Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

07.09.2016 | Сергей Маркедонов

В Грузию с Североатлантическим советом

Грузия7 сентября в Грузию прибыл Йенс Столтенберг. Генеральный секретарь НАТО примет участие в работе двухдневной сессии Североатлантического совета Альянса.

В этом ранге он посещает столицу Грузии второй раз. Предыдущий визит имел место чуть более года назад. Так 27 августа Столтенберг участвовал в открытии совместного учебного центра НАТО и Грузии на военной базе «Крцаниси». Тогда Генсек альянса особо подчеркивал, что задачей новой структуры будет подготовка «не только грузинских военных, но и военных стран альянса и партнеров». Этот символический жест представители официального Тбилиси оценили как некий важный шаг на пути североатлантической интеграции Грузии.

Минул год, прошел саммит НАТО в Варшаве (который многие наблюдатели рассматривали как важную веху в «холодной войне-2» между Россией и Западом). Однако статус Грузии, если под таковым иметь в виду членство в Альянсе, не поменялся, какие бы риторические и организационные шаги ни предпринимались в Брюсселе. На сегодняшний день это закавказское государство остановилось на отметке ПДЧ (План действий по членству). Данный этап не гарантирует автоматически членства в НАТО, но является последним «испытанием» на этом пути. При этом реализация ПДЧ может длиться не один год. Каково же содержательное наполнение визита Йенса Столтенберга? Можно ли ожидать значительных подвижек в отношениях между НАТО и Грузией и насколько они способны повлиять на российскую политику в Закавказье и на постсоветском пространстве в целом?

Ответы на эти вопросы целесообразно начать с определения самого предмета визита. Согласно официальным документам НАТО, Североатлантический совет (САС) - это «главный руководящий орган» альянса, который «объединяет в своем составе высокопоставленных представителей каждого государства-члена для обсуждения вопросов политики или оперативных вопросов, требующих совместного решения». Он также является «форумом для проведения широких консультаций между государствами-членами НАТО по всем вопросам, касающимся мира и безопасности этих государств». Все члены САС формально имеют право равного голоса в дискуссии, но решения принимаются консенсусом.

Тбилиси принимает у себя Североатлантический совет в четвертый раз. Первая «выездная сессия» прошла в сентябре 2008 года по свежим следам «пятидневной войны», завершившейся признанием абхазской и югоосетинской независимости Москвой и разрывом дипломатических отношений между РФ и Грузией. Именно тогда была сформирована комиссия Грузия-НАТО, институционально оформившая двустороннее сотрудничество. Последний на сегодняшний день визит САС в Тбилиси прошел 26-27 июня 2013 года. Это был период пресловутой «коабитации», когда третий грузинский президент Михаил Саакашвили готовился к тому, чтобы оставить свой пост, а большинство в парламенте получила коалиция «Грузинская мечта», сформировавшая свое правительство. Для партнеров Тбилиси из НАТО было важно понять, что новая власть не свернет с магистрального внешнеполитического пути, обозначенного предшественниками.

И правительство «мечтателей» оправдало возлагаемые на них надежды. На пути сотрудничества с ЕС оно смогло достичь даже больших успехов, чем команда Михаила Саакашвили, если под таковыми понимать подписание Ассоциации с Евросоюзом и подвижки по вопросу визовой либерализации (хотя окончательного решения проблемы еще нет). Курс на стратегическое взаимодействие с НАТО также остался неизменным. Однако новые власти, как и предшественники, не получили чаемого ПДЧ, несмотря на неоднократно выдаваемые Тбилиси авансы со стороны Брюсселя. Так, в апреле 2014 года в ходе заседания комиссии «Грузия-НАТО», закавказское государство назвали не просто натовским «аспирантом», но еще и «моделью для всего региона» и «экспортером безопасности».

Казалось бы, украинский кризис и начавшаяся конфронтация между Западом и Россией, самая мощная с момента распада Советского Союза, открывает перед Грузией новые возможности. По итогам саммита НАТО в Ньюпорте (Уэльс) в 2014 году Тбилиси получил пакет «Усиленного сотрудничества». Тогда же было принято решение об открытии тренировочного центра в Крцаниси. В марте же 2015 года кавказскую республику проинспектировала «оценочная миссия» Альянса, остановившая в итоге свой выбор для тренировочного центра на том месте, где он в итоге через несколько месяцев и был открыт. Однако Украина Украиной, а продвижение Грузии на пути к НАТО заметно не ускорилось.

Что же планирует обсуждать САС в Тбилиси? По словам грузинского министра иностранных дел Михаила Джанелидзе, «пройдет оценка осуществленных Грузией реформ, как в сфере повышения обороноспособности, так и в направлении демократического и экономического развития, что является составляющей нашего плана действий. В рамках визита мы также рассмотрим имплементацию тех решений, которые были приняты на варшавском саммите». Если переводить министерский стейтмент с языка чеканных дипломатических формул на обычный, то становится ясно, что значительных прорывов ожидать не приходится. Хотя бы потому, что в польской столице не было решений о приеме Грузии в ряды Альянса. По-прежнему внутри НАТО относительно грузинских перспектив нет четкости и единства, несмотря на очевидное доминирование США.

Между тем, тезис о «демократическом развитии» и его проверке крайне важен. Напомню, что 3 июня 2016 года президент Георгий Маргвелашвили подписал указ о назначении дня голосования по выборам в парламент. Официально кампания стартовала через 5 дней, а финиширует она 8 октября. Грузия сегодня - парламентская республика, и от итогов голосования зависит не только расклад в высшем представительном органе власти, но и формирование будущего кабинета министров. В конечном итоге, речь идет о преемственности внешнеполитического курса страны. И хотя рассчитывать на то, что в новом созыве парламента восторжествуют силы, настроенные по отношению к НАТО критически, не приходится, возможны определенные изменения в пользу политиков, выражающих скепсис по поводу односторонней ориентации страны на Запад. На сегодня трудно прогнозировать, какой процент они могут взять и сколько мандатов получить. Но исключать их попадания в парламент нельзя, как нельзя исключать и нарастания общественной фрустрации по поводу спасительной роли США, НАТО и ЕС. Таким образом, налицо попытка символически подтвердить неизменность стратегических отношений союзников.

Впрочем, отсутствие четких перспектив формального членства в Североатлантическом альянсе не должно создавать особых иллюзий. Грузия, не будучи юридически членом НАТО, имеет все возможности для расширения двусторонних отношений с США. Более того, этим курсом она уже не первый год следует, если говорить о грузино-американской динамике хотя бы с подписания Хартии 2009 года. 6 июля 2016 года состоялся визит в Грузию госсекретаря США Джона Керри (скорее всего, прощальный именно в этом качестве). Пожалуй, главным итогом его поездки стало подписание двустороннего меморандума об углублении партнерства Тбилиси и Вашингтона в сфере обороны и безопасности. Документ, оформленный в июле, расширил возможности США в процессе модернизации грузинских вооруженных сил.

Не стоит забывать, что у США не единожды выстраивались стратегические военно-политические отношения с государствами, которые по тем или иным причинам не оказывались в рядах НАТО (Испания при Франко, Иран до Исламской революции 1979 года, Израиль, Япония, Южная Корея). И сегодня формальное неучастие Грузии в военном блоке западных стран не закрывает ей путь для активизации усилий на американском направлении.

Вопрос о том, в какой степени это приблизит Тбилиси к «собиранию земель» или решению внутриполитических и социально-экономических задач, является риторическим. По справедливому замечанию политолога Давида Гамцемлидзе, «отсутствие конкретных, осязаемых результатов приводит к острому разочарованию». Однако разочарование в прозападном курсе - это не одномерный и не одномоментный процесс. Пока же при отсутствии четких натовских перспектив Тбилиси, скорее всего, будет компенсировать их на уровне двусторонних отношений с США, не пытаясь, в отличие от президентства Саакашвили, нагнетать излишнюю конфронтацию с Россией. Вот и в канун сентябрьской сессии САС в Тбилиси грузинский премьер-министр Георгий Квирикашвили заявил о необходимости избегать любой конфронтации с Москвой.

Сергей Маркедонов – доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net