Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Выборы 10 сентября 2017 года не продемонстрировали каких-либо однозначных и однонаправленных тенденций в развитии электорального процесса. Напротив, существенно выросло влияние местных условий на итоги голосования. И, судя по всему, отсутствие каких-либо жестких установок центра в отношении того или иного сценария проведения выборов (по крайней мере, ход кампании и ее итоги не позволяют утверждать об их наличии) привело к заметному «разбеганию» этих сценариев в регионах.

Бизнес, несмотря ни на что

На спасение «Открытия» и Бинбанка придется потратить, по предварительным подсчетам, от 500–750 млрд руб., следует из оценки ЦБ. Масштаб вскрывшихся проблем вызывает у экспертов обеспокоенность качеством надзора за банками.

Интервью

Кризис в Венесуэле становится все более острым. Но одновременно в его воронку втягиваются и другие страны Латинской Америки. Большинство из них отвергают антидемократические действия президента Николаса Мадуро, однако на его стороне выступают государства с левыми лидерами. От противоборства между ними зависит политическое будущее континента. Об этом «Политком.RU» рассказал проживающий в США видный кубинский политолог, лидер Либерального союза Кубы Карлос Альберто Монтанер.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Текущая аналитика

18.09.2017 | Политком.RU

«Северный поток - 2»: неоднозначные перспективы

Nord Stream15 сентября газета «Ведомости» сообщила, что Еврокомиссия хотела бы распространить на трансбалтийский газопровод «Северный поток – 2» действие норм Третьего энергопакета, который запрещает на территории Европы совмещать производство и поставку газа с владением газопроводами. Еврокомиссия хочет договориться с Россией о компромиссе.

По данным «Ведомостей», для начала переговоров с Россией Еврокомиссии потребуется специальный мандат. Документ уже подготовлен и должен быть утвержден советом ЕС. Одним из ключевых условий для Еврокомиссии является распространение на «Северный поток – 2» требований о разделении функций поставщика и транзитера газа. В проекте мандата есть также и два компромиссных предложения. «Может быть рассмотрено применение альтернативных моделей разделения, таких как создание независимого системного оператора или независимого оператора транспортной системы», – говорится в документе. Фактически первый вариант означает, что инфраструктура «Северного потока – 2» останется в собственности 100%-ной «дочки» «Газпрома» Nord Stream 2 AG, но операционное управление трубой должно быть передано независимой компании. 14 сентября в Европарламенте член Еврокомиссии по энергетике Мигель Ариас Каньете заявил, что ЕС не должен допустить, чтобы «Северный поток – 2» функционировал в юридическом вакууме, не соблюдая прав третьих стран.

Второй вариант допускает, что и инфраструктура, и деятельность «Северного потока – 2» остаются за Nord Stream 2 AG, но надзирать за его работой будет независимый регулятор. Кроме того, в проект мандата включен пункт о необходимости обеспечения доступа к трубопроводу третьих лиц.

Предполагалось, что обсуждение проекта мандата начнется летом, говорил источник «Ведомостей», участвующий в обсуждении документа. Но из-за периода отпусков работа сдвинулась на осень. Уже состоялось несколько рабочих совещаний. Но дата голосования в Совете ЕС еще не назначена. Далеко не все страны – члены ЕС определились со своей позицией, отметил собеседник издания.

Летом зампред правления «Газпрома» Александр Медведев говорил, что его компания не видит повода обсуждать распространение Третьего энергопакета на «Северный поток – 2». Министр энергетики Александр Новак говорил, что Россия будет настаивать на том, что проект трубопровода носит исключительно коммерческий характер, и просить время на изучение мандата Еврокомиссии. Двусторонняя встреча министра и еврокомиссара по энергетике Мароша Шефчовича может пройти в октябре, сообщал «Интерфакс» со ссылкой на представителя Минэнерго. Среди прочего на ней может обсуждаться и «Северный поток – 2».

Возможность создания независимого оператора проекта или независимой компании по прокачке по нему газа – наиболее вероятный сценарий, который может понравиться «Газпрому», заявил «Ведомостям» сотрудник крупного рейтингового агентства. «Особенно сейчас, в контексте санкций, эта опция может быть интересной российской госмонополии. Но с великой долей вероятности «Газпром» будет вообще пытаться торпедировать весь меморандум и в дальнейшем играть в политический пинг-понг вплоть до завершения строительства «Северного потока – 2», – не исключает собеседник «Ведомостей».

Заметим, что критично в отношении проекта «Северный поток – 2» выступают США. Об этом говорили и представители прежней администрации Барака Обамы. А нынешняя администрация во главе с Дональдом Трампом подписала закон о санкциях против России, где речь также шла об ограничениях для энергокомпаний, задействованных в проектах с РФ. 10 августа международное рейтинговое агентство Moody's в своем обзоре указало, что новый закон США о санкциях может привести к негативным последствиям для российского энергетического сектора, в особенности для «Газпрома». Ухудшение кредитоспособности компании может помешать строительству газопроводов «Северный поток - 2» и «Турецкий поток», считает автор отчета, ведущий аналитик агентства по российскому нефтегазовому сектору Денис Перевезенцев.

Проект «Северного потока» блокирует также Польша и страны Прибалтики, считая, что реализация проекта ударит по энергетической безопасности Европы. В июле 2016 года антимонопольный регулятор Польши UOKiK отказал в согласовании строительства «Северного потока-2», объяснив свое решение тем, что планируемая сделка может привести к «существенному ограничению конкуренции». 3 сентября правительство Дании подготовило законопроект, который дает возможность министерству иностранных дел страны запретить строительство нового трубопровода в ее территориальных водах, исходя из «внешнеполитических интересов и вопросов национальной безопасности», пишет датская газета Politiken. Прокладка трубы по альтернативному маршруту вряд ли сильно скажется на стоимости «Северного потока – 2», но может значительно увеличить сроки строительства, говорил партнер RusEnergy Михаил Крутихин.

7 сентября глава Минэнерго России Александр Новак в интервью РБК-ТВ заявил, что Россия готова сохранить часть транзита газа через Украину, если это окажется выгоднее, чем поставлять газ по новым газопроводам - «Турецкому потоку» и «Северному потоку - 2». Однако он подчеркнул, что Россия намерена достроить оба газопровода до конца 2019 года. Контракт на транзит газа через Украину истекает именно к этому времени.

Геополитические препятствия в реализации проекта «Северный поток - 2» нарастают, что усугубляется как более жесткой санкционной политикой США, так и сохранением кризиса отношений между Россией и ЕС. Москва рассчитывает на инерционный сценарий – достроить газопровод, который тем самым будет практически навязан руководству Евросоюза, рассчитывая на постоянную пробуксовку переговоров. В то же время и сам «Газпром» может столкнуться с финансовыми и санкционными рисками, что делает проблему еще более комплексной. Нет пока никаких гарантий и реализации «Турецкого потока». Все ведет к тому, что к концу 2019 года России придется решать вопрос с Украиной о транзите газа в Европу.

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

С окончанием летних каникул итальянские партии приступили к подготовке к парламентским выборам, которые предварительно должны состояться весной 2018 года. Этот процесс проходит на фоне ряда вызовов для правящей «Демократической партии», связанных с проблемами неконтролируемой миграции, терроризма и усиливающегося экономического кризиса, в частности в сельском хозяйстве.

Социально-политический конфликт, возникший в связи с готовящимся выходом в свет фильма «Матильда», окончательно перешел в силовую фазу: по мере приближения даты премьеры картины (25 октября), растет число радикальных акций, направленных против кинотеатров и создателей фильма. Власть при этом, осуждая насилие, испытывает дефицит политической воли для пресечения агрессии.

В своих размышлениях о природе власти Эмманюэль Макрон писал, что его не устраивает концепция «нормальной» власти, которую проповедовал Франсуа Олланд во время своего правления, ибо такая власть превращается «в президентство анекдота, кратковременных событий и немедленных реакций». C точки зрения Макрона, необходимо действовать как король («быть Юпитером»), восстановив вертикаль, авторитет и даже сакральность власти, одновременно стараясь быть ближе к народу.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net