Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

В середине февраля Басманный суд заочно арестовал бизнесмена, владельца O1 Group Бориса Минца, а 31 января были заочно арестованы два его сына - Дмитрий и Александр. Причиной ареста стали обвинения в растрате 34 млрд руб. (ч. 4 ст. 160 УК) средств банка «ФК Открытие» и последовавшее обвинение в межгосударственный розыск. На данный момент Борис Минц и его семья с весны 2018 года проживают в Великобритании.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

14.01.2019 | Политком.RU

Подарок из Константинополя: перспективы Православной Церкви Украины

Украина5 января Константинопольский патриарх Варфоломей в присутствии президента Украины Петра Порошенко и делегации украинских чиновников подписал, а на следующий день вручил главе ПЦУ (Православной Церкви Украины) Епифанию Томос (указ) об автокефалии. Документ был доставлен в Киев к Рождеству, а затем возвращен обратно в Стамбул для получения подписей всех архиереев Синода Константинопольского патриарха. 9 января Томос об автокефалии подписали все члены Синода Вселенского патриархата.

Напомним, в апреле 2018 года президент Украины Петр Порошенко обратился к Вселенскому патриарху Варфоломею с просьбой о предоставлении Томоса об автокефалии православной церкви на Украине. При поддержке патриарха Варфоломея в Киеве был запущен процесс по созданию собственной православной церкви путем объединения двух прежних: УПЦ Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви.

15 декабря в Киеве прошел объединительный cобор православных церквей Украины, на котором избран глава новой церковной структуры — митрополит Киевский, которым стал митрополит Переяславский и Белоцерковский Епифаний (Думенко). Последний формальный шаг на пути к автокефалии – подписание Томоса патриархом Варфоломеем и всеми членами Синода Вселенского патриархата, которое произошло в начале января этого года.

Вопрос о предоставлении украинской церкви независимости вызвал очередной кризис в религиозных отношениях между Москвой и Киевом. РПЦ, которой подчиняется Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), назвала объединение, произошедшее на особом Объединительном соборе в середине декабря, «канонически ничтожным», а подписанный Томос об автокефалии – «бумагой, являющейся результатом неуемных политических и личных амбиций» и подписанной в нарушение канонов. Принятое решение спровоцировало кризис и в отношениях между Москвой и Константинополем: еще 5 октября, через несколько дней после того, как Вселенский патриархат подтвердил планы дать автокефалию украинской церкви, Московский патриархат разорвал с ним евхаристическое общение (возможность совместного служения литургии). Для обычных мирян это означает невозможность верующих РПЦ причащаться или участвовать в других таинствах на приходах и в монастырях Константинопольского Патриархата.

Ключевой момент, обсуждаемый в публичном пространстве в связи с подписанием Томоса: чем же является новая Православная Церковь Украины – новой автокефальной церковью или митрополией Константинопольского патриархата с расширенными правами автономии. Критики считают, что Патриарх Варфоломей применил новый не имеющий аналогов метод предоставления автокефалии с целью экспансии и попытки взять под контроль украинскую церковь. Однако в целом Томос, подписанный в Фанаре, продолжает существующую традицию издания подобных документов, постепенно формировавшуюся в Константинопольском патриархате в течение последних двух столетий. Это и Томос об автокефалии Элладской Православной Церкви, изданный еще в 1850 г., и Томосы о даровании автокефалии Сербской (1879), Румынской (1885), Польской (1924), Албанской (1937), Болгарской (1945) и Чешско-Словацкой (1998) Церквям. Все эти Томосы, с одной стороны, соответствуют определенному канону, а с другой стороны – отражают специфику ситуации, сложившейся в каждой из Поместных церквей на момент подписания документа.

В частности, важные «ограничительные» особенности Томоса об автокефалии Православной церкви Украины:

  • оговорка о «недопущении никаких дополнений или сокращений» титула предстоятеля ПЦУ без согласия Константинопольской Церкви (реакция на попытки сохранить упоминание о патриаршестве),
  • Константинополь как высшая «судебная инстанция» (право принимать апелляции от украинских епископов, авторитетное разъяснение важных церковных вопросов),
  • вручение Томоса не только митрополиту, но и президенту Украины (возрождение традиции «симфонии» светской и церковной власти, характерной скорее для XIX века),
  • жесткие требования о соответствии Устава автокефальной церкви положениям Томоса,
  • отказ ПЦУ от создания своих структур за пределами Украины и сохранение на территории Украины официального представительства Константинопольского патриархата во главе с Экзархом.

Несмотря на жесткие рамки, обозначенные принятым Томосом об автокефалии Православной церкви Украины, это все же это автокефальная церковь, пусть и с более ограниченными полномочиями, чем у других церквей. Вселенский патриархат пытается не допустить появление нежелательных для него процессов внутри ПЦУ и одновременно сформировать удобный инструмент влияния на дальнейшее развитие церкви. Вероятно, ПЦУ не будет себя чувствовать комфортно при подобных ограничениях, но на данный момент вынуждена принять предложенные условия. Как ситуация будет развиваться в дальнейшем зависит от нескольких факторов: признание ПЦУ другими церквями (на данный момент она признана только Константинополем), амбиций ПЦУ и лично митрополита Епифания (будут ли попытки «раздвинуть» границы, сформированные Томосом), позиции Константинопольского патриархата (будет ли требоваться неукоснительность соблюдения всех положений Томоса или на что-то будут «закрываться глаза»).

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net