Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

06.12.2005 | Татьяна Становая

УЧЕТ И КОНТРОЛЬ

Вчера президент России Владимир Путин продолжал "работу" над скандальным законопроектом об НКО. На традиционном совещании с членами правительства он заслушал доклад министра юстиции Юрия Чайки, который привез из Страсбурга юридическую экспертизу законопроекта от европейских чиновников. Президент дал поручение главе своей администрации Сергею Собянину в пятидневный срок разработать поправки в законопроект с учетом мнения Совета Европы и Общественной палаты. Тем не менее, стало очевидно, что концепция законопроекта останется прежней, и Кремль намерен сохранить главное - контроль над НКО.

Напомним, что 23 ноября Госдума приняла в первом чтении поправки в законы "Об общественных объединениях" и "О некоммерческих организациях". Второе чтение запланировано на 9 декабря - как раз ровно через пять дней после вчерашнего совещания у президента. Успеют ли депутаты рассмотреть все поправки или нет, не ясно. Однако некие источники во фракции "Единая Россия" уже заявили, что законопроект вряд ли будет принят до конца осенней сессии. Правда, другой представитель фракции Олег Морозов выразил уверенность, что рассмотрение состоится через неделю от ранее запланированного срока. "Законопроект отложен на неделю - Дума отреагировала на обращение Общественной палаты. Но это не значит, что мы согласились (с позицией Общественной палаты)", - сказал Морозов.

Законопроект вот уже почти месяц волнует не только сами НКО в России, но и Запад, который даже намекает на возможные трудности при вступлении РФ в ВТО. Свою озабоченность выразила и Общественная палата, которая потребовала перенести рассмотрение законопроекта до того момента, как она сможет сделать собственную экспертизу. Негативное отношение к законопроекту высказали Председатель Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Э.Памфилова и Уполномоченный по правам человека в РФ В.Лукин. С Памфиловой, а также председателем Госдумы РФ Борисом Грызловым президент встречался две недели назад: он тогда отметил, что от принятия законопроекта не должно пострадать гражданское общество, но главная цель - недопущение финансирования политических партий из-за рубежа - должна быть достигнута. Наконец, в субботу президент поднимал тему законопроекта об НКО на традиционном совещании Совета безопасности РФ: оно прошло в закрытом режиме. А вот вчерашнее совещание уже было адресовано озабоченной общественности и Западу.

И здесь обнаруживается много нового. Во-первых, усложняется мотивация принятия законопроекта. Если раньше президент говорил только о финансировании политической деятельности извне, то сейчас к этому прибавилась и необходимость "обезопасить наше общество и граждан от распространения какой-то террористической идеологии, человеконенавистнической идеологии, которая может функционировать под той или иной вывеской. И мы, к сожалению, сталкиваемся с этим, сталкиваемся с крайними течениями различных направлений разных конфессий". Говорил ли президент о сектах или пресловутых ваххабитах - неясно. Ясно, что президент не мог позволить себе говорить более конкретно, дабы не задеть чьи-то чувства. Но ясно также, что обоснование принятия законопроекта надо было сделать более весомым и насущным: позволяет этого добиться четкая увязка законодательной инициативы с проблемами личной безопасности граждан - это намного понятнее большинству.

Во-вторых, президент попытался вступить в переговоры с Западом и по-возможности учесть их рекомендации - это лишит западных политиков поводов обвинять Москву в "глухоте". Примечательное заявление прозвучало из уст Владимира Путина: "совершенно очевидно, что главным достоянием в современной России является демократический процесс, достижения нашего гражданского общества, и мы не должны позволить себе вместе с водой выплеснуть, как говорится, и ребенка". Вот кем в данном случае является "ребенок", каждый понимает по-своему. Для президента ребенок - это, видимо, рычаги контроля над НКО, а для общественных организаций - гражданское общество. По большому счету получается, что "детей" двое.

Как пояснил Владимир Путин, он направил в Страсбург министра юстиции Юрия Чайку "с поручением проконсультироваться и с нашими европейскими коллегами по этим вопросам". Чайка сообщил, что состоялись встречи с генеральным директором Юридического департамента господином Ги де Велем, с Комиссаром по правам человека Совета Европы Хиль-Роблесом. "Господин Хиль-Роблес сказал, что устанавливать правила, регистрировать, знать устав и учредителей любой организации - является суверенным правом государства. Транспарентность финансовых расходов - а это одна из тем, которая была крайне актуальна, - обязательно требуется в любом современном правовом государстве. Каждая страна имеет фундаментальное право знать, кто инвестирует деньги в страну и на какие цели они расходуются", - заявил министр юстиции. Далее он сослался на "генерального секретаря", выступившего на встрече политологов Московской школы политических наук и заявившего, что "установление правил регистрации и контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и транспарентности финансовых расходов - это является обязательным или общим правилом для любого уважающего себя государства, и это внутреннее дело государства". Чайка отметил, что законопроект соответствует международным нормам и в частности Европейской конвенции о признании юридическими лицами международных неправительственных организаций 1986 года. Таким образом, фактически министр ездил не столько для того, чтобы выслушать рекомендации, сколько для того, чтобы удостовериться в правильности концепции законопроекта.

Заговорив о письме генерального секретаря Совета Европы Дэвиса, который на самом деле выражал озабоченность принятием законопроекта, Чайка вновь увидел лишь одного "ребенка": "господин Дэвис констатирует, что Российская Федерация вправе законодательно регламентировать вопросы создания и деятельности некоммерческих и неправительственных организаций на своей территории. Общая концепция законопроекта направлена на то, чтобы предоставить федеральным властям больше полномочий для осуществления контроля над неправительственными организациями, некоммерческими организациями. При этом цель борьбы - мы не раз акцентировали на этом внимание - цель борьбы с отмыванием денег и терроризмом несомненно является законной целью в соответствии с Европейской конвенцией по правам человека, то есть еще один документ, на который ссылались специалисты".

Лишь в самом конце своего выступления министр юстиции отметил, что в дискуссиях высказывались озабоченности по нескольким позициям: это, прежде всего, то, что в проекте имеются отдельные недостаточно четко сформулированные требования, формулировки. Некоторые требования являются, скажем так, излишними либо непропорциональными тому, что мы хотим видеть. "И последнее, что особенно их волнует, - наша российская правоприменительная практика. Поэтому, на наш взгляд, эти все рекомендации могут быть учтены при втором-третьем чтении", - заявил Чайка.

Президент докладом остался доволен и дал поручение руководителю своей администрации "учесть рекомендации наших европейских коллег, обязательно учесть озабоченности членов Общественной палаты и представителей неправительственных организаций Российской Федерации, все это обобщить и в пятидневный срок представить мне проект возможных поправок к этому закону, который должен быть направлен в Государственную Думу от имени Президента России".

Судя по всему, вся кампания по продвижению противоречивого законопроекта укладывается в трехходовку. На первом этапе - инициатива депутатов Госдумы, которые вносят проект закона в максимально жестком виде и для подтверждения своих серьезных намерений принимают его в первом чтении. На втором этапе - волна возмущения со стороны общественности и озабоченность президента: знаковые встречи Владимира Путина с Памфиловой и Грызловым. Наконец, третий шаг - внесение уже президентом послабляющих "поправок", которые должны показать, что "обратная связь" с обществом, в также "прогрессивным Западом" работает. Но главное в том, что жесткий контроль над НКО будет сохранен, и органы власти в любом случае получат рычаги не только для учета их количества, но и контроля над их деятельностью.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net