Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

В США состоялись промежуточные выборы. Исход голосования, в отличие от 2016 года, совпал с прогнозами социологов. Демократы завоевали большинство в Палате представителей, а республиканцы сумели сохранить и даже усилить большинство в Сенате.

Бизнес, несмотря ни на что

15 ноября Госдума приняла в третьем чтении пакет законов о проведении в четырех регионах РФ эксперимента по введению налога на профессиональный доход. Введение нового налогового режима начнется с 1 января 2019 года и продлится десять лет. Если эксперимент будет признан успешным – предполагается распространение подобного налогового режима на всю страну.

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Колонка экономиста

03.09.2018 | Марина Войтенко

Структурные реформы – освоение маршрута

Марина ВойтенкоПрезидент РФ Владимир Путин, поддержав в смягченном варианте изменения в пенсионной системе, дал четкий и однозначный сигнал: реализация повестки мер, направленных на преодоление структурных ограничений росту ВВП, не имеет альтернативы. Более того, бездействие попросту безответственно и нечестно, а значит, последуют и другие решения, продвигающие экономику к новой модели развития. Затраты на «амортизацию» повышения возраста прекращения трудовой деятельности уже требуют корректировок параметров финансового планирования и усиления внимания к эффективности госрасходов. Одновременно насущной необходимостью (отступать уже некуда) становится ускорение общеэкономической динамики, в свою очередь, невозможное без значимого усиления инвестактивности вкупе с новой политикой занятости, адекватной надвигающимся переменам на рынке труда.

Начатый перезапуск пенсионной системы будет продолжен. До конца года правительством анонсированы изменения в «балльную систему», направленные на восстановление, к сожалению, уже почти размытой зависимости каждой индивидуальной пенсии от трудового стажа и персонального среднего заработка. К тому же сроку ожидаются решения по запуску модели «индивидуального пенсионного капитала» (ИПК) и разморозка с 2020 года уже сформированных накоплений, что в совокупности позволяет повысить отношение средней пенсии к средней зарплате в РФ с нынешних 29,1% до 40%, предусматриваемых международной конвенцией по соцобеспечению (ее ратификация, видимо, также состоится до конца 2018 года). Уже только эти меры открывают «окно возможностей» для таргетирования социальной политики (адресности соответствующих госрасходов).

Вместе с тем, нарастает актуальность решений, принципиальных для будущего облика рынка труда. Эксперты справедливо отмечают: просто переквалификация предпенсионеров – это паллиатив, необходимо создание системы непрерывного образования взрослых, что потребует финансовых ресурсов на порядок больших, чем ныне запланированные 30 млрд рублей. Движение по этому вектору, однако, практически неотличимо от бега на месте.

Больше шансов на успех в вопросах гарантий занятости для работников предпенсионных возрастов – они должны начать действовать в идеале с 1 января 2019 года. Но компромисса, устраивающего все стороны пока тоже не видно. По мнению бизнеса, уголовное преследование за увольнения или отказ брать на работу явно избыточно и контрпродуктивно. К тому же способно сдвинуть возрастную «планку отсечения» найма по квалификационным требованиям много ниже нынешней предпенсионной. Административное воздействие воспринимается несколько спокойнее, но и оно должно быть уравновешено мотивациями экономического характера.

Предложения предпринимательских объединений на этот счет сходятся на снижении страховых взносов в ПФР, которые работодатели платят за пожилых сотрудников (у РСПП – до 14-15%, у «Опоры России» – до 10%, в «Деловой России» настроены и вовсе на обнуление отчислений). Отклик власти пока неочевиден. Возможно, официальна позиция прояснится после завершения работы парламентариев над законопроектом о налоговых расходах, то есть, выпадающих доходах бюджета, обусловленных льготами и преференциями по налогам, сборам и таможенным платежам. Их оценка должна будет проводиться ежегодно, а соответствующий отчет (в том числе с характеристиками полученных эффектов) вноситься вместе с проектом бюджета РФ на следующую трехлетку.

По формальным причинам, как видим, введение новых фискальных стимулов может затянуться. Вместе с тем, без них запуск пенсионных изменений тоже вряд ли оправдает ожидания. Решение, тем не менее, предстоит принимать уже в ближайшие недели. К тому же оно имеет прямую проекцию на температуру инвестклимата.

Смягчение пенсионных новаций еще раз напомнило о том, что ускорение роста неотделимо от усиления инвестактивности. Существенным условием для этого по-прежнему остается закрепление низкоинфляционной среды. По итогам августа индекс потребительских цен поднялся в годовом выражении до 3% (последний раз такого уровня он достигал в сентябре-2017). До конца 2018 года ЦБ РФ ждет повышения до 3,5-4% год к году, в 2019-ом – до 4-4,5%. Главная причина – новая ставка НДС в 20%. Диапазон ее вклада в инфляцию с учетом всей совокупности факторов, по оценкам регулятора, достаточно широк и насчитывает от 0,6 до более 1,5 п.п. (основное влияние скажется в первые месяцы 2019 года, его масштаб составит около 1 п.п.). Удержание годового темпа ценовой динамики вблизи цели в 4% потребует немалых усилий денежных властей.

Между тем, складывающиеся необходимые ценовые предпосылки пока не получили убедительного продолжения с точки зрения достаточности условий для большей инвестактивности. Данные Росстата, напротив, показывают ее торможение: 4,4% по результату-2017, 3,2% в январе-июне 2018 года (3,6% в первом квартале, 2,8% – во втором). Не обнаруживаются и выраженные качественные подвижки: доля вложений в машины, оборудование и транспортные средства выросла с 34,1% в первом полугодии-2017 до 35,6% в соответствующем периоде 2018-го за счет относительно крепкого рубля. Продолжение тренда теперь под большим вопросом из-за ослабления валютного курса.

Примечательны изменения в источниках финансирования: доля бюджетных средств сократилась с 13,4% до 12,1%, банковских кредитов – с 11,5% до 8%, вес собственных средств предприятий, напротив, потяжелел с 56% до 59,7%. Заметим также, что Росстат на минувшей неделе зафиксировал рост чистого финрезультата (прибыли до налогообложения) предприятий за последние два квартала на 30,9% г/г (год назад отмечалось снижение на 10,9%) до 6,37 трлн рублей. Потенциал финансирования капвложений, таким образом, довольно высок.

Тем не менее, бизнес вследствие неопределенности в макротрендах, внешних условиях и среднесрочных приоритетах экономической политики предпочитает направлять прибыль на сокращение долга, увеличивать выплаты дивидендов или хранить на счетах и депозитах в банках (на последние, к примеру, приходится до 5 трлн рублей и $10 млрд).

Инвестиционная динамика, оказавшаяся в июле хуже ожиданий, стала одним из оснований снижения прогноза ЦБ РФ на третий квартал – с 1,5-2,0% до 1,3-1,7% (прогноз по году в целом оставлен без изменений – 1,5-2,0%). В этих обстоятельствах в регулятивной повестке на первый план логично выходит поиск стабильных инвестстимулирующих мер долговременного характера.

На серьезность намерений кабмина двигаться в этом направлении указывает, например, подготовленный Минфином законопроект (он уже отправлен на межведомственное согласование) и соглашениях о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Источники в правительстве (на них ссылаются деловые СМИ) не исключают, что новый механизм, родившийся в ходе дискуссии с бизнесом по поводу идей об «изъятии сверхдоходов», будет представлен на планируемой в ноябре встрече Владимира Путина с членами РСПП как единое решение для стимулирования инвестиций.

Соглашение о защите и поощрении капиталовложений не предполагает федеральных льгот по налогу на прибыль (чем отличается от практики специальных инвестконтрактов, установленной законом о промышленной политике). В то же время, идея инвестсоглашения строится на трех фундаментальных принципах.

Первый – механизм распространяется на любые типы инвестпроектов, включая сферы сельского хозяйства, информации и связи, а также выпуск продукции двойного назначения. Исключение составляют производство табака, алкогольной продукции, добыча нефти и природного газа. К числу приоритетных разработчиками отнесены: уже объявленные, но пока «пробуксовывающие» проекты компаний; соответствующие критериям майского указа-2018 президента новые программы корпораций; инфраструктурные госпроекты, реализуемые на принципах государственно-частного партнерства, с ориентацией на регионы присутствия бизнеса. По данным «КоммерсантЪ», у Минфина есть информация о 407 проектах на сумму более 30 трлн рублей, которые могут быть предметом СЗПК. РБК сообщает о том, что этот механизм предполагается распространить и на мегапроекты в сфере транспортно-логистической инфраструктуры, но их перечень пока не определен.

Второй принцип – инвестору гарантируется сохранение всех налоговых и регулятивных условий на 6 лет с пролонгацией еще на 6 или 12 лет в зависимости от объема вложений, «рубежи» которого определены в диапазоне от 3 млрд до 30 млрд рублей. Минфином также предлагается единый контракт по госсубсидиям, если они предусмотрены проектом. Такая «заморозка» изменений в законодательстве, впрочем, не затронет те из них, которые качаются защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны и безопасности государства и конституционных прав граждан.

Третий – возмещение затрат на создание инфраструктуры в объеме налогов, уплачиваемых инвестором в ходе реализации проекта. То есть, бюджет выступает гарантом его исполнения: в случае ухудшения условий, ущерб будет компенсирован госказной. В презентации Минфина содержится и положение о возможности долгосрочного государственного заказа «для формирования первичного спроса на уникальную продукцию проекта». Как подчеркнул замминистра финансов Андрей Иванов 30 августа, представляя журналистам идею СЗПК, «это будет очень важно и для иностранных инвесторов, в частности азиатских». Немаловажно и то, что согласно текущей версии законопроекта, инвестором, чьи вложения подлежат защите, может выступать российское юрлицо с иностранным капиталом.

В целом предложения министерства финансов выглядят многообещающе системными. Но они, по оценке экспертов, остаются под рисками. Пока не ясно какие инвестпроекты останутся в «пуле» по итогам согласований. Практику правоприменения в отношении той же «заморозки» действия законодательных изменений еще только предстоит сформировать, а позитивного опыта на этот счет маловато. И уже сейчас понятно – для эффективной «отдачи» замысла потребуются немалые усилия на других «смежных» направлениях улучшения инвестиционного климата.

Конечный эффект решений по изменениям в пенсионной системе будет проявляться не только в ее большей финансовой устойчивости и постоянном повышении обеспеченности пожилых людей. Еще важнее, пожалуй, своего рода «веерное подключение» других существенных действий в рамках сложившейся российской структурной повестки. По сути пока лишь обозначена готовность, правда, на высшем политическом уровне, к первому шагу. Освоение маршрута отхода от традиционной модели развития требует новых усилий. Инвестиции, рынок труда, поощрение конкуренции, поддержка несырьевого сектора, переопределение экономических функций госуправления – очевидные «дорожные указатели». Принципиальна при этом и политтехнология следования. При всем разноголосии дискуссия о «пенсионной перезагрузке» доказала – качество принимаемых мер напрямую зависит от содержательности диалога. С выходом на «пенсию» жизнь современных структурных реформ в России только начинается.

Марина Войтенко – экономический обозреватель

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Владимир Путин и Синдзо Абэ на встрече в Сингапуре 14 ноября договорились ускорить переговорный процесс на основе Советско-японской совместной декларации 1956 года, предполагающей возможность передачи Токио после заключения мирного договора острова Шикотан и группы островов Хабомаи. На встрече Абэ выразил надежду, что Россия и Япония решат территориальный спор и заключат мирный договор. А Путин подтвердил, что переговоры об островах начались именно на основе декларации 1956 года.

Предсказывать исход и даже интригу президентских выборов в США, когда до них еще более двух лет, ни один уважающий себя эксперт не решится. Но о некоторых параметрах президентской гонки 2020 года можно рассуждать уже сейчас. Смысл этой статьи – показать, за чем и за кем следить, потому что американская политика, как внутренняя, так и внешняя, во все большей степени будет определяться «прицелом» на эти выборы.

Центр политических технологий подготовил первый выпуск аналитического мониторинга «Выборы2018», посвященный конфигурации политических сил на старте кампании. В докладе проведен экспертный анализ избирательной кампании по следующим измерениям: партийно-политическая рамка, региональное измерение, а также политические портреты кандидатов. Авторский коллектив: Игорь Бунин, Борис Макаренко, Алексей Макаркин и Ростислав Туровский.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net