Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Эксперты Центра политических технологий подготовили третий выпуск аналитического мониторинга «Выборы - 2018», посвященный итогам для кандидатов. В докладе предлагается анализ составляющих легитимности победы и голосования в регионах.

Бизнес, несмотря ни на что

17 мая официальный представитель МИД Китая Лу Кан, отвечая на вопрос, может ли вьетнамская «дочка» «Роснефти» – Rosneft Vietnam BV вести бурение в той части Южно-Китайского моря, которую Китай считает своей, заявил, что «никакая страна, организация, компания или физическое лицо не может заниматься нефтегазовой разведкой или разработкой месторождений в китайских водах без разрешения Пекина». Лу призвал стороны искренне уважать суверенные и юрисдикционные права Китая и не делать ничего, что могло бы повлиять на двусторонние отношения и региональный мир и стабильность, писал РБК.

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Текущая аналитика

30.05.2016 | Сергей Слободчук

Два года президента Порошенко: искусство ручной трансформации режима

Присяга Петра Порошенко25 мая 2014 года Петр Порошенко победил в первом туре президентских выборов на Украине с результатом 54,70 %, не оставив никаких шансов ближайшему конкуренту Юлии Тимошенко с 12,81 %. Как изменились политические позиции украинского президента и сам политический режим за прошедшие два года?

Итак, для начала стоит напомнить, что с февраля 2014 года Украина – это снова парламентско-президентская республика.

Когда Петр Порошенко зачитал присягу президента во время церемонии инаугурации в Верховной Раде, в качестве своей группы поддержки он мог рассчитывать максимум на 3-4 десятка народных депутатов. Да и то в виде откровенно ситуативных попутчиков. Модель президентско-парламентской республики закрепляет основной массив полномочий по решению финансово-экономических вопросов за председателем Кабинета Министров Украины. Что касается главы государства, то по замыслу авторов Конституции, президент отвечает только за такие направления, как оборона и внешняя политика – поэтому Основной закон Украины закрепляет за ним квоту в виде поста главы Министерства обороны и руководителя МИД. Президент Украины в соответствии с Конституцией также формирует исполнительную вертикаль – назначает и увольняет губернаторов областей и глав районов. Хотя по факту действует двойное подчинение – ведь председатели областных и районных государственных администраций нуждаются в бюджете, а все тактические финансовые вопросы замыкаются на Кабинет Министров, стратегические – на правительство и Верховную Раду.

Поэтому два года назад премьер-министр Арсений Яценюк являлся гораздо более влиятельной фигурой. Во-первых, как уже говорилось, хозяйственные и экономические полномочия, а также финансовые потоки. Во-вторых, сам Яценюк и костяк Кабинета Министров представляли партию «Батькивщина». А проект Юлии Тимошенко во главе с Яценюком по итогам выборов 2012 года сформировал в Верховной Раде фракцию из 71 депутата.

Порошенко и его люди добились первого значимого результата еще до выборов президента: убедили Виталия Кличко, что ему лучше баллотироваться в мэры Киева – и таким образом исключили опасного конкурента из президентской кампании одновременно получили в качестве союзника фракцию партии «УДАР Виталия Кличко» в ВР, насчитывавшую 38 депутатов. Надо сказать, Порошенко и его окружение, обладая только малораскрученным брендом «Солидарность» и не имея живой партийной структуры, убедили людей Кличко еще и согласиться на объединение двух политических проектов.

В результате, когда президент Порошенко в августе 2014 года распустил парламент и назначил внеочередные выборы в Верховную Раду, то получил возможность запустить на выборы свой собственный проект – партию «Блок Петра Порошенко», во многом опирающуюся на партийную структуру и актив политического проекта Виталия Кличко и его соратников. Проект «Блок Петра Порошенко» занял второе место по итогам выборов в Верховную Раду Украины 26 октября 2014 года, набрав 21, 82 % в многомандатном округе. Еще часть кандидатов от президентской партии выиграли депутатские мандаты в мажоритарных округах. Поэтому вторым значимым результатом президента Украины стала своя собственная депутатская фракция в количестве 132 человек. Несмотря на первое место «Народного фронта» Арсения Яценюка-Александра Турчинова по партийным спискам, фракция «Блока Петра Порошенко» стала самой многочисленной в зале Верховной Рады. Поэтому акции украинского президента пошли резко вверх, ведь в условиях парламентско-президентской республики Порошенко и его окружение серьезно усилили свои позиции.

Год спустя Порошенко и Администрация президента распространили свое влияние на уровень местных советов. К дате голосования 25 октября 2015 года конкурирующая партия «Народный фронт» растеряла свою популярность среди украинцев, так что премьер Яценюк & Co даже не рискнули участвовать в выборах в областные, городские, районные и т.д. советы по всей Украине. Что касается политического влияния Порошенко, по итогам местных выборов 25 октября 2014 года партия «Блок Петра Порошенко «Солидарность» заняла первое место среди украинских партий, набрав наибольшее количество мандатов в областных советах 14 областей Украины, а также большинство в городском совете Киева.

Наконец, последним рубежом стал Кабинет Министров. 16 февраля 2016 года Администрация президента дала команду депутатам из фракции БПП голосовать за отставку Арсения Яценюка. Но голосовать так, чтобы проект постановления в конечном итоге не смог набрать фатальные 226 голосов. Поскольку администрация президента США Барака Обамы выступала против увольнения Яценюка (к тому времени рейтинг премьера скатился до 1 %, а антирейтинг зашкалил на уровне 89 %), идея менеджеров АП заключалась в том, чтобы продемонстрировать США, ЕС и группам влияния внутри Украины - действующий глава правительства неспособен проводить законопроекты через зал Верховной Рады. В конечном итоге, Яценюк сам подал в отставку, потому что люди Порошенко развалили парламентское большинство и инициативы Кабинета Министров оказались заблокированы Верховной Радой.

Следующий рубеж Порошенко взял, когда смогли провести на пост председателя КМУ своего соратника Владимира Гройсмана (до назначения – спикер Верховной Рады по квоте партии «Блок Петра Порошенко»). 14 апреля 2016 года депутаты Верховной Рады дали 257 голосов за назначение Гройсмана премьер-министром.

И что же мы видим теперь? В результате пошагового завоевания все новых и новых рубежей, Порошенко и его люди фактически трансформировали форму правления Украины. Правда, в отличие от Януковича и Партии регионов, они не прибегали к сомнительным манипуляциям с Конституцией. Напомним, во времена Януковича руководители Администрации президента добились, чтобы Конституционный суд отменил политическую реформу, вернув Украину к президентско-парламентской республике времен Леонида Кучмы. А в конечном итоге, «донецкие» по факту превратили Украину в суперпрезидентскую республику.

Несмотря на то, что Конституция закрепляет парламентско-президентскую форму правления, начиная с апреля 2016 года, администрация Порошенко превратила Украину в президентско-парламентскую республику. Порошенко по факту является главой и основным бенефициаром партии, которая имеет наибольшую фракцию (142 депутата) в Верховной Раде, а также делегировала Владимира Гройсмана на пост премьер-министра. Понятно, что влияние президента каждый раз будет зависеть от двух факторов – результатов «Блока Петра Порошенко «Солидарность» на выборах и участия / неучастия партии в парламентском большинстве. Пока что, у украинского президента есть несколько каналов влияния на Кабинет Министров: это личные связи (так как Гройсман является давним соратником Порошенко), участие фракции БПП в парламентской коалиции в Верховной Раде, министры из президентской квоты в правительстве, бюрократические и политические ресурсы Администрации президента, которая имеет возможность подключать депутатские группы, не входящие в большинство. Например, 12 мая руководители президентской канцелярии смогли решить задачу назначения нового Генпрокурора, договорившись о «гуманитарной помощи» в виде дополнительных голосов с депутатскими группами «Возрождение» (крайне чутко отзывается на просьбы группы «Приват» Игоря Коломойского) и «Воля народа» (зарабатывает на сдаче своих голосов в аренду).

Поэтому главный рубеж Порошенко за 2 года – это фактическая трансформация Украины в президентско-парламентскую республику, что дает президенту возможности более оперативно влиять на распределение финансовых потоков и решение экономических вопросов, пусть это и не предусматривает Конституция Украины.

Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Центр политических технологий подготовил первый выпуск аналитического мониторинга «Выборы2018», посвященный конфигурации политических сил на старте кампании. В докладе проведен экспертный анализ избирательной кампании по следующим измерениям: партийно-политическая рамка, региональное измерение, а также политические портреты кандидатов. Авторский коллектив: Игорь Бунин, Борис Макаренко, Алексей Макаркин и Ростислав Туровский.

5 января 1918 года состоялось первое и последнее заседание Всероссийского учредительного собрания – мечты российской либеральной и радикальной интеллигенции. Мечта рухнула, когда матрос Железняков заявил об усталости караула, а на следующее утро собрание было распущено. В июне того же года в Самаре был создан Комитет членов Учредительного собрания (Комуч), который провозгласил себя легитимной властью. Однако его судьба была печальной – членов Комуча преследовали и красные, и белые. В гражданской войне они оказались между двух огней.

Прошел год с того дня, как Дональд Трамп одержал во многом неожиданную победу на президентских выборах в США. Срок достаточный для первых оценок и несмелых прогнозов, хотя на этой точке вопросов он перед Америкой поставил куда больше, чем дал ответов. Как же оценить итоги работы за год – с момента победы и почти десять месяцев – с момента вступления в должность?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net