Информационный сайт
политических комментариев
вКонтактеFacebookTwitter
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Политком.RU обсудил с первым вице-президентом Центра политических технологий Алексеем Макаркиным динамику общественных настроений в России в уходящем году.

Бизнес, несмотря ни на что

Локомотивом выхода из продолжающегося экономического кризиса может быть только частный сектор. Как чувствовал себя российский бизнес в уходящем году? Как можно оценить усилия правительства по стимулированию предпринимательской деятельности и привлечению инвестиций? Об этом в интервью Политком.RU рассказывает старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е.Гайдара Сергей Жаворонков.

Интервью

Конец года всегда дает повод подвести итоги происшедших событий, выделить основные тенденции, высказать предположения на будущее. Своими оценками политических итогов 2016 года с «Политком.RU» поделился известный российский политолог, президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский.

Колонка экономиста

Видео

Реклама

Бизнес несмотря ни на что

20.07.2016

Ярослав Лисоволик: «Недооцененность наших активов будет поддерживать повышенный интерес среди иностранных инвесторов»

Ярослав ЛисоволикПравительство России заявило о масштабных планах по приватизации на 2016 год. Планируется продать часть госсобственности в ВТБ, РЖД, «Башнефти», «Роснефти», «Совкомфлоте» и других активах. О цели приватизации и ее возможных результатах «Политком.RU» рассказал главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик.

- Какова, на Ваш взгляд, цель очередного этапа приватизации государственных активов в России, заявленного в 2016 году?

- Цель многоплановая. С одной стороны, очевидно, что в краткосрочном плане важную роль будут играть бюджетные ориентиры и необходимость задействовать доходы от приватизации в качестве источника финансирования бюджетного дефицита. Успешная реализация приватизации и получение средств для госбюджета могли бы способствовать снижению давления на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Чем больше набор инструментов у Минфина для финансирования бюджетного дефицита, тем на больший срок можно отдалить период исчерпания двух этих стратегических для России фондов.

Второй фактор в большей степени связан со структурной перестройкой экономики и госсектора. Реализация процесса приватизации может позволить улучшить ситуацию, с одной стороны, для корпоративного управления. Кроме того, это могло бы способствовать некоторому улучшению инвестиционного климата, особенно если первый этап новой фазы приватизации будет реализован успешно.

Воплощение данного плана приватизации делает Россию более видимой на «радарах» для инвесторов, повышает ее важность для мировых финансовых рынков. Если мы видим, что первый этап новой приватизации действительно реализуется успешно, тогда это может дать импульс восстановлению активности на российских финансовых рынках, в частности фондовом рынке, а также стать катализатором для увеличения притока инвестиций в РФ. Важно отметить, что процесс приватизации должен преследовать не одну, а все вышеозначенные цели.

- Говорит ли готовность государства к приватизации о намерении серьезно расширить рыночный сектор в структуре российской экономики?

- Сам по себе процесс приватизации предполагает рост роли и значимости частного сектора. В период кризиса мы видим – как было и в 2008-2009 годах, - что государство централизует экономику и повышает свою роль в экономических процессах с целью преодоления кризиса. По мере выхода экономики из состояния спада появляется больше возможностей для повышения роли частного сектора, в том числе за счет приватизации.

- Как Вы можете оценить процесс приватизации с точки зрения его открытости и условий доступа участников?

- Если говорить о первой фазе новой приватизации, то этот процесс идет достаточно транспарентно и при значительном участии иностранного капитала. При этом заинтересованность в российских активах высока на фоне их недооцененности. Есть признаки того, что – и это может служить ориентиром для нынешнего этапа приватизации – реализация пакета акций «Алросы» прошла успешно: план по получению средств в бюджет был превзойден, а также был обозначен высокий интерес со стороны иностранных инвесторов. Это говорит о том, что за счет этой сделки Россия стала более значимой на мировых финансовых рынках и повысила свою привлекательность в глазах ключевых иностранных инвесторов.

- Готово ли государство активнее привлекать иностранных инвесторов в стратегические отрасли, в частности, в нефтегазовую сферу (с учетом планов продать часть госпакета «Башнефти» и «Роснефти»)?

- Действительно, включение в программу приватизации таких компаний, как «Башнефть» и «Роснефть», может свидетельствовать о готовности более активно привлекать иностранных инвесторов в стратегические отрасли. Такого рода либерализация регулирования инвестиций в некоторой степени может смягчить сложности для развития ресурсных секторов, связанные с падением цен на сырьё и ухудшение внешнеэкономических условий. Следует также учитывать, что ресурсные отрасли остаются ключевой составляющей российской экономики, и без либерализации инвестиционного регулирования в данной сфере сложно коренным образом изменить ситуацию с инвестклиматом и привлекательностью российской экономики в целом.

- Насколько сами иностранные инвесторы заинтересованы в участии в нынешней волне приватизации с учетом всех известных проблем с отечественным инвестиционным климатом, негативных макроэкономических трендов и действующим санкционным режимом?

- По отношению к российскому рынку есть ожидания улучшения общей макроэкономической ситуации в стране. Постепенно мы будем видеть рост заинтересованности иностранных инвесторов во вложениях в нашу экономику. Для вложений в реальный сектор, в фондовые рынки Россия привлекательна на фоне стабилизации рубля и с учетом потенциала дальнейшего укрепления. Прослеживаются также перспективы роста национальной экономики в течение ближайших нескольких лет. Сама недооцененность наших активов будет поддерживать повышенный интерес среди иностранных инвесторов.

Беседовал Олег Громов

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Противостояние Ирана и Саудовской Аравии – условных центров мирового шиизма и суннизма, наметилось аж со времени победы в иранской Исламской Революции в 1979 году. Именно с тех времен Эр-Рияд начал кампанию по нивелированию политического влияния шиитских общин.

Долгое время системные политические партии Старого Света с правого и левого фланга двигались навстречу друг другу и по мере размывания своей социальной базы смешивались до степени неразличимости. Сформировался широкий политический консенсус, включавший активную социальную политику, принципы политкорректности, уважение прав меньшинств и продвижение целей европейской интеграции. Однако сейчас этот консенсус на глазах начинает распадаться.

Одного из фаворитов президентской кампании во Франции Франсуа Фийона и западная пресса, и российская называют дружественной Москве фигурой, от которой ждут снятия санкций и отказа от политики сдерживания. Вместе с этим, однако, было бы правильнее говорить о внешнеполитических позициях Фийона в контексте не «pro et contra», а, в первую очередь, возвращения Франции активной роли в международных делах, что задает совершенно иную систему координат для анализа его приоритетов.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net