз и вовсе характеризовался консолидацией значительного сегмента республиканского истэблишмента вокруг лозунга «кто угодно, только не Трамп».
Сенатор от Южной Каролины Линдси Грэм, сам участвовавший в первичных выборах, изначально предложил яркую формулу: выбирать между Трампом и сенатором Крузом – это как выбирать между расстрелом и отравлением. Однако на завершающем этапе праймериз сенатор свой выбор сделал, агитируя за Круза, которого бывший глава Палаты представителей республиканец Джон Бенер назвал, опуская не совсем печатные детали, дьяволом во плоти.
Учитывая всё это неудивительно, что после очередных республиканских дебатов на редакции транслировавших их телеканалов обрушивался поток писем и твитов от телезрителей с просьбами перенести следующие дебаты на более позднее время, когда дети уже будут спать. Ещё пару недель назад казалось, что в случае победы с Трампом куда более ожесточённо, чем Хиллари Клинтон, будут бороться влиятельные однопартийцы. Однако праймериз завершены и оказалось, что конфронтация первичных выборов совершенно не мешает консолидации партии вокруг победившего кандидата, даже если кандидат этот Дональд Трамп.
Есть главная, институциональная причина того, что поддержка Трампа среди республиканцев растёт: в условиях двухпартийности американского образца победить может только республиканский или демократический кандидат. Если кто-то из республиканцев недоволен Трампом, то, несмотря на все мечты о независимом кандидате (эти мечты фигурировали на завершающем этапе праймериз), победит демократ, точнее сказать, в нынешней ситуации Хилари Клинтон. (Отдадим должное упорству Берни Сандерса – он продолжает нервировать семейство Клинтонов, не отказываясь от борьбы, правда, шансы на победу у него уже даже не теоретические, а фантастические.)
Есть, конечно, среди республиканцев, особенно внешнеполитических неоконсерваторов, люди, готовые смириться с Клинтон. Однако их мнение, как показали последние две недели, маргинально – за Трампа проголосовало рекордное для республиканских праймериз число американцев, пойти против своего электората руководство Республиканской партии просто не может.
Таковы факты. Учитывая их, совершенно неудивителен всё более единый фронт республиканцев в поддержку Трампа. Наличие отдельных очагов протеста лишь подчёркивают общую тенденцию и безнадёжность сопротивления. Пример последнего – отсутствие заметного отклика на усилия Митта Ромни найти альтернативного кандидата, который, не имея надежды на победу и лишь отобрав поддержку у Трампа, гарантировал бы, что последний проиграет. Можно предполагать, что Ромни, в своё время жаждавшим и получившим поддержку Трампа, а теперь решившим, что последний не достоин быть президентом, движут личные счёты. Очевидно, что такие же причины у бойкота Трампа со стороны семейства Бушей – известно, как круто миллиардер в период праймериз обошёлся, не стесняясь в выборе слов, и с наследником Джебом, и с политическим наследием семьи.
Редакция рекомендует
В остальном можно наблюдать процесс единения республиканцев вокруг кандидатуры Трампа – его поддерживает Республиканский Национальный Комитет, растущее число конгрессменов, сенаторов, губернаторов и крупных спонсоров партии. Два сильных конкурента на праймериз (губернатор Нью-Джерси Крис Кристи и видный нейрохирург Бен Карсон) задействованы на верхнем уровне принятия решений избирательного штаба Трампа, включая отбор кандидата в вице-президенты. (Поддержал Трампа и ещё один конкурент на первичных выборах – бывший губернатор Техаса Рик Перри, сравнивавший на праймериз Трампа с раковой опухолью. Остальные кандидаты, кроме непримиримого Линдси Грэма, тактично молчат.) Даже из окружения спикера Палаты представителей Пола Райана, во время праймериз Трампа критиковавшего, а сразу после их завершения заявившего, что пока он не готов поддержать миллиардера, дают понять, что после личной встречи двух политиков на прошлой неделе их сотрудничество стало возможным.
Такой рост поддержки объясняется не только внушительным и неожиданным успехом Трампа на праймериз. Постепенно становится понятно, что, несмотря на всю критику, существует целый ряд факторов, которые могут обеспечить его победу над Хиллари Клинтон. Главный из этих факторов состоит в том, что Трампа поддерживают в основном из-за его личности, а заявления и тем более программа отступают на второй план. В результате по большому счёту ничего не помешает ему на этапе осенней предвыборной кампании откреститься от своих прошлых скандальных заявлений (что он уже фактически начал делать). Рейтинги же Трампа потихоньку начинают приближаться к рейтингам Клинтон – в важнейших штатах Огайо и Флорида они уже сравнялись.
Николай Пахомов – политический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.