Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

26 марта президент РФ Владимир Путин провел встречу с представителями российского бизнеса. На встрече присутствовали 26 человек, включая гендиректора Mail.ru Group Бориса Добродеева, гендиректор сервиса Okko Яну Бардинцеву, совладельца сети Hoff Михаила Кучмента, президента Faberlic Алексея Нечаева, гендиректора «AliExpress Россия» Дмитрия Сергеева, основательницу сети кафе «Андерсон» Анастасию Татулову и президента ГК «Балтика-транс» Дмитрия Красильникова.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

04.09.2017 | Алексей Макаркин

День знаний и школьная политика

День знаний и школьная политикаВладимир Путин 1 сентября провел открытый урок в Ярославле - в регионе, где 10 сентября состоятся губернаторские выборы. Этот урок транслировался в 24 городах страны. Урок проходил не в школе, а в рамках пятого Всероссийского форума профессиональной навигации «Проектория», организованного для талантливых школьников при участии крупнейших компаний страны.

Однако если место выступления президента связано с региональными выборами (в которых будет участвовать и.о. губернатора Ярославской области Дмитрий Миронов, в прошлом генерал ФСО и МВД), то сам формат выступления, выходящий за рамки конкретного региона, может быть частью подготовки куда более масштабного проекта – президентской избирательной кампании. Эта подготовка уже началась: предвыборные задачи решались в ходе прямой линии президента, а на встречах с главами регионов Путин уделяет особое внимание теме восстановления справедливости в отношении конкретных «простых людей». Не менее важно и то, что школьная проблематика занимает заметное место в публичной повестке президента (напомним, что нынешним летом Путин уже встречался с талантливой молодежью из центра «Сириус»). Это свидетельствует о политической важности данной темы для президентской избирательной кампании.

В «нулевые» годы школа находилась на периферии молодежной политики российской власти. Хотя после «оранжевой революции» в Украине 2004 года ставка была сделана на создание антиреволюционных молодежных организаций, которые должны были отвлечь целевую аудиторию от оппозиции и при необходимости «занять площадь» своими многотысячными армиями сторонников, предотвратив тем самым массовые протестные акции. Самой известной организацией такого рода были «Наши». В их деятельности на индивидуальной основе принимали участие и некоторые старшие школьники, но основная ставка делалась все же на провинциальную молодежь из институтов и колледжей, которым было обещано содействие в карьерном росте (что на практике не реализовалось для абсолютного большинства из них). Однако массовые протестные акции 2011-2012 годов показали полную недееспособность таких структур.

После этого основной провластной молодежной организацией стала «Молодая гвардия Единой России», участие в деятельности которой способствовало карьере целого ряда «единороссов» на разных уровнях – от федерального до муниципального. Но, во-первых, приоритетность молодежной политики существенно уменьшилась, после провала 2011 года власть больше стала делать ставку на лояльные «взрослые» организации. А во-вторых, и «Молодая гвардия» работает преимущественно с совершеннолетней аудиторией – это скорее аналог комсомола (причем относительно старших, «послешкольных» возрастов), а не пионерии. Это же относится и к только что созданной «Молодежке ОНФ» (молодежное крыло фронта, сформированное под руководством Игоря Костюкевича, который считается протеже Сергея Кириенко), призванной помогать в карьере активистам, проявившим себя в реализации общественно значимых проектов.

Внимание государства к политической идентичности школьников усилилось после новой украинской революции в условиях противостояния с Западом. К тому времени во власти возобладал подход, согласно которому борьбу за умы россиян надо начинать со школьной скамьи, что логично в условиях быстрого взросления детей и доступности для них широкого спектра информации. На киевском Майдане было немало школьников – и это выглядело опасным прецедентом (характерно, что в 2017 году в акциях Алексея Навального также активно участвовали учащиеся школ, что было отмечено многими СМИ как новое явление в российской оппозиции).

В результате были созданы две структуры, ориентированные на работу со школьной аудиторией. Одна из них – учрежденная в 2015 году по указу президента при Росмолодежи общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» (РДШ). Учредительное собрание движения состоялось в марте прошлого года. Официально заявлено, что РДШ предоставляет каждому школьнику в возрасте от 8 лет возможность «принимать участие в творческих конкурсах, семинарах, тематических слетах, форумах, фестивалях, посещать детские оздоровительные лагеря, заниматься добровольческой деятельностью, встречаться с интересными людьми, заниматься в военно-патриотических клубах, пробовать свои силы в журналистике, обмениваться и перенимать опыт школьников из других регионов страны». Как писали тогда СМИ, для чиновников правительства указ президента стал неожиданным. В министерстве образования и науки не смогли сразу рассказать, как он будет реализовываться; быстро появилась информация о том, что создание РДШ – инициатива «исключительно администрации президента».

По своему характеру РДШ напоминает пионерскую организацию, хотя подчеркиваются его отличия – добровольность и неидеологизированность. Можно отметить и то, что движение, по заявлению его организаторов, «стремится стать сервисной площадкой, чтобы оказывать максимальное содействие в развитии школьников, выступая навигатором существующих и создающихся возможностей в нашей стране». Таким образом, значительное внимание уделяется личному интересу подростков, тогда как в пионерской организации доминировали коллективные ценности. Хотя и в уставе РДШ сказано, что движение содействует формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей (понятно, что речь идет о консервативных принципах, свойственных политике российской власти, особенно после протестов 2011-2012 годов).

Впрочем, пионерские «корни» организации все равно обсуждаются: например, в ходе заседания Всероссийского съезда РДШ в Санкт-Петербурге министра образования и науки Ольгу Васильеву спросили о том, готово ли государство оказывать движению полноценную помощь, в том числе и финансовую, подобно тому, «как СССР оказывал поддержку пионерии». Хотя Васильева и заявила, что «возврат к аналогам сегодня вряд ли возможен», но при этом отметила, что всё лучшее из пионерского движения «безусловно, надо взять». Однако при этом она упомянула, что пионерия была привнесена в Советскую Россию в начале ХХ века по аналогии со скаутским движением на Западе – а следовательно, это «лучшее» может не носить идеологического характера. Разумеется, на вопрос о финансировании был дан положительный ответ.

Принцип добровольности в функционировании РДШ, однако, оспаривается наблюдателями, обращающими внимание на заявление министра образования Забайкальского края Андрея Томских, сделанное 23 августа нынешнего года. На августовской конференции работников образования он пригрозил увольнениями директорам школ и руководителям местных комитетов образования, не поддержавшим движение (всего были названы пять районов). Позднее министр назвал свои слова «эмоциональной оценкой ситуации, связанной с бездействием некоторых районов края».

Второй структурой, работающей со школьниками, является движение «Юнармия», действующее в рамках военно-патриотического направления работы РДШ, но являющееся самостоятельной структурой и созданное по инициативе министерства обороны. Она получила государственную регистрацию в 2016 году. Вступить в «Юнармию» может любой школьник, военно-патриотическая организация, клуб или поисковый отряд. В нее входят юные инспектора движения, пограничники, спасатели, казаки, «юнармейцы» участвуют в военно-патриотических играх и квестах. 9 мая нынешнего года «Юнармия» впервые участвовала в Параде Победы на Красной площади. Минобороны утвердило специальную форму для «юнармейцев», в частности, красные береты со знаком «Юнармии» – орленком. Ряд ключевых мероприятий «юнармейцев» – первый и второй Всероссийские слеты, летний лагерь – проходят на территории парка «Патриот», созданного в Московской области, губернатор которой, Андрей Воробьев, тесно связан с Шойгу. Сам Воробьев, как и Шойгу, принимает активное участие в акциях «юнармейцев».

Российская власть предпринимает системные усилия для того, чтобы школьники находились в сфере ее влияния, причем используя современные технологии работы с молодежью. Эта деятельность все более расширяется – например, РДШ начал свою деятельность в 2016 году с пилотных школ в каждом субъекте Федерации, но поставлена задача, чтобы оно присутствовало в каждой школе. Численность участников «Юнармии» к началу лета превысила 100 тысяч человек, движение имеет свои отделения во всех регионах страны.

Ставка на массовость делается и в других проектах. Например, открытый урок на тему «Россия, устремленная в будущее», в котором 1 сентября участвовал президент, первоначально планировалось провести в нынешнем году в более чем тысяче школ как проект ОНФ. Однако за несколько дней до начала учебного года в министерстве образования и науки было объявлено, что этот урок состоится во всех школах страны. Характерно, что тема урока предполагала рассказ не только о приоритетных направлениях развития страны и развития пространства государства (в частности, о «дальневосточном гектаре»), но и о возможностях личностного роста школьников. Тем самым вновь предпринята попытка соединить частное и общественное.

Значение 1 сентября как дня, объединяющего школьников всей страны – в том числе и в контексте открытого урока с участием президента, – оказалось определяющим при принятии решения о времени начала учебных занятий. В нынешнем году 1 сентября совпало с одним из основных мусульманских праздников – Курбан-байрам – и первоначально в ряде субъектов Российской Федерации встал вопрос о переносе начала учебных занятий на 2 или 4 сентября. В одних случаях это объяснялось религиозными традициями, в других – проблемой безопасности школ, расположенных недалеко от мечетей. Поэтому незадолго до начала учебного года в информационном пространстве стала появляться информация о переносе Дня знаний в Дагестане, Карачаево-Черкесии, Ингушетии, в московских школах, находящихся рядом с соборной мечетью, в ряде школ Подмосковья. А министр образования и науки Ингушетии Юсуп Костоев даже успел сделать запись в Instagram о переносе Дня знаний на 2 сентября.

Однако региональные и местные инициативы были дезавуированы – в результате во всех субъектах Федерации учебный год начался единообразно. Министр Костоев удалил свою запись, а глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров заявил, что «мероприятия с учащимися, посвященные 1 сентября, может провести женская часть педагогических коллективов», так как мужчины в этот день посещают мечети и кладбища. В результате исключением стала московская школа № 2107, находящаяся рядом с соборной мечетью – там решение о переносе Дня знаний принял управляющий совет.

Школьная тематика и далее будет оставаться актуальной для российской власти. Молодежь рассматривается как «сфера риска», так как для нее менее важен или совсем неактуален вопрос о приоритете стабильности как альтернативы турбулентным 90-м годам (которые для нее являются незнакомым прошлым). Добавим к этому, что, согласно исследованиям ВЦИОМ, ценность стабильности снижается и для общества в целом, растет пока недостаточно оформленный запрос на перемены. В этих условиях стремление удержать школьников от протестной активности, дать им позитивную альтернативу, связанную с шансом на вертикальную мобильность, может только увеличиваться. Но есть две проблемы. Первая состоит в том, что увлекательные мероприятия (походы, квесты, конкурсы) могут восприниматься детьми отдельно от «государственнического» подхода. Вторая – ставка на массовость и всячески стимулируемое сверху быстрое развитие способны привести к росту бюрократизации и формализации, хорошо известных по истории советской пионерии.

Алексей Макаркин - первый вице-президент Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net