Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Выборы 10 сентября 2017 года не продемонстрировали каких-либо однозначных и однонаправленных тенденций в развитии электорального процесса. Напротив, существенно выросло влияние местных условий на итоги голосования. И, судя по всему, отсутствие каких-либо жестких установок центра в отношении того или иного сценария проведения выборов (по крайней мере, ход кампании и ее итоги не позволяют утверждать об их наличии) привело к заметному «разбеганию» этих сценариев в регионах.

Бизнес, несмотря ни на что

На спасение «Открытия» и Бинбанка придется потратить, по предварительным подсчетам, от 500–750 млрд руб., следует из оценки ЦБ. Масштаб вскрывшихся проблем вызывает у экспертов обеспокоенность качеством надзора за банками.

Интервью

Кризис в Венесуэле становится все более острым. Но одновременно в его воронку втягиваются и другие страны Латинской Америки. Большинство из них отвергают антидемократические действия президента Николаса Мадуро, однако на его стороне выступают государства с левыми лидерами. От противоборства между ними зависит политическое будущее континента. Об этом «Политком.RU» рассказал проживающий в США видный кубинский политолог, лидер Либерального союза Кубы Карлос Альберто Монтанер.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Текущая аналитика

30.05.2016 | Сергей Слободчук

Два года президента Порошенко: искусство ручной трансформации режима

Присяга Петра Порошенко25 мая 2014 года Петр Порошенко победил в первом туре президентских выборов на Украине с результатом 54,70 %, не оставив никаких шансов ближайшему конкуренту Юлии Тимошенко с 12,81 %. Как изменились политические позиции украинского президента и сам политический режим за прошедшие два года?

Итак, для начала стоит напомнить, что с февраля 2014 года Украина – это снова парламентско-президентская республика.

Когда Петр Порошенко зачитал присягу президента во время церемонии инаугурации в Верховной Раде, в качестве своей группы поддержки он мог рассчитывать максимум на 3-4 десятка народных депутатов. Да и то в виде откровенно ситуативных попутчиков. Модель президентско-парламентской республики закрепляет основной массив полномочий по решению финансово-экономических вопросов за председателем Кабинета Министров Украины. Что касается главы государства, то по замыслу авторов Конституции, президент отвечает только за такие направления, как оборона и внешняя политика – поэтому Основной закон Украины закрепляет за ним квоту в виде поста главы Министерства обороны и руководителя МИД. Президент Украины в соответствии с Конституцией также формирует исполнительную вертикаль – назначает и увольняет губернаторов областей и глав районов. Хотя по факту действует двойное подчинение – ведь председатели областных и районных государственных администраций нуждаются в бюджете, а все тактические финансовые вопросы замыкаются на Кабинет Министров, стратегические – на правительство и Верховную Раду.

Поэтому два года назад премьер-министр Арсений Яценюк являлся гораздо более влиятельной фигурой. Во-первых, как уже говорилось, хозяйственные и экономические полномочия, а также финансовые потоки. Во-вторых, сам Яценюк и костяк Кабинета Министров представляли партию «Батькивщина». А проект Юлии Тимошенко во главе с Яценюком по итогам выборов 2012 года сформировал в Верховной Раде фракцию из 71 депутата.

Порошенко и его люди добились первого значимого результата еще до выборов президента: убедили Виталия Кличко, что ему лучше баллотироваться в мэры Киева – и таким образом исключили опасного конкурента из президентской кампании одновременно получили в качестве союзника фракцию партии «УДАР Виталия Кличко» в ВР, насчитывавшую 38 депутатов. Надо сказать, Порошенко и его окружение, обладая только малораскрученным брендом «Солидарность» и не имея живой партийной структуры, убедили людей Кличко еще и согласиться на объединение двух политических проектов.

В результате, когда президент Порошенко в августе 2014 года распустил парламент и назначил внеочередные выборы в Верховную Раду, то получил возможность запустить на выборы свой собственный проект – партию «Блок Петра Порошенко», во многом опирающуюся на партийную структуру и актив политического проекта Виталия Кличко и его соратников. Проект «Блок Петра Порошенко» занял второе место по итогам выборов в Верховную Раду Украины 26 октября 2014 года, набрав 21, 82 % в многомандатном округе. Еще часть кандидатов от президентской партии выиграли депутатские мандаты в мажоритарных округах. Поэтому вторым значимым результатом президента Украины стала своя собственная депутатская фракция в количестве 132 человек. Несмотря на первое место «Народного фронта» Арсения Яценюка-Александра Турчинова по партийным спискам, фракция «Блока Петра Порошенко» стала самой многочисленной в зале Верховной Рады. Поэтому акции украинского президента пошли резко вверх, ведь в условиях парламентско-президентской республики Порошенко и его окружение серьезно усилили свои позиции.

Год спустя Порошенко и Администрация президента распространили свое влияние на уровень местных советов. К дате голосования 25 октября 2015 года конкурирующая партия «Народный фронт» растеряла свою популярность среди украинцев, так что премьер Яценюк & Co даже не рискнули участвовать в выборах в областные, городские, районные и т.д. советы по всей Украине. Что касается политического влияния Порошенко, по итогам местных выборов 25 октября 2014 года партия «Блок Петра Порошенко «Солидарность» заняла первое место среди украинских партий, набрав наибольшее количество мандатов в областных советах 14 областей Украины, а также большинство в городском совете Киева.

Наконец, последним рубежом стал Кабинет Министров. 16 февраля 2016 года Администрация президента дала команду депутатам из фракции БПП голосовать за отставку Арсения Яценюка. Но голосовать так, чтобы проект постановления в конечном итоге не смог набрать фатальные 226 голосов. Поскольку администрация президента США Барака Обамы выступала против увольнения Яценюка (к тому времени рейтинг премьера скатился до 1 %, а антирейтинг зашкалил на уровне 89 %), идея менеджеров АП заключалась в том, чтобы продемонстрировать США, ЕС и группам влияния внутри Украины - действующий глава правительства неспособен проводить законопроекты через зал Верховной Рады. В конечном итоге, Яценюк сам подал в отставку, потому что люди Порошенко развалили парламентское большинство и инициативы Кабинета Министров оказались заблокированы Верховной Радой.

Следующий рубеж Порошенко взял, когда смогли провести на пост председателя КМУ своего соратника Владимира Гройсмана (до назначения – спикер Верховной Рады по квоте партии «Блок Петра Порошенко»). 14 апреля 2016 года депутаты Верховной Рады дали 257 голосов за назначение Гройсмана премьер-министром.

И что же мы видим теперь? В результате пошагового завоевания все новых и новых рубежей, Порошенко и его люди фактически трансформировали форму правления Украины. Правда, в отличие от Януковича и Партии регионов, они не прибегали к сомнительным манипуляциям с Конституцией. Напомним, во времена Януковича руководители Администрации президента добились, чтобы Конституционный суд отменил политическую реформу, вернув Украину к президентско-парламентской республике времен Леонида Кучмы. А в конечном итоге, «донецкие» по факту превратили Украину в суперпрезидентскую республику.

Несмотря на то, что Конституция закрепляет парламентско-президентскую форму правления, начиная с апреля 2016 года, администрация Порошенко превратила Украину в президентско-парламентскую республику. Порошенко по факту является главой и основным бенефициаром партии, которая имеет наибольшую фракцию (142 депутата) в Верховной Раде, а также делегировала Владимира Гройсмана на пост премьер-министра. Понятно, что влияние президента каждый раз будет зависеть от двух факторов – результатов «Блока Петра Порошенко «Солидарность» на выборах и участия / неучастия партии в парламентском большинстве. Пока что, у украинского президента есть несколько каналов влияния на Кабинет Министров: это личные связи (так как Гройсман является давним соратником Порошенко), участие фракции БПП в парламентской коалиции в Верховной Раде, министры из президентской квоты в правительстве, бюрократические и политические ресурсы Администрации президента, которая имеет возможность подключать депутатские группы, не входящие в большинство. Например, 12 мая руководители президентской канцелярии смогли решить задачу назначения нового Генпрокурора, договорившись о «гуманитарной помощи» в виде дополнительных голосов с депутатскими группами «Возрождение» (крайне чутко отзывается на просьбы группы «Приват» Игоря Коломойского) и «Воля народа» (зарабатывает на сдаче своих голосов в аренду).

Поэтому главный рубеж Порошенко за 2 года – это фактическая трансформация Украины в президентско-парламентскую республику, что дает президенту возможности более оперативно влиять на распределение финансовых потоков и решение экономических вопросов, пусть это и не предусматривает Конституция Украины.

Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Социально-политический конфликт, возникший в связи с готовящимся выходом в свет фильма «Матильда», окончательно перешел в силовую фазу: по мере приближения даты премьеры картины (25 октября), растет число радикальных акций, направленных против кинотеатров и создателей фильма. Власть при этом, осуждая насилие, испытывает дефицит политической воли для пресечения агрессии.

В своих размышлениях о природе власти Эмманюэль Макрон писал, что его не устраивает концепция «нормальной» власти, которую проповедовал Франсуа Олланд во время своего правления, ибо такая власть превращается «в президентство анекдота, кратковременных событий и немедленных реакций». C точки зрения Макрона, необходимо действовать как король («быть Юпитером»), восстановив вертикаль, авторитет и даже сакральность власти, одновременно стараясь быть ближе к народу.

Победа Эмманюэля Макрона на президентских выборах и его партии “Вперед, Республика!” привела в Национальное собрание огромное количество новых депутатов, не очень разбирающихся в парламентской деятельности. 418 из 577 депутатов никогда не заседали в Национальном собрании, то есть три четверти всего состава нижней палаты парламента.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net