Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Прошедший 18 июня с. г. второй тур парламентских выборов во Франции не обошелся без сюрпризов. По его итогам, партия президента Эмманюэля Макрона «Республика, вперёд», вместе со своим союзником, центристским Демократическим движением (Модем) Франсуа Байру, получила не 415-445 депутатских мандатов из 577, как предсказывали специалисты, а 350 мандатов. Тем не менее, налицо бесспорная и внушительная победа.

Бизнес, несмотря ни на что

Комитет Госдумы по финансовому рынку оказывает серьезное влияние на финансовую систему России. Он активно взаимодействует с Центральным банком, биржами, Национальной системой платежных карт, Министерством финансов. В то же время, кажущаяся узость сферы законотворческих интересов Комитета обманчива. Комитет осуществляет предварительное рассмотрение законопроектов, касающихся ипотечного кредитования, страхования, инвестиций, лизинга, аудита и др.

Интервью

Положение в Сирии с приходом Дональда Трампа к власти в США не стало более ясным. Наоборот, ряд действий новой администрации еще больше запутали «сирийский клубок». В перипетиях ситуации в регионе, интересах многочисленных участников и последних тенденциях «Политком.RU» разбирался вместе со старшим преподавателем департамента политической науки НИУ ВШЭ, экспертом по Ближнему Востоку Леонидом Исаевым.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Текущая аналитика

05.04.2017 | Максим Артемьев

Рокировка в Удмуртии: новая ступенька для Бречалова

Александр БречаловАрест главы Удмуртии Александра Соловьева и назначение на его место Александра Бречалова стали крупнейшей внутриполитической новостью России, поскольку кадровые перемены в регионе явились результатом коррупционных расследований, а не плановых замен.

Задержание действующего главы региона - событие исключительное. Особенно, если речь идет о таком крупном и важном субъекте РФ как Удмуртия – место сосредоточения мощного ВПК, и, не забудем, обладающего автономным статусом (хотя в наше время разница между обычным регионом и автономией сильно стерлась). После ареста глав Ненецкого АО А.Баринова, республики Коми В.Гайзера и сахалинского губернатора А.Хорошавина это четвертый случай в истории России.

Удмуртия имеет сложную историю политического становления. В девяностые годы это был регион с острой политической конкуренцией. Борьба ее тогдашнего главы – Александра Волкова с мэром Ижевска Анатолием Салтыковым, привлекала внимание федерального центра, который не давал чрезмерно усиливаться первому. После 2000-го года, когда состоялись первые президентские выборы в республике, и на которых победил Волков, ситуация успокоилась, президент стал доминирующей фигурой.

Однако разного рода политические скандалы время от времени продолжали вспыхивать. Поэтому, когда Александр Волков, в 2014 году ушел в отставку, назначением в качестве его преемника Александра Соловьева, много лет проработавшего спикером местного парламента, и бывшего старше его по возрасту (1950 г.р.), воспринималось многими как неожиданность. Во-первых, он давно уже входил в хозяйственную элиту Удмуртии и был тесно связан с ее прежним руководством, т.е. не воспринимался как свежая «равноудаленная» фигура. Во-вторых, Соловьев был местным, а в тот период в регионы предпочитали назначать людей со стороны. Фактор возраста также нельзя сбрасывать со счетов. Это было самое «возрастное» назначение на тот период.

За три года работы Соловьев не проявил себя как яркий политик, хотя в целом контролировал ситуацию в Удмуртии, предпочитая позиционироваться как «крепкий хозяйственник». На фоне более молодых коллег в других регионах, Соловьев выглядел эдаким косным и консервативным руководителем советского времени, да и по происхождению и опыту он был именно им. Его имя редко появлялось в федеральных СМИ, и с ним не связывалось особенных скандалов. В силу возраста и упомянутого имиджа время от времени циркулировали слухи о его досрочной отставке, а в составляемых рейтингах Соловьев занимал невысокое место.

Однако его арест грянул как гром среди ясного неба. Как следствие, теперь случилось то, чего ожидали в 2014 - а именно назначение главой республики человека со стороны. Александр Бречалов, один из сопредседателей ОНФ и секретарь Общественной палаты стал и.о. руководителя Удмуртии.

О том, что Бречалов может возглавить один из регионов РФ начали говорить в последние несколько месяцев. Это сравнительно молодой политик, 1973 г.р. По образованию - военный. Но, как и многие выпускники военных училищ в девяностые, предпочел работать в бизнесе, получил диплом юриста. Много лет был связан с группой Юниаструм-банка. Одновременно с 2005 года стал активно участвовать в работе общественной организации «ОПОРА России», которая представляла интересы малого и среднего бизнеса. Через нее Бречалов смог зарекомендовать себя в АП, чем и объясняется его дальнейшая успешная карьера. В 2012 он стал президентом «ОПОРы», в 2013 – сопредседателем ОНФ, в 2014, параллельно – секретарем Общественной палаты.

И ОНФ, и Общественная палата – структуры с довольно непонятными функциями. Они созданы как своего рода дубляжи, ОНФ – «Единой России», а ОП – Государственной Думы. В них пребывали либо политики-отставники, либо известные персоны, которых надо было привлечь к пиаровскому обслуживанию власти, либо, напротив, начинающие карьеристы, которые по тем или иным причинам не попали в Думу или заксобрания регионов.

Бречалов относится к третьей категории. И в «ОПОРе», и в ОНФ, и в ОП он себя хорошо проявил, почему ему и были доверены руководящие посты. При этом, несмотря на формальный статус «общественника», Бречалов не является известной публичной фигурой, а скорее представляет собой типичного аппаратчика. Основная его деятельность проходила в рамках ОНФ, а секретарство (т.е. фактически руководство) в Общественной палате, было скорее синекурой для придания необходимого статуса.

ОНФ, несмотря на многочисленные слухи после выборов 2011 года, так и не сменила «Единую Россию», а стала скорее площадкой, на которой реализуются всякого рода общественные активисты провластной направленности. Владимиру Путину явно нравится затея с фронтом, но, ьтем не менее, пока он не нашел своего места в формальной структуре политических институтов России.

Через ОНФ выдвигаются (но не сами по себе, а их «выдвигают») некоторые активисты, которые потом могут попасть в ГД, например. Другие повышают свой общественный статус, получают необходимые знакомства и связи.

Поскольку руководители ОНФ и ОП работают под руководством 1-го заместителя главы АП, то последние несколько лет Бречалов тесно сотрудничал с В.Володиным. После того, как он ушел в Думу, а его место занял С.Кириенко Бречалову предстояло перейти в иную сферу, и потому переход Бречалова в губернаторы прогнозировался. Теперь представился удобный случай.

Что ждет теперь Удмуртию – легко спрогнозировать. Выборов главы в полном смысле слова, конечно, не будет, а пройдет референдум о доверии назначенцу президента, который его выиграет с убедительным результатом.

Формально Бречалов подготовлен для руководства регионом - несколько лет общался с высшим руководством страны, сидел на форумах ОНФ по правую руку от В.Путина, имеет опыт работы как бизнесе, так и в больших общественных структурах. То, что он незнаком с Удмуртией, вряд ли станет для него помехой. Население воспримет его как человека, не повязанного клановыми отношениями. Элиты, по крайней мере, на первом этапе, противиться посланцу Кремля не станут. Председатель Госсовета Удмуртии Владимир Невоструев уже пообещал: «будем помогать». Адмресурс в Удмуртии как, впрочем, и повсюду в России работает исправно. Реальной политической оппозиции там нет – так же как и везде. Политтехнологиями Бречалов владеет, так что, если не совершит каких-то невероятных ошибок, а предпосылок к тому не имеется, в сентябре он победит, не особенно затрудняясь. Более того, свежая фигура сможет придать динамизму кампании «ЕР» на одновременных выборах в Госсовет республики, и выступить в роли «паровоза»,

Гораздо интереснее, что произойдет далее. В 2014 году, и тоже 4 апреля, губернатором Волгоградской области был назначен другой руководитель ОНФ - Андрей Бочаров, и тоже из бывших военных. В сентябре того же года он более чем убедительно победил, получив почти 90% голосов. Но сегодня о том триумфе никто и не вспоминает. Проблемы области не решаются, похвастать губернатору особо нечем. Те ожидания, которые с ним связывались, не оправдались. То есть провала явного нет, но нет и какого-то решительного перелома к лучшему.

Удмуртия рискует пройти тот же путь. Сам по себе губернатор может не многое. Денег ему взять неоткуда. Все эти разговоры про привлечение инвестиций, повторяются во всех регионах России, но реально ни к чему не приводят. Бречалов к тому, же никогда не был на госслужбе, а это сильный недостаток at long run. Выходцы из бизнеса хорошо умеют пиариться, подать себя, наобещать, но уходят обычно не очень хорошо. Достаточно вспомнить В.Груздева в Туле. Руководство регионом – очень сложная работа, требующая специфических навыков, которые вырабатываются годами, и гигантского жизненного опыта. Одного тут пиара недостаточно. Нужно понимать - как работает промышленность, сельское хозяйство, социальная сфера, надо уметь общаться с людьми. Упования на приглашенных мальчиков и девочек из Москвы с престижными дипломами никогда еще не оправдывались. Надо ценить и выдвигать местные кадры, а варяги на это неспособны, ибо работают at short run, то есть на короткую временную перспективу, не связывают свою жизнь с регионом. Для них он – проходной этап в их биографии.

Максим Артемьев - политолог

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

14 июля 2017 года исполнилось четверть века со дня начала миротворческой операции в Южной Осетии. Между тем, эта дата и сегодня представляет значительный интерес не только как значимое юбилейное событие. В своем развитии грузино-осетинский конфликт прошел несколько этапов – от локального (даже не регионального) противостояния, малоизвестного и малоинтересного мировому сообществу, до события международного уровня.

По масштабу перемен во французской политике победа Макрона на президентских и парламентских выборах сопоставима с приходом к власти Шарля де Голля. Соцпартия почти исчезла, в Национальном фронте и у республиканцев намечается раскол, на подъеме левые радикалы. Теперь вопрос, сможет ли новая политическая конструкция убедить французов согласиться на давно назревшие реформы в социальной сфере

Западные Балканы не сходят с повестки дня объединенной Европы. Они остаются основным резервом для расширения ЕС и в то же время являются источником постоянной напряженности. С одной стороны, перспектива вступления в Евросоюз стала для этих стран ключевым драйвером реформ и социально-экономического прогресса. С другой – регулярно возникают серьезные кризисы на Западных Балканах, и Брюссель часто вынужден брать на себя роль медиатора для их разрешения и купирования.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net