Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

03.09.2018 | Марина Войтенко

Структурные реформы – освоение маршрута

Марина ВойтенкоПрезидент РФ Владимир Путин, поддержав в смягченном варианте изменения в пенсионной системе, дал четкий и однозначный сигнал: реализация повестки мер, направленных на преодоление структурных ограничений росту ВВП, не имеет альтернативы. Более того, бездействие попросту безответственно и нечестно, а значит, последуют и другие решения, продвигающие экономику к новой модели развития. Затраты на «амортизацию» повышения возраста прекращения трудовой деятельности уже требуют корректировок параметров финансового планирования и усиления внимания к эффективности госрасходов. Одновременно насущной необходимостью (отступать уже некуда) становится ускорение общеэкономической динамики, в свою очередь, невозможное без значимого усиления инвестактивности вкупе с новой политикой занятости, адекватной надвигающимся переменам на рынке труда.

Начатый перезапуск пенсионной системы будет продолжен. До конца года правительством анонсированы изменения в «балльную систему», направленные на восстановление, к сожалению, уже почти размытой зависимости каждой индивидуальной пенсии от трудового стажа и персонального среднего заработка. К тому же сроку ожидаются решения по запуску модели «индивидуального пенсионного капитала» (ИПК) и разморозка с 2020 года уже сформированных накоплений, что в совокупности позволяет повысить отношение средней пенсии к средней зарплате в РФ с нынешних 29,1% до 40%, предусматриваемых международной конвенцией по соцобеспечению (ее ратификация, видимо, также состоится до конца 2018 года). Уже только эти меры открывают «окно возможностей» для таргетирования социальной политики (адресности соответствующих госрасходов).

Вместе с тем, нарастает актуальность решений, принципиальных для будущего облика рынка труда. Эксперты справедливо отмечают: просто переквалификация предпенсионеров – это паллиатив, необходимо создание системы непрерывного образования взрослых, что потребует финансовых ресурсов на порядок больших, чем ныне запланированные 30 млрд рублей. Движение по этому вектору, однако, практически неотличимо от бега на месте.

Больше шансов на успех в вопросах гарантий занятости для работников предпенсионных возрастов – они должны начать действовать в идеале с 1 января 2019 года. Но компромисса, устраивающего все стороны пока тоже не видно. По мнению бизнеса, уголовное преследование за увольнения или отказ брать на работу явно избыточно и контрпродуктивно. К тому же способно сдвинуть возрастную «планку отсечения» найма по квалификационным требованиям много ниже нынешней предпенсионной. Административное воздействие воспринимается несколько спокойнее, но и оно должно быть уравновешено мотивациями экономического характера.

Предложения предпринимательских объединений на этот счет сходятся на снижении страховых взносов в ПФР, которые работодатели платят за пожилых сотрудников (у РСПП – до 14-15%, у «Опоры России» – до 10%, в «Деловой России» настроены и вовсе на обнуление отчислений). Отклик власти пока неочевиден. Возможно, официальна позиция прояснится после завершения работы парламентариев над законопроектом о налоговых расходах, то есть, выпадающих доходах бюджета, обусловленных льготами и преференциями по налогам, сборам и таможенным платежам. Их оценка должна будет проводиться ежегодно, а соответствующий отчет (в том числе с характеристиками полученных эффектов) вноситься вместе с проектом бюджета РФ на следующую трехлетку.

По формальным причинам, как видим, введение новых фискальных стимулов может затянуться. Вместе с тем, без них запуск пенсионных изменений тоже вряд ли оправдает ожидания. Решение, тем не менее, предстоит принимать уже в ближайшие недели. К тому же оно имеет прямую проекцию на температуру инвестклимата.

Смягчение пенсионных новаций еще раз напомнило о том, что ускорение роста неотделимо от усиления инвестактивности. Существенным условием для этого по-прежнему остается закрепление низкоинфляционной среды. По итогам августа индекс потребительских цен поднялся в годовом выражении до 3% (последний раз такого уровня он достигал в сентябре-2017). До конца 2018 года ЦБ РФ ждет повышения до 3,5-4% год к году, в 2019-ом – до 4-4,5%. Главная причина – новая ставка НДС в 20%. Диапазон ее вклада в инфляцию с учетом всей совокупности факторов, по оценкам регулятора, достаточно широк и насчитывает от 0,6 до более 1,5 п.п. (основное влияние скажется в первые месяцы 2019 года, его масштаб составит около 1 п.п.). Удержание годового темпа ценовой динамики вблизи цели в 4% потребует немалых усилий денежных властей.

Между тем, складывающиеся необходимые ценовые предпосылки пока не получили убедительного продолжения с точки зрения достаточности условий для большей инвестактивности. Данные Росстата, напротив, показывают ее торможение: 4,4% по результату-2017, 3,2% в январе-июне 2018 года (3,6% в первом квартале, 2,8% – во втором). Не обнаруживаются и выраженные качественные подвижки: доля вложений в машины, оборудование и транспортные средства выросла с 34,1% в первом полугодии-2017 до 35,6% в соответствующем периоде 2018-го за счет относительно крепкого рубля. Продолжение тренда теперь под большим вопросом из-за ослабления валютного курса.

Примечательны изменения в источниках финансирования: доля бюджетных средств сократилась с 13,4% до 12,1%, банковских кредитов – с 11,5% до 8%, вес собственных средств предприятий, напротив, потяжелел с 56% до 59,7%. Заметим также, что Росстат на минувшей неделе зафиксировал рост чистого финрезультата (прибыли до налогообложения) предприятий за последние два квартала на 30,9% г/г (год назад отмечалось снижение на 10,9%) до 6,37 трлн рублей. Потенциал финансирования капвложений, таким образом, довольно высок.

Тем не менее, бизнес вследствие неопределенности в макротрендах, внешних условиях и среднесрочных приоритетах экономической политики предпочитает направлять прибыль на сокращение долга, увеличивать выплаты дивидендов или хранить на счетах и депозитах в банках (на последние, к примеру, приходится до 5 трлн рублей и $10 млрд).

Инвестиционная динамика, оказавшаяся в июле хуже ожиданий, стала одним из оснований снижения прогноза ЦБ РФ на третий квартал – с 1,5-2,0% до 1,3-1,7% (прогноз по году в целом оставлен без изменений – 1,5-2,0%). В этих обстоятельствах в регулятивной повестке на первый план логично выходит поиск стабильных инвестстимулирующих мер долговременного характера.

На серьезность намерений кабмина двигаться в этом направлении указывает, например, подготовленный Минфином законопроект (он уже отправлен на межведомственное согласование) и соглашениях о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Источники в правительстве (на них ссылаются деловые СМИ) не исключают, что новый механизм, родившийся в ходе дискуссии с бизнесом по поводу идей об «изъятии сверхдоходов», будет представлен на планируемой в ноябре встрече Владимира Путина с членами РСПП как единое решение для стимулирования инвестиций.

Соглашение о защите и поощрении капиталовложений не предполагает федеральных льгот по налогу на прибыль (чем отличается от практики специальных инвестконтрактов, установленной законом о промышленной политике). В то же время, идея инвестсоглашения строится на трех фундаментальных принципах.

Первый – механизм распространяется на любые типы инвестпроектов, включая сферы сельского хозяйства, информации и связи, а также выпуск продукции двойного назначения. Исключение составляют производство табака, алкогольной продукции, добыча нефти и природного газа. К числу приоритетных разработчиками отнесены: уже объявленные, но пока «пробуксовывающие» проекты компаний; соответствующие критериям майского указа-2018 президента новые программы корпораций; инфраструктурные госпроекты, реализуемые на принципах государственно-частного партнерства, с ориентацией на регионы присутствия бизнеса. По данным «КоммерсантЪ», у Минфина есть информация о 407 проектах на сумму более 30 трлн рублей, которые могут быть предметом СЗПК. РБК сообщает о том, что этот механизм предполагается распространить и на мегапроекты в сфере транспортно-логистической инфраструктуры, но их перечень пока не определен.

Второй принцип – инвестору гарантируется сохранение всех налоговых и регулятивных условий на 6 лет с пролонгацией еще на 6 или 12 лет в зависимости от объема вложений, «рубежи» которого определены в диапазоне от 3 млрд до 30 млрд рублей. Минфином также предлагается единый контракт по госсубсидиям, если они предусмотрены проектом. Такая «заморозка» изменений в законодательстве, впрочем, не затронет те из них, которые качаются защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны и безопасности государства и конституционных прав граждан.

Третий – возмещение затрат на создание инфраструктуры в объеме налогов, уплачиваемых инвестором в ходе реализации проекта. То есть, бюджет выступает гарантом его исполнения: в случае ухудшения условий, ущерб будет компенсирован госказной. В презентации Минфина содержится и положение о возможности долгосрочного государственного заказа «для формирования первичного спроса на уникальную продукцию проекта». Как подчеркнул замминистра финансов Андрей Иванов 30 августа, представляя журналистам идею СЗПК, «это будет очень важно и для иностранных инвесторов, в частности азиатских». Немаловажно и то, что согласно текущей версии законопроекта, инвестором, чьи вложения подлежат защите, может выступать российское юрлицо с иностранным капиталом.

В целом предложения министерства финансов выглядят многообещающе системными. Но они, по оценке экспертов, остаются под рисками. Пока не ясно какие инвестпроекты останутся в «пуле» по итогам согласований. Практику правоприменения в отношении той же «заморозки» действия законодательных изменений еще только предстоит сформировать, а позитивного опыта на этот счет маловато. И уже сейчас понятно – для эффективной «отдачи» замысла потребуются немалые усилия на других «смежных» направлениях улучшения инвестиционного климата.

Конечный эффект решений по изменениям в пенсионной системе будет проявляться не только в ее большей финансовой устойчивости и постоянном повышении обеспеченности пожилых людей. Еще важнее, пожалуй, своего рода «веерное подключение» других существенных действий в рамках сложившейся российской структурной повестки. По сути пока лишь обозначена готовность, правда, на высшем политическом уровне, к первому шагу. Освоение маршрута отхода от традиционной модели развития требует новых усилий. Инвестиции, рынок труда, поощрение конкуренции, поддержка несырьевого сектора, переопределение экономических функций госуправления – очевидные «дорожные указатели». Принципиальна при этом и политтехнология следования. При всем разноголосии дискуссия о «пенсионной перезагрузке» доказала – качество принимаемых мер напрямую зависит от содержательности диалога. С выходом на «пенсию» жизнь современных структурных реформ в России только начинается.

Марина Войтенко – экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net